Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что творческое воображение, как психический процесс, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения, отношения к действительности в целом. Выступая не только предпосылкой творческой деятельности, но и являясь условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний и представлений, творческое воображение способствует саморазвитию личности, что в значительной степени представляет огромный потенциал для гармоничного развития личности ребенка. В соответствии с п. 22 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») дети имеют право на: «развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах…».
Согласно п. 1 ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование [42] (далее — ДО) направлено на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств…». Умение видеть красоту, эмоционально сопереживать прекрасному, стремиться преобразовывать увиденное — творческое воображение и является эстетическими качествами личности. Согласно п. 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [32] (далее — ФГОС ДО) одной из приоритетных задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выступает «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
В соответствии с ФГОС ДО [32] содержание программы ДО должно обеспечивать творческое развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности к творческому решению и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одним из них выступает художественно-эстетическое развитие.
Глава 1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Развитие творческого воображения детей как педагогическая проблема
Проблема творчества, воображения, в частности творческого воображения, исследовалась еще Сократом. Он определял понятие воображение, как «неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных» [35, с.96]. Платон и Аристотель впервые поставили данную проблему как важную, научную, раскрыли сущность и основные черты. Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и личного мнения. По мнению Аристотеля: «Воображение является определенным родом деятельности специфическим продуктом, которого являются познавательные образы окружающей действительности» [35, с.97].
Рассмотрим как отечественные, так и зарубежные авторы с разных научных точек зрения рассматривают сущность понятия «воображение» и «творческое воображение» обратимся к следующим авторам: В отечественной и зарубежной психологии и педагогике само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном — это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей. Л.С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [4, с.223].
Л.Н. Коган и А.Г. Спиркин утверждали, что «воображение — это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» [9, с.39]. Интересно отметить, что Ж. Пиаже считал воображение «временной стадией искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности» [35, с.125].
Я.Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображение он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [23, с. 317]. А.А. Мелик-Пашаев, говорит о творческом воображении, как о способности ребенка «представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства» [26, с. 24].
Л.С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений» [5, с. 142].
Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.
По мнению Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения в жизни человека состоит в том, что без него «был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое» [34, с. 318].
Л.С. Коршунова считает, что при помощи творческого воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение помогает человеку мысленно преобразовывать окружающую действительность и создавать на этой основе новые образы в практической деятельности. Е.И. Игнатьев рассматривает основные признаки процесса воображения, замечая, что «в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [35, с. 136].
1.2. Диагностическое исследование исходного уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность.
Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста [30]. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности [5].
Д.Б. Эльконин отмечал, что в старшем дошкольном возрасте, у ребенка повышается уровень оригинальности как показатель развития воображения. В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Являясь сложным структурным образованием, воображение детей старшего дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с такими психическими процессами детского организма, как: восприятие; память; мышление; речь; эмоции; потребности и желания.
Рассмотривая, как воображение ребенка старшего дошкольного возраста связано с психическими процессами и личностью ребенка в целом. В восприятии старшего дошкольника отражаются целостные образы, ситуации с их специфическими чертами. Качество восприятия определяется его соответствием с воспринимаемыми объектами. Воображение восполняет и преобразует его. Также воображение всегда опирается на прошлый опыт, сохраненный памятью, которая носит у детей старшего дошкольного возраста произвольный характер.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий. Воображение в дошкольном возрасте представляет собой создание образов, которые пересказывает взрослый из стихов, сказок, рассказов. В воображении возникает только замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события. Постепенно он дополняется деталями, ему придается конкретность, отличающая результаты воображения от мыслительной деятельности.
Таким образом, воображение тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Для ребенка воображение — это не просто процесс свободного фантазирования, а особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта. Л.С. Выготский показал, что «воображение ребенка начинает складываться в игровой деятельности и получает свое дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и т.п.)» [4, с. 98].
Если при пассивном воображении у старшего дошкольника образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. То в активном состоянии, например, в творческой работе, воображение старшего дошкольника становится процессом сознательного и активного создания образов, отвечающих строго определённому замыслу и удовлетворяющих столь же строгим требованиям. Значит, необходимым условием развития воображения старшего дошкольника является уменье преднамеренно вызывать достаточно яркие образы. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет построить образ объекта в соответствии с описанием (или чертежом, схемой и т. п.) этого объекта, представляет себе расположение предметов и действий, которые надо произвести, результат этих действий и т.д. (воссоздающее воображение). То есть, он использует уже имеющиеся знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. Проще говоря, «воссоздающее воображение старшего дошкольника в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт, что влияет на продуктивность творческого воображения» [17, c.65].
Когда ребенок «овладевает способностью комбинирования ранее полученных представлений, а также их преобразованием их в образы, отличающиеся большим разнообразием, гибкостью и динамичностью за счет использования разных приемов, то он достигает достаточно высокого уровня творческого воображения. Что значительно отличается от воссоздания образов по представлениям памяти, и характеризует вариативность использования идей» [10, с.76].
1.3. Содержание работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно.
Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих — новое в себе. В.А. Сухомлинский писал: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [38, с. 56].
По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность детей дошкольного возраста — это «специфический вид художественнотворческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре» [40, с. 3].
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетноролевых игр. Так, по мнению Л.С. Фурминой театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.
Театрально-игровая деятельность детей-дошкольников по Л.С. Фурминой принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) — это различные виды кукольного театра, вторые игры (непредметные) — это игры-драматизации [43, с. 10].
Несколько иной подход в работах Л.В. Артемовой. Согласно ее исследованиям, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: — режиссерские игры; — игры-драматизации. К режиссерским играм относится настольный, теневой театр, театр фланелеграфе. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей.
Заключение
На основании изученной литературы Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, И.А. Лыковой, Л.С. Коршуновой, Е.И. Игнатьева, Р.С. Немова, А.А. Мелик-Пашаева, О.М. Дьяченко, М.В. Ильиной, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой, В.А. Сухомлинского, С.Н. Томчиковой, Л.В. Артемовой, М.Д. Маханевой и др. необходимо сделать следующие выводы:
1. Творческое воображение — это способность ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства (А.А. Мелик-Пашаев). Говоря о результатах процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста мы будем опираться на классификацию компонентов и показателей по М.В. Ильиной:
— компонент — способность к воображению и его показатель — способность вносить в знакомый образ элементы новизны;
— компонент — активность воображения и его показатель — способность к придумыванию, высказывание нескольких идей;
— компонент — исполнение замысла и его показатель — способность к оригинальному исполнению замысла.
2. Воображение в старшем дошкольном возрасте широко включено в творческую деятельность и может быть реализована в любых детских видах деятельности. Также стоит отметить, что творческое воображение старшего дошкольника находится в тесной взаимосвязи с такими психическими процессами психики, как восприятие, память, мышление, речь, эмоции, потребности и желания; творческое воображение — с совершенствованием этих психических функций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акулова, О.А. Театрализованные игры [Текст] / О.А. Акулова. Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 57-64.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л.В. Артемова. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
3. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. — М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. — 112с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. [Текст] / Л.С. Выготский — М., 1991. — 93 с.
5. Выготский, Л.С. Психология творчества [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Инфра-М, 2011. — 487 с.
6. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада [Текст] / Н.Ф. Губанова. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2012. — 160 с.
7. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей [Текст] / Н.Ф. Губанова. — М.: Вако, 2011. — 256 с.
8. Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей [Текст] / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2015. — 192 с.
9. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. — Смоленск, 1974. — 153 с.
10. Дьячкова, О.М. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / О.М. Дьячкова. — М.: Инфра-М, 2012. — 354 с.
11. Ильина, М.В. Развитие воображения дошкольников [Текст] / М. В. Ильина. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 176 с
12. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы [Текст] / В. И. Ковалько. — М.: Вако, 2011. —176 с.
13. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий [Текст] / Т. С. Комарова.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. —136 с.
14. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. —200 с.
15. Комарова, Т.С. Зацепина, М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. — 144 с.
16. Комплексное перспективное планирование в старшей группе детского сада / Под ред. Т. С. Комаровой. [Текст] / Т. С. Комарова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 88 с.
17. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: [Текст] : Методическое пособие. / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
18. Курочкина, И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно [Текст] / И.Н. Курочкина. — М.: Флинта, 2002. —126 с.
19. Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. —112 с.
20. Лунина, Н.А. Играем в буквы и слова. Путешествуем по Реченьке: развиваем память, речь, внимание, воображение [Текст] / Н. А. Лунина. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. — 144 с.
21. Лыкова, И.А. Занимаемся с детьми искусством [Текст] И.А. Лыкова; / Под ред. К.В. Тарасовой. — М.: Просвещение, 2009. — 96 с. 68
22. Лыкова, И.А. Интеграция искусств в детском саду: изобразительное творчество и детская литература [Текст] / И. А. Лыкова. — М: ТЦ «Сфера», 2009. — 144 с.
23. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. — М.: Знание, 2005. — 592 с.
24. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / М.Д. Махнева.— М.: ТЦ Сфера, 2004.— 128с.
25. Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника [Текст] /М.Д. Маханева. Дошкольное воспитание. — 1999. — № 11. — С.6-14.
26. Мелик-Пашаев, А.А., Психологические основы художественного развития. [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская и др.— М.: Изд-во МГППУ, 2006. —160 с.
27. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
28. Охлопкова, М.В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 48-52.
29. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие. – 3-е издание [Текст] / С.В. Погодина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 352 с.
30. Поддьяков, Н.Н. Творчество и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Поддьяков. —Волгоград, 1994. —82 с.
31. Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А.В.Запорожца и А. П. Усовой. — М.: Азбука, 2006. — 278 с.
32. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «Российская газета», № 265, 25.11.2013.
33. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции 14–15 апреля 2015 г.: сборник материалов. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 504 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 1998. – 805 с.
35. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. — М. : Покров, 2004. — 55 с.
36. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения. [Текст] : Философия для педагогики и психологии. / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова — М.: Союз, 2002. —356с.
37. Смирнова, Е.О. Первые шаги. [Текст] : Программа воспитания и развития детей раннего возраста. / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.— 160 с.
38. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр — Творчество — Дети» [Текст] / Н.Ф. Сорокина — М.: АРКТИ, 2002. — 57 с.
39. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Академия, 2014. — 362 с.
40. Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда [Текст] / Т. А. Ткаченко. —М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. —48 с.
41. Ушинский, К.Д. Избранное [Текст] / К.Д. Ушинский. — М.: Владос, 2009. — 465с.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 303, 31.12.2012 стандарта дошкольного образования» // «Российская газета», № 265, 25.11.2013.
43.Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции 14–15 апреля 2015 г.: сборник материалов. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 504 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 1998. – 805 с.
45. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. — М. : Покров, 2004. — 55 с.
46. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения. [Текст] : Философия для педагогики и психологии. / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова — М.: Союз, 2002. —356с.
47. Смирнова, Е.О. Первые шаги. [Текст] : Программа воспитания и развития детей раннего возраста. / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.— 160 с.
48. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр — Творчество — Дети» [Текст] / Н.Ф. Сорокина — М.: АРКТИ, 2002. — 57 с.
49. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Академия, 2014. — 362 с.
50. Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда [Текст] / Т. А. Ткаченко. —М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. —48 с.
51. Ушинский, К.Д. Избранное [Текст] / К.Д. Ушинский. — М.: Владос, 2009. — 465с. 42. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 303, 31.12.2012