Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Проблемы формирования представлений патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Приёмы и методы формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1 План работы по формированию представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста 13
2.2 Подбор и реализация программы по формированию представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста 19
2.3 Обработка результатов практического эксперимента и постановка выводов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных образовательных программах особое внимание уделяется школьному краеведению. Однако использование этого педагогического метода ограничивается не только школьным курсом, но должно присутствовать и в образовательных программах дошкольных учреждений.
Воспитание чувства патриотизма и изучение истории родного края необходимо начинать с дошкольного возраста. В это время ребенок еще не стеснён школьным курсом и восприимчив ко всему новому. Каждый регион, как и вся страна, имеет свою историю, интересные места и индивидуальные особенности.
В процессе формирования представлений о родном городе воспитателям необходимо развить у дошкольников чувство патриотизма, гордости за свой край и страну, научить ребенка беречь и сохранять природу родного края.
Поэтому изучение данной темы является актуальной, так как формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста имеет не только педагогическую и воспитательную направленность, но также и практическую значимость, так как освоенные в дошкольном учреждении знания о родном крае будут основой для дальнейшего изучения школьного краеведения.
Цель исследования изучить приёмы и методы формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста, обучающиеся в дошкольном учреждении.
Предмет исследования – формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме важности формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
2. Описать возможные приёмы и методы формирования представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста, применяемые на практике;
3. Провести практический эксперимент и выявить уровень сформированности представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и реализовать программу, способствующую повышению уровня сформированности представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста;
5. Доказать на практике эффективность разработанной программы.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы; эмпирические - психодиагностические методы (тестирование, беседа), коррекционные методы (повышение представлений о родном городе, воспитание чувства патриотизма), методы математико-статистической обработки данных.
Методологической основой исследования являются основные принципы педагогики, такие как природосообразности, культуросообразности, профессиональной целесообразности, целостности.
Гипотеза исследования заключается в том, что воспитание чувства патриотизма невозможно без помощи взрослых. Дети старшего дошкольного возраста должны знать историю города, в котором живут, уметь рассказать о нем. Поэтому включение в программу дошкольного образования курса краеведения позволит повысить знания учащихся о родном городе.
Выборка учащихся и проведение практического эксперимента осуществлялась на базе детского сада №48 д. Бутаки Полетаевского сельского поселения Сосновского района Челябинской области.
Изучение проблемы формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста начинали представители советской педагогики. К. Д. Ушинский, М. И. Богомолова, В. Г. Белинский, С. А. Козлова, Н. А. Добролюбов и другие посвящали свои работы аспектам нравственно-патриотического, гражданского и интернационального воспитания детей. В современной педагогике появляются новые подходы к этой проблеме, в частности работы следующих исследователей: Э. К. Суслова, С. А. Козлова, Е. Б. Алтабаева.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация может быть полезна для педагогов и воспитателей и применяться в процессе работы.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, списка используемых источников, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Проблемы формирования представлений патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
В научной литературе «представления детей старшего дошкольного возраста о родном городе» определяется как эмоционально окрашенные образы ранее воспринимаемых достопримечательностей и особенностей родного города, возникающие в памяти ребенка [11].
Так, Э. К. Суслова исследовала вопросы воспитания культуры межнационального общения дошкольников [15]; С. А. Козлова формирование у детей представлений о родном крае, родном городе раскрывала в рамках ознакомления дошкольников с социальной действительностью [17]; Е. Б. Алтабаева – в рамках организации историко-краеведческой работы [18]. В работах этих исследователей раскрыты приемы и методы, которые отражают региональные особенности, а также демонстрируют различные стороны ознакомления дошкольников с родным городом. В каждом городе, в любом селе, в любом населенном пункте есть региональные особенности, особенности исторического становления и развития, своеобразные черты культуры и обычаев, образующие тот фундамент, который обеспечивает привязанность и интерес ребенка к родному городуn [29].
А. Л. Захарчук предлагает всю организацию работы по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников выстраивать поэтапно, последовательно с учетом возрастных особенностей [13].
Н. Мельникова говорила о том, что раскрыть всю сложность и неоднозначность исторического пути родной земли для каждого ребенка является центральной задачей работы воспитателя с детьми в процессе формирования представлений о родном городе. [25].
Е. Ю. Александрова отмечала, чтобы вызвать у детей дошкольного возраста интерес к родному городу и развить любознательность, педагог должен правильно организовывать передачу знаний о родном городе [2]. Наблюдения в сочетании с пройденными и усвоенными знаниями, способствует развитию логического и образного мышления ребенка [1].
П. Г. Саморукова на основе своих исследований выделила показатели представлений, которые важно учитывать при отборе содержания работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом:
– полнота – определяется объемом представлений детей, то есть это мера соответствия представлений каждого ребенка дошкольного возраста образцу, тому объему, который представлен в общеобразовательной программе дошкольного образования;
– обобщенность – характеризуется овладением ребенком интеллектуальными понятиями и умениями обобщения. Данный показатель демонстрирует, насколько ребенок овладел другими умственными действиями: синтезом, анализом, классификацией, сравнением и абстрагированием;
– доказательность – определяется степенью осмысленности и понимания детьми освоенных представлений, умением обоснованно и последовательно доказывать решение познавательных задач. Степень доказательности – отношение процента причинно-следственных связей в ответе ребенка к другим видам связей [31].
Ю. Е. Антонов выделяет следующие представления о родном городе, которые нужно формировать у старших дошкольников:
– представления об истории родного города, а именно, о создании города, его основателях, о важных исторических событиях города
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова, Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст] / Е. Ю. Александрова. – Москва : ТЦ сфера, 2014. – 112 с.;
2. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е. Ю. Александрова. – Волгоград : Учитель, 2007. – 203 с.;
3. Алёшина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст] / Н. В. Алёшина. – Москва : ЦГЛ, 2008. – 111 с.;
4. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алёшина. – Москва : ЦГЛ, 2007. – 156 с.;
5. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [Текст] / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – Москва : АРКТИ, 2003. – 168 с.;
6. Белякина, И. А. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования [Текст] / И. А. Белякина // Интерактивное образование. – 2017. – №69. – С. 1-2;
7. Виноградова, А. М Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Под ред. А. М. Виноградовой. – Москва: 1999. – 215 с.;
8. Волобуева, Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем [Текст] / Н. Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. октябрь 2011 г. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – Ч. I. – С. 68-71;
9. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах: учебнометодическое пособие [Текст] / В. В. Воронов. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 192 с.;
10. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: учебник [Текст] / Б. В. Емельянов. – Москва : Советский спорт, 2010. – 185 с.;
11. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А. Д. Жариков. – Москва : Просвещение, 1980. – 192 с.;
12. Жуковская, Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова. – Москва : Просвещение, 1990. – 176 с.;
13. Захарчук, А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников [Текст] / А. Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С.25-27;
14. Ильина, Л. С. Воспитание историей родного края [Текст] / Л. С. Ильина, Е. Ф. Загайнова // Воспитание дошкольников. – 2012. – №3. – С. 83- 85;
15. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учебнометодическое пособие [Текст] / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – Москва : Детство-пресс, 2011. – 324 с.;
16. Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01 [Текст] / Т. Г. Кобзева. – Волгоград, 2014. – 347 с.;
17. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.;
18. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №9. – С. 98- 101;
19. Комарова, Т. С. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников [Текст] / Т. С. Комарова, Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – Москва : Педагогика, 2010. – №1. – С. 30-35;
20. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие [Текст] / Н. Г. Комратова. – Москва : Владос, 2007. – 125 с. 49;
21. Крупка, Т. И. ознакомление дошкольников с малой Родиной [Текст] / Т. И. Крупка, Л. Ф. Самборенко// Воспитатель ДОУ. – 2016. – №3. – С. 56-66;
22. Крылова, Е. А. Особенности формирования представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края [Текст] / Е. А. Крылова, Н. Н. Синева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 19 февраля 2016 г. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – Ч. I. – С. 261-262;
23. Лосева, А. Ю. Как помочь ребенку полюбить родной город [Текст] / А. Ю. Лосева // Детский сад от А до Я. – 2003. – №3. – С. 90-94;
24. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспиатние дошкольников [Текст] / М. Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1. – С. 55-60;
25. Мельникова, Н. В. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текст] / Н. В. Мельникова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №10. – С. 82-85;
26. Микляева, Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников [Текст]/ Н. В. Микляева. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.;
27. Пантелеева, Н. Г. Воспитание любви к истории края у старших дошкольников [Текст] / Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – 2013. – №2. – С. 64-69;
28. Пантелеева, Н. Г. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем [Текст] / Н. Г. Пателеева. – Москва : ИРОТ, 2011. – 231 с.;
29. Погудкина, Ю. А. Воспитание патриотизма средствами русского декоративно-прикладного искусства [Текст] / Ю. А. Погудкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – №1. – С. 108-113;
30. Рыбалова, И. К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И. К. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №6. – С. 45-55;
31. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / П. Г. Саморукова. – Москва : Просвещение, 1991. – 186 с.;
32. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К .Д. Ушинский. – Москва : Просвещение, 1968. – 557 с.;
33. Хурда, Т. А. Воспитываем любовь к родному городу [Текст] / Т. А. Хурда, Л. А. Ситникова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №7. – С. 25-28;
34. Цеева, Л. Х. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Л. Х. Цеева, Н. В. Петрова. – Майкоп : Полиграф-Юг, 2004. – 278 с.;
35. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 319 с.