Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На протяжении всего дошкольного образования основной задачей воспитателей-педагогов является подготовка ребенка к обучению в школе. Одним из направлений дошкольной программы является изучение дошкольниками основ русского языка – звуки, буквы, развитие устной речи: постановка правильного звукопроизношения, развитие устной речи, ее выразительности, памяти.
Зачастую в старшем дошкольном возрасте многие дети уже овладели устной речью. Поэтому в этот период активно начинается знакомство с художественной литературой.
Одним из методов развития устной речи в детском саду является заучивание стихотворений. Заучивание стихотворений помогает детям развить и совершенствовать устную речь: овладеть средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
На основании сказанного актуальность работы заключается в том, что старший дошкольный возраст является важным этапом в образовании детей. В этот период необходимо научить ребенка управлять своей речью, развить память и приобщить к художественным произведениям.
Цель исследования - изучить возможность использования заучивания стихотворений как способ воспитания интонационной выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – интонационная выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством заучивания стихотворений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить мнения специалистов в области педагогики по проблеме развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста;
2. Описать особенности интонационной речи у детей старшего возраста, обусловленные физиологией;
3. Проанализировать существующие приемы и методы формирования выразительности речи;
4. Рассмотреть возможность использования театрализованных игр как метода формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
5. Выявить первоначальный уровень сформированности интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
6. Провести коррекционную работу по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы; эмпирические – педагогические методы (тестирование, беседа), коррекционные методы (повышение уровня интонационной выразительности речи), методы математико-статистической обработки данных.
Методологической основой исследования являются основные принципы педагогики, такие как природосообразности, культуросообразности, профессиональной целесообразности, целостности.
Гипотеза исследования заключается в том, что интонационная выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста может быть сформирована только в результате правильно организованного педагогического процесса и с использованием различных приемом, в частности, метода заучивания стихотворений.
Выборка учащихся и проведение практического эксперимента осуществлялась на базе детского сада
Изучение проблемы формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные ученые. Например, Сохин Ф. А., Ушакова О. С., Артемова Н. И. и др. Павалаки И. Ф., Махиева М. Д. в своих научных трудах апробировали возможность применения театрализованных игр в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе были обобщены существующие методы обучения детей устной речи, а также обоснована важность применения театрализованных игр в процессе дошкольного образования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе программа занятий может быть полезна для педагогов и воспитателей и применяться в процессе дошкольного образования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, списка используемых источников, приложения.
Список используемой литературы состоит из 24 литературных источников, из которых 2 диссертации, 5 статей периодических изданий.
ГЛАВА 1 Теоретический анализ проблемы исследования
1.1 Анализ научной литературы о содержании понятия «интонационная сторона речи»
Анализ научной литературы по теме исследования показал, что разные авторы по разному понимают содержание понятия «интонационная сторона речи».
К интонационной стороне речи относятся: ударение, мелодика, темп, тембр и паузы, выделяя как важнейшие и наиболее своеобразные компоненты русской интонации мелодику и ударение [1].
По наблюдениям Зиндера Л. Р. все компоненты интонации, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что никакой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, силы и так далее [3].
Н. И. Жинкин, рассматривая просодическую организацию языка, отмечает, что «натуральная форма реализации языка - звуковая. Звук как функция времени меняется по параметрам: длительности, основной силы и высоты» [8]. Управление этими параметрами в процессе речи исследователь называет просодией. А реализуемую совокупность этих параметров - интонацией.
Е. А. Брызгунова, анализируя соотношение компонентов интонации, утверждает, что логическое ударение оформляется в речи сочетанием названных компонентов, поскольку на логических центрах голос меняется по высоте, силе, темпу, тембру [3].
И. Г. Торсуева, используя семантический подход при выявлении единиц речи, выделяет высказывания. Основными характеристиками высказывания являются его коммуникативная направленность, адресованность, возможность смыслового членения, эмоциональная насыщенность, присутствие подтекста. В отличие от предложения, обладающего значением, у высказывания, помимо значения, имеется конкретный целостный смысл, оно обладает авторством и экспрессивной стороной [6].
Л. В. Бондарко выделяет несколько факторов, определяющих поведение всех компонентов интонации: «…важным является место главного ударения в синтагме: именно в этом месте происходит самое значительное изменение мелодики - понижение или повышение…» [16].
1.2 Формирование и развитие интонационной выразительности речи у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности [12].
Владение устной речью существенно облегчает общение ребенка со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже владеет основами фонетики, лексики, грамматики [23], также он способен осмыслить услышанную информацию, придать ей точность, перефразировать [6].
Старший дошкольник применяет речь в процессе всей своей деятельности. Ребенок способен контролировать свою речь при выражении просьбы, похвалы, агрессии. Однако данных способностей недостаточно для того чтобы грамотно владеть устной речью и реализовать эти возможности в образовательном процессе.
Дети, владеющие грамотной устной речью, более восприимчивы к общению и обладают авторитетом среди сверстников. Зачастую такие дети чувствуют себя более расковано среди остальных детей и показывают свои умения в виде различных рассказов из своей жизни или увиденного.
Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Антипова, A. M. Просодия / А. М. Антипова // Лингвистический энциклопедический словарь - М.: Гардарики. 2006 - 276 с.;
2. Алмазова, E. С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи / Е. С. Алмазова. - М. : Сфера, 2003 - 189 с.;
3. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е. Э. Артемова. - Автореф. дис, канд. пед. наук. - М. : Просвещение, 2005 - 189 с.;
4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 2001. - 127 с.;
5. Антипина, Е. П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста / Е. П. Антипова. - М. : Творческий центр «Сфера», 2006 - 168 с.
6. Бородич, А. М. Методика формирования речи детей / А. М. Бородич. - М. : 2001 - 126 с.;
7. Витт, П. В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации / П. В. Витт // Вопросы психологии. 2006 - №3 - 56 с.;
8. Жинкин, Н. И. Механизмы речи. - М. : АПН РСФСР, 2002. - 156 с.;
9. Жуковская, Р.И. Игры и трудовые занятия в детском саду / Р. И. Жуковская. - М. : Владос, 2002 - 156 с.;
10. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. - М. : ТЦ Сфера, 2001 - 562 с.;
11. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. - М. : Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с.;
12. Кравцов, Г. Г. Психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов. - М. : Знание 2000 - 77 с.;
13. Лагутина, А. В. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР / А. В. Лагутина // Дошк. воспитание. - 2006. - № 11. - С. 76-80;
14. Лагутина, А. В. О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи / А. В. Лагутина // Логопед в детском саду. - 2006. - №6(15). - С. 27-31;
15. Левина, Р. Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста / Р. Е. Левина. - М. : Наука, 2004. - 219 с.
16. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - М. - 2001 - 189 с.;
17. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2003 - 189 с.;
18. Махнева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений / М. Д. Махнева. - М. : ТЦ «Сфера», 2001 - 169 с.;
19. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. Пособие / Е. В. Мигунова. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
20. Павалаки, И. Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников» / И. Ф. Павалаки. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М. : 2006 - 156 с.;
21. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева. - М. : Школьная пресса, 2003 - 136 с.;
22. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр / Н. Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130;
23. Сохин, Ф. А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. - М. : МОДЭК МПСИ, 2002 - 240 с.;
24. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи / О. С. Ушакова. - М. : Сфера. 2009 – 2040.