Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что в современном мире мы ежедневно сталкиваемся с такими понятиями, как «образ» и «образность». Образными слова употребляются в различных художественных произведениях и при общении друг с другом. Языковая картина мира относится к продукту мыслительной деятельности, изменяясь с течением времени и обуславливая передачу информации будущим поколениям, расшифровывая действительность при помощи образных видов и жанров. Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру (природе, животным, самому себе как элементу мира) и задает нормы поведения человека. Кроме того, приводит во взаимодействие познавательные процессы, культурное достояние, языковую компетенцию, чтобы отобразить в языковой форме воспринимаемые объекты и сделать наглядным то, что не всегда видно глазу.
Проблема исследования: степень важности и роли образного слова в языковой картине мира.
Объект исследования: языковая картина мира.
Предмет исследования: образное слово.
Цель исследования: выявление роли образов, образности и образного слова в языковой картине мира.
Гипотеза: образное слово несет большую значимость в передаче культурного наследия и играет одну из первых ролей в языковой картине мира.
Задачи исследования:
- изучить основные аспекты образной лексики русского языка, включающие образность и ее составляющие в лексико-семантической системе;
- проанализировать образное слово и образность в тексте;
- определить понятие языковой картины мира, выявить значение метафоризации, как семантического процесса отражения образного слова в языковой картине мира.
Структура работы состоит из содержания, введения, двух основных глав и их подпунктов, заключения, списка литературных источников, а так же включает в себя итоговые выводы.
Практическая значимость работы заключается в том, что можно использовать приведенные материалы в педагогической деятельности, а так же применять часть примеров и понятий в самообразовании детей и их родителей разных возрастных категорий.
Методы исследования: анализ, сбор и обработка данных, систематизация, описание, классификация, обобщение.
1. Образная лексика русского языка
1.1 Образ как лексико-семантическая категория
Во многих научных дисциплинах понятие «образ» рассматривается как одно из ключевых. Существует несколько определений этого слова. Например, в психологии понятие «образ» издавна является важнейшей темой для исследования.
Данная категория прошла путь становления еще с античного времени, и находится под пристальным влиянием ученых в современности. Особенности процесса отражения на разных уровнях психической организации человека помогает увидеть именно категория образа. Образом связывается внутренний и внешний мир, что обладает субъективностью и предметностью. Из этого следует, что образом является системное образование , характеризующееся многомерностью и многоуровневостью. Чаще всего образ понимают как носитель информации, который воспринимается зрительно, закрепляется в памяти, мышлении, воображении. В философии образ является одним из основных понятий теории познания, которое характеризует результаты познавательной деятельности субъекта.
Отличительной чертой образа является то, что он субъективен, идеален и не имеет самостоятельного, реального бытия. Объективность образа по содержанию выражается настолько, насколько правильно он отражает объект. При этом, все богатство его слов не исчерпывается, так как оригинал всегда богаче и является более истинным, чем копия из воображения.
При возникновении образу становится присущей некая самостоятельность характера, занимается активная позиция в поведении живых существ, тем самым регулируются их действия.
В культурологии под образом понимается явление, возникающее как результат запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации — духовной или физической.
В литературоведении образ – это эстетическая категория искусства. Он выступает обобщенной картиной и является формой выражения и интерпретации реальности, представляется как обобщенная картина. Образ формируется в воображения и фантазии
«Художественный образ – сложное и многогранное понятие, связанное с представлениями об отношении искусства к действительности, о роли художника, о внутренних законах искусства, с проблемой художественного восприятия».
Любое явление действительности, выраженной материализацией, обладающее формой, физическими свойствами и способное к воздействию на органы чувств, может стать содержанием образа. Это может быть человек, животное либо событие из реальности.
Лексика же любого языка представляет собой целостное единство взаимообусловленных элементов. Слова в языке существуют друг с другом в тесной взаимосвязи, образуя системы, построенные на различных основаниях: семантико-грамматических (части речи), словообразовательных (словообразовательные гнезда), семантических (синонимы, антонимы, омонимы, семантические поля, лексико-семантические группы и т.д.).
Идея системности лексики выдвигалась и разрабатывалась в трудах многих учёных (М.М.Покровского, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, Д.Н.Шмелёва, Ю.Н.Караулова, З.Д.Поповой, Л.А.Новикова, Э.В.Кузнецовой, А.И. Смирницкого, В.Г.Гака, А.А.Уфимцевой, И.В.Арнольд, А.М.Кузнецова и др.).
Большинство исследователей, рассматривающих лексику как часть языка, определяют её как систему, которая имеют свою специфику, объясняемую природой и составом единиц.
Лексическая система обладает рядом свойств, имея огромное количество её объектов, не сравнимое с числом единиц других уровней. В лексике любого языка представлено множество лексических значений фрагмента действительности (предмета, свойства, действия, состояния и т.д.). Способность лексики к многообъективности позволяет языку, обладающему коммуникативной и когнитивной функцией, служить средством выражения знания, проверенного общественно-исторической практикой людей.
Лексика носит в себе открытый характер и изменяемость, отражает изменения во всех сферах жизни человека (к примеру, одни слова устаревают и уходят из языка, другие появляются или заимствуются).
По мере развития культуры и общества язык представляет собой длительно эволюционирующую систему, которая разветвляется и дифференцируется.
Для обозначения совокупности лексического инвентаря (т.е. слов и выражений), словообразовательных и грамматических категорий, определяющих семантические группировки и смысловые отношения слов, используется термин лексико-семантическая система, в которую входят лексико-семантические категории.
Лексико-семантическая категория определятся семантическими группировками и смысловыми отношениями слов, объединенных внутриязыковыми связями на основе взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения. Слова характеризуются семантической взаимосвязанностью.
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что образ относится к одной из лексико-семантических категорий.
1.2 Образность в лексико-семантической системе языка
Рассматривая образность в лексико-семантической системе языка, стоит отметить, что во второй половине 20 века лингвисты были уверены в системности лексики подобно другим уровням языка (фонетическому, словообразовательному, грамматическому).
Система в философско-лингвистическом понимании представляет собой совокупность элементов, связанных друг с другом и определяющих целостность, единство. Целостность языковой системы достигается внутренней связанностью элементов разных уровней, их зависимостью от места и функции в языке.
Системность в лексике может выражаться и тем, что слова высокого стиля имеют свою окраску на фоне слов нейтрального стиля. Само название «лексико-семантическая» указывает на двусторонний характер системы. Оно говорит о том, что, с одной стороны, лексическая семантика противостоит грамматической, а с другой — лексическая семантика включает в себя более мелкие единицы слова — лексико-семантические варианты, которые позволяют раскрыть внутрисловную системность.
Лексико-семантическая система языка включается в себя множество закономерных элементов, образующих целостность и является самой сложной, открытой и подвижной языковой системой, связанной с внешними факторами, влияющими на изменения с течением времени. Включает в себя огромное количество слов, исчисляющихся тысячами (в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» их более 120 тыс., а его лексико-семантический уровень насчитывает еще больше). Тем не менее, говорящий относительно быстро находит искомое слово. Единственным объяснением этому может быть системность лексики, которая резко упрощает поиск, так как говорящий подыскивает необходимое ему слово не во всем словарном составе языка, а в рамках небольшой его части — синонимического ряда, семантического поля, лексико-семантической группы, на которую его ориентирует ситуация и сама логика мышления. И это при том, что в сознании каждого человека лексическая система существует в свернутом виде.
Семантика может существовать в виде философской, логической, лингвистической. Во всех этих видах есть место образности.
Взаимосвязь логического и образного конкретно-чувственного восприятия окружающего мира проявляется во всех сферах человеческой деятельности, отсюда и многозначность терминов «образ» и «образность», применимых во многих областях научного знания. Но во всем множестве интерпретаций есть некоторая общность, обусловленная природой образа как способа постижения мира. Различие же в том, что является материальным носителем, источником образа - весь мир, произведение искусства или слово. Языкознание интересует образность в двух сферах: лингвостилистики и лексикологии. Для лингвостилистики образность - свойство художественного текста, а в лексикологии образность рассматривается как свойство слов, его способность отразить образное видение реалии.
Образность представляет собой реально существующее и некое психологически-лексическое свойство, которое, в широком смысле этого слова, позиционируется как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак любого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи- частное ее проявление.
Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что отображение, проявление образности при общении людей, а так же при подаче в различных литературных работах возможно посредством лексико-семантической системы языка с применением образных выражений.
1.3 Образные выражения
Образное выражение обобщает различные явления в жизни людей. Краткие образные изречения передаются из поколения в поколение не только повседневной формой общения, но и в литературных произведениях. Различные особенности в окружении, в проявлении каких-либо действий. Например, поспешишь – людей рассмешишь. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Милые бранятся – только тешатся.
Образное выражение - это единица речи, которая употребляется в переносном смысле, то есть, через какой-то образ.
При переводе на другой язык образные выражения, чаще всего, требуют дополнительного разъяснения. С другой стороны, также можно дать следующее толкование: образное выражение - это широко употребляемые меткие слова, речи, цитаты исторических лиц, литературных персонажей, которые со временем стали нарицательными.
Часто такие высказывания содержат мудрые народные мысли. Они очень часто выражают истину, проверенную временем. Образные слова и выражения часто используют в публичной речи, но при использование их следует помнить, что такие высказывания следует применять. учитывая уместность ситуации. Образы в подобных выражениях позволяют проявлять эмоциональную окрашенность и делают речь более насыщенной и интересной.
В зависимости от самого образа, его способа выражения и позиции читающего образное выражение передает разное понимание о речи. К примерам популярных образных жанров относятся такие как:
- крылатое выражение - устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности. То есть, меткое образное выражение, пришедшее в нашу речь из литературных произведений. Это изречения известных лиц, их имена или действия, ставшие нарицательными. Например: «Пришёл, увидел, победил» (Юлий Цезарь).
- пословица - это краткое образное выражение, имеющее назидательный смысл и представляет собой законченное выражение. Например, “язык до Киева доведет”, «в гостях хорошо, а дома лучше».
- афоризм - это краткое, образное и глубокое по смыслу выражение, оригинальная законченная мысль, записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и затем неоднократно воспроизводимая другими людьми. (В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем. В нем могут содержаться все способы выражения: крылатый, лаконичный, меткий, многозначительный, мудрый, нравоучительный. Например: «Глупы из скандалистов оба» (И. А. Крылов)):
- сравнение — образное выражение, которое построено на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Цель, для которой люди используют сравнение, — как можно полнее раскрыть образ предмета через его общие признаки с каким-либо другим. «Пыль стоит столбом» по-другому — пыль стоит КАК столб;
- олицетворение - своеобразная разновидность метафоры; это такое изображение неодушевленных предметов, растений, животных, при котором они говорят, думают и чувствуют, как человек;
- гипербола - образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить эстетическое впечатление;
- литота - образное выражение, противоположное гиперболе;
- синекдоха - образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами. Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть, а целое подразумевается;
- эпитет - подчеркивает характерную особенность обозначаемого, как бы выделяя его среди других подобных, выступает обычно в форме прилагательного.
Образные изречения так давно и прочно вошли в повседневную жизнь, и кажется, что все они были придуманы народом. Но это не всегда так, поскольку образное выражение является сильнейшим орудием и в литературных произведениях, где их использование вносит непревзойдённый колорит.