Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что у современных детей достаточно сложно развивается образ тела, что связано с деструктивным влиянием современных СМИ и гаджетов, где ребенок часто видит ненужную визуальную информацию, дисгармоничные изображения.
Существует давно выработанный стереотип, что человек должен стесняться обнаженного тела, детей еще в раннем возрасте учат прятать тело от посторонних, особенно от людей противоположного пола.
Отсюда у детей возникает представление о том, что его тело – это нечто постыдное, его нужно стесняться, а потому образ тела формируется чаще всего в негативном ключе.
Степень изученности проблемы. Вопросом о формировании образа тела у детей старшего дошкольного возраста фактически не занимались ученые. Можно назвать лишь несколько исследований, в которых мельком затрагивалась данная тема. При этом ни четко сформулированных методов диагностики, ни форм коррекционной работы в данном направлении в ходе исследования выявлено не было.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА ТЕЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «образ тела» в научной литературе
Термин «образ тела» был введен в первой половине XX века году П. Шильдером. При этом еще в 1886 году доктор Морселли описал искажение образа тела, которая, по данным Ю.Г. Фроловой, была названа им дисморфофобией. Это дает право предположить, что это понятие существовало задолго до появления самого термина .
В одной из самых ранних работ по изучению образа тела П. Шильдер утверждает, что образ тела – это визуальное представление нашего собственного тела, которое мы формируем в своем сознании .
Ученый рассматривает образ тела как нечто постоянно развивающееся или изменяющееся. Движение вызывает изменение образа тела.
А. Старк считал, что способ соединения частей тела, осознание телесных ощущений, таких как дыхание, осознание мышечной активности, – это лишь несколько примеров того, как кинестетические ощущения могут способствовать осознанию и развитию образа тела .
П. Бурдье утверждал, что концепция образа тела отличается от концепции габитуса, где последний выступает как сумма индивидуальных телесных навыков (походка, жесты, манеры, а также стиль одежды) – неотъемлемое проявление переживание конкретного человека в «глубинах» телесного сознания, внешнего вида .
А. Старк также писал, что представление о себе, которое у нас есть, влияет на нас и находится под влиянием всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, который считает себя слабым и хрупким, отличается от того, кто считает себя сильным и ловким. Точно так же, как когда с ребенком обращаются как с дураком, его образ тела поглощает его реакции на впечатления других и на его собственные. Вдобавок мы воспринимаем образы тел других людей. Переживание собственного образа тела и представление о теле других людей тесно взаимосвязаны. Как наши эмоции и действия неотделимы от образа нашего тела, так и эмоции и действия других неотделимы от их тел .
С.Г. Колесов выделил три ведущих подхода к изучению телесного фактора в психологии. Первый из них рассматривает «образ тела» как модель собственного тела, построенную на основе телесных ощущений. Второй предусматривает телесный фактор как некую мысленную картину (то, что мы думаем, воображаем, понимаем своим телом). Наконец, третий подход рассматривает телесность как сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с внешним видом и функциями тела. Этот подход является наиболее распространенным при изучении телесного фактора личности .
Образ тела выступает в качестве представления о целостности человека. Это комплексное психологическое образование, состоящее из представлений и ощущений – как о теле, так и о материальности. Другими словами, у любого человека есть собственное восприятие своей телесности и свое отношение к собственному телу.
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста в контексте развития телесного Я
Важную роль в развитии ребенка играет формирование его представлений о мире. Представление ребенка о собственной телесности – одна из основ его картины мира. Ранний этап формирования у ребенка картины мира в общении с матерью и в семье, как правило, недостаточно освещен в научно-педагогической литературе .
Представление о культурной традиции воспитания, понимаемой нами как организованный образовательный процесс формирования детской картины мира, как программа физического ухода за младенцем, в первую очередь, – медицинского, телесного, во многом приобрело популярность.
В связи с этим теоретическое осмысление сущности и масштабов педагогического потенциала материнского ухода как практики воспитания полноты телесно-ментально-духовных измерений человека, что позволяет современной матери передать свое бытие с младенцем – от плоскости чувственно-телесных к плоскости ценностно-смысловых отношений .
Традиционная культура берет за основу воспитания и развития ребенка представление о трехкомпонентной природе человека, о взаимном единстве его телесно-душевно-духовной сущности.
В процессе воспитания, в реальном пространстве сосуществования, используя все эти компоненты через личное обращение, взрослый закладывает основу для формирования у ребенка этой довольно сложной идеи .
С первых же дней взрослый обращается ко всем трем компонентам ребенка так, как если бы они были ему изначально известны. Тактильные действия направлены на телесность ребенка, эмоции, поиск взгляда – на его духовные свойства, а слово, воплощенное в тексте, – на его духовную сущность .
В процессе воспитания у ребенка складывается представление о своем теле не только как об объекте физического и социального мира, но и как о части вселенной. Игры, в которые играют с малышом, задают перспективу его развития, способы познания окружающей действительности.
Родительское слово всегда ценностно ориентировано, оно не только обозначает понятие или реальность, но и выражает свое отношение к ним. Поэтому обретение образа своего тела неотделимо от осознания того места, которое ему отведено в системе ценностей родной культуры .
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация и этапы исследования
Эмпирическое исследование образа тела у старших дошкольников было проведено в ГБДОУ № 3 г. Москва, в старшей группе.
Для проведения исследования было выбрано дневное время, 14.00, после обеда, перед дневным сном, когда дети находились в состоянии относительного покоя.
Исследование проводилось в библиотеке детского сада, в светлом и теплом помещении. В процессе исследования приняли участие психолог, педагог, воспитатели.
Цель исследования – провести сравнительный анализ образа тела у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить и сравнить способность различать разные части тела человека у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
2. Определить и сравнить эмоциональное отношение к себе и своему телу у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
3. Провести статистический анализ полученных результатов.
4. Разработать рекомендации по коррекции образа тела у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: у мальчиков и девочек существуют различные специфические особенности образа тела.
2.3. Методики исследования
Первая методика, которая была использована в данном исследовании, называется «Что не дорисовано» (авторский вариант – человек) .
Цель методики – определить способность различать части тела человека.
Экспериментатор показывает детям 10 изображений человека, в каждом из которых не дорисована одна часть тела (нога, рука, голова, пальцы, шея, уши и т.д.).
Дошкольник должен быстро понять и ответить на поставленный вопрос. Время выполнения – 1 минута.
За каждую найденную недорисованную часть тела ребенок получает 1 балл.
Интерпретация результатов проводится следующим образом:
8–10 баллов – высокий уровень способности различать части тела человека.
5–7 баллов – средний уровень способности различать части тела человека.
0–4 балла – низкий уровень способности различать части тела человека.
Вторая методика, использованная в данном исследовании, – это «Рисунок человека» К. Маховера .
Цель данной методики – определить тип эмоционального отношения ребенка к своему телу, к самому себе.
2.4. Анализ результатов эмпирического исследования
В данном разделе приведем результаты проведенного эмпирического исследования.
В Таблице 2.2 представлены результаты исследования способности различать части тела человека у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Из Таблицы 2.2 видно, что способность различать части тела человека в большей степени развита у девочек (3,6 балла), чем у мальчиков (9 баллов).
Это связано с тем, что девочки более внимательны к деталям, чем мальчики, они чаще рассматривают себя в зеркало, ищут гармонию и умеют отличать красивое от дисгармоничного, тогда как мальчиков в этом возрасте вопрос внешности интересует мало.
В Таблице 2.3 представлены результаты исследования эмоционального отношения к своему телу и самому себе у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
2.5. Рекомендации по коррекции образа тела у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
В данном разделе приведем некоторые рекомендации по коррекции образа тела у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
В связи с тем, что мальчики при оценке рисунка человека мало внимания обращают на детали, с ними необходимо провести специальную коррекционную работу по развитию внимания. Развитие внимания у старших дошкольников формируется посредством специальных упражнений и игр, где дети должны самостоятельно искать какие-то элементы на рисунке или предметы в помещении, а также замечать изменения во внешних условиях.
Для коррекции эмоционального отношения девочек к своему телу и к себе требуется более серьезная психологическая работа, которая будет направлена на выявление причин негативного отношения к своему телу, формирование позитивного образа телесного Я. Это достигается за счет индивидуальной беседы и консультаций, в том числе с родителями, включения в групповые психологические, телесно ориентированные тренинги, совместный просмотр с девочками фильмов и роликов о гармонии и красоте каждого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Образ тела детей дошкольного возраста» состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические выводы, соответствующие цели и задачам исследования.
Образ тела – это представление человека о своем теле, его особенностях и назначении. Данный вопрос широко рассматривался в различных российских и зарубежных психологических теориях. Ученые рассматривали тело как элемент восприятия человеком мира и самого себя.
Выявлено, что нарушение образа тела у человека вызывает гораздо больше психологических проблем, чем нарушения других типов восприятия, поскольку некорректное понимание образа себя и своего места в мире вызывает у человека серьезные психические отклонения, которые необходимо корректировать и подвергать системному психотерапевтическому лечению.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристархова, Е.А. Принципы оценки образа тела у дошкольников: методологические аспекты / Е.А. Аристархова, И.Т. Семенов, П.А. Новожилова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы детской психологии и психотерапии в России и за рубежом». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2021. – С. 103–117.
2. Афанасьев, А.Ю. Развитие образа телесного «Я» в детском возрасте / А.Ю. Афанасьев // Психологический сайт. – [Электронный ресурс] https://www.b17.ru/article/131762/ (Дата обращения: 20.03.2021)
3. Баскаков, В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии / В.Ю. Баскаков. 2-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 358 с.
4. Берестова, А.В. Формирование Я-концепции личности в дошкольном возрасте / А.В. Берестова // Вестник Омского государственного университета. Вып. 3. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2020. – С. 50–60.
5. Бурдье, П. Структура, габитус, практика / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии.– 1998. – Том I. № 2. – С. 19–30.
6. Георгиева, Н.А. Феномен образа тела в психологии / Н.А. Георгиева // Психологический сайт. – [Электронный ресурс] https://www.b17.ru/article/fenomen_obraza_tela_v_psihologii/ (Дата обращения: 19.03.2021)
7. Колесов, С.Г. Влияние соматического фактора на структурирование личности / С.Г. Колесов. Дисс. на соиск.уч.ст. д.психол.н. – Новосибирск, 1999. – 260 с.
8. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. № 3. – С. 25–38.
9. Лаврова, О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии / О.В. Лаврова // Журнал практического психолога. – 2006. – № 1. – С. 100–113.
10. Ложкин, Г.В. Феномен телесности в Я-структуре школьников и содержание их жизненных проектов / Г.В. Ложкин, А.Ю. Рождественский // Психологический журнал. – 2004. – №2. – С. 56–67.
11. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 254 с.
12. Методика «Что не дорисовано?» // Диагностика дошкольников (методики). – [Электронный ресурс] https://psyvsem.ru/diagnostika-doshkolnikov#Diagnostika_voobrazenia_doskolnikov_metodiki (Дата обращения: 20.03.2021)
13. Никитин, В.Н. Человеческая телесность: онтогноселогический анализ / В.Н. Никитин. Дисс. на соиск. уч. ст. д.ф.н. – М., 2007. – 32 с.
14. Старк, А. Танцевально-двигательная терапия / А. Старк // Старый Гиршон. Развлекательный портал. – [Электронный ресурс] http://old.girshon.ru/www.dancetrio/Articles/stark.htm (Дата обращения: 20.03.2021)
15. Тест «Рисунок человека» // NSPortal. Социальная образовательная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/20/test-risunok-cheloveka-k-mahover (Дата обращения: 21.03.2021)
16. Филимонова, А.А. Психологические особенности восприятия дошкольниками собственного тела / А.А. Филимонова // Психологический вестник. – 2019. – № 7. – С. 99–106.
17. Фролова, Ю.Г. Медицинская психология / Ю.Г. Фролова. – Минск: Высшая школа, 2011. – 384 с.
18. Шильдер, П. Психиатрия: Новейшие достижения в области нервных болезней и психиатрии / П. Шильдер / Пер. с нем.. – Л., 1928. – 370 с.
19. Юрченко, С.С. Телесноориентированная психотерапия / С.С. Юрченко. – Воронеж: Светофор, 2020. – 390 с.