Фрагмент для ознакомления
2
нанизываться вся детская картина мира, а значит, и будущие свойства личности.
Колыбельные песни дают ребёнку представление о происхождении человека в рамках христианской традиции, а также о постоянной Божественной помощи и покровительстве со стороны высших сил.
Так закладываются основы нравственных ценностей, и устанавливается связь с Богом, которую очень трудно достичь при современном стиле отношений между родителями и детьми.
Народный фольклор в колыбельных песнях знакомит малыша с ним самим, его семьёй и устройством мира вокруг.
Будучи в колыбели, ребёнок ощущает себя частью маленького мира, в котором безопасно и спокойно. При этом внешний мир из колыбельных песен представляется ему через членов его семьи, которые взаимодействуют с этим миром, отчего он наполняется заботой и доверием.
Слова колыбельных песен помогают младенцу проникнуться базовым, глубинным доверием к миру, прививает мысли о семейных ценностях, взаимопомощи, достатке и благодарности.
Сказочные фольклорные персонажи колыбельных песен знакомят ребёнка с возможными опасностями внешнего мира, однако вместе с тем, не пугают его.
Все социально неодобряемые, неправильные действия совершаются в таких песнях кем-то, пришедшим извне, при этом сама встреча с опасностью в тексте колыбельной подсказывает и способ избежать этой опасности. Всё это помогает малышу освоить такие сложные абстрактные понятия, как «свой-чужой», «добро-зло», а также развить образное мышление.
В отличие от современной воспитательной политики, направленной отдельно на интеллект или физическое развитие, народные традиции воспринимают ребёнка как единое целое. Это позволяет вырастить его в единстве телесной, духовной и эмоциональной сфер. Сделайте колыбельные песни своей традицией, чтобы в полной мере использовать всю силу и пользу слов материнского фольклора для формирования у своих детей гармоничной картины мира, в которой есть место как базовым человеческим ценностям, так и обязательствам перед Богом и людьми.
По мере взросления ребёнка, перед мамой встаёт сложная задача: как, не разрывая эту «психологическую пуповину», тем не менее, помочь ребёнку всё больше и больше приобретать самостоятельность, независимость от неё. Как уберечь родное чадо от напастей и бед этого мира, и, тем не менее, помочь ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком. И каждой матери приходится находить решение этой непростой педагогической задачи.
Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.
То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.
«Культ матери» внушает подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей.
Малые фольклорные формы: частушки, сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки – это кладезь, несущий познавательный и воспитательный потенциал. Они сохраняют для нас особенные черты, присущие только русскому характеру, нравственныеценности, представления о красоте, доброте, храбрости, трудолюбии, правде, верности. Поговорки и пословицы – это сжатые, краткие изречения, которые сложились на основе векового жизненного опыта. В них очень точно и кратко оценивают жизненные ситуации и позиции, восхваляют положительные качества, подвергают высмеиванию человеческие недостатки. Они являются незаменимым, богатейшим источником как нравственного, так и познавательного развития детей.
К.Д. Ушинский так оценивал пословицы и поговорки: это «речевые самородки, в которых выкристаллизовывалась мудрость народа» . В.И. Даль называл пословицы «цветом народного ума», сводом «народной опытной премудрости и целомудрия», «житейской народной правдой» . В пословицах и поговорках он слышал голос сердца, видел блеск народного ума и ощущал силу житейской мудрости.
В работе с детьми незаменима такая форма словесного народного творчества, как загадки. Взрослому необходимо грамотно подобрать их так, чтобы смысл загадок был понятен и близок опыту детей. Ведь использование загадок состоит не в том, чтобы как можно быстрее ее разгадать, а в том, чтобы ум ребенка искал ответ; сравнивая и сопоставляя, развивая мышление детей, приучая их анализировать явления и предметы окружающей действительности.
Это также средства, осуществляющие нравственное и умственное воспитание, воздействующие на сознание и тем самым способствующие формированию личности ребенка.
Душа народа в народных песнях – это целый философский мир, выраженный поэтическими формами. Их главная цель – выработать эстетические вкусы и взгляды, привить любовь ко всему прекрасному. Все события жизни народа сопровождались песней, поэтому в ней собрано все: радость, горе, переживания, гордость. В этом и есть педагогическая ценность народной песни.
Важнейшее воспитательное средство – народные сказки. Русские педагоги всегда высоко оценивали воспитательный и образовательный потенциал народных сказок и рекомендовали широко использовать их в педагогической работе. Н.А. Добролюбов стремился по сказкам понять психологию и взгляды народа, так как считал, что именно в них народ выражает свое отношение к действительности и жизни. К.Д. Ушинский считал, что сказки близки и понятны детям. Любимы детьми потому, что просты и непосредственны: соответствуют детской психологии. Он говорил, что «это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думал, что кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» .
В.Г. Белинский ценил в сказках национальный характер и народность. Он считал, что за вымыслом и фантазией в сказке стоят реальные переживания, жизнь и социальные отношения. Сказка – это творение народа, и потому она является источником воспитания любви к родной природе, родной земле, к Родине. Она эмоционально воздействует на душу ребенка, затрагивая сердце и разум, учит быть справедливыми и добрыми, ненавидеть и презирать злодеев, хитрецов и лжецов, противостоять злу. Сказка-ложь, на деле оказывается самой, что ни на есть, правдой. Она учит быть сильным и мужественным, великодушным и добрым, милосердным и заботливым, предлагает образы женского и мужского поведения. Она моделирует различные очень важные жизненные ситуации и показывает последствие неверных необдуманных решений. Рассказывание сказок – это искусство, которым должны овладеть взрослые, чтобы раскрыть весь ее потенциал для детей.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
2.2. Проект по использованию народной куклы в воспитании детей дошкольного возраста
Как подвесная люлька и колыбельная песня, так и мягкая кукла для девочек присуща всем народным культурам. Значит, она так же сообразна природе девочек и несет основополагающее человеко-воссоздающее духовно-нравственное начало.
Кукла – это чувственно переживаемый девочкой символ ее будущего ребенка. Постоянное общение с куклой, ее пеленание, одевание и раздевание, укладывание спать, укачивание и пение ей колыбельных песен – это раннее глубинное чувственное запечатление нежности и любви к ребенку (импритинг), а также активное вхождение девочки в образ любящей матери, в образ будущего материнства.
Специально выполненным исследованием установлено: девочка, не воспитанная на любимой мягкой рукотворной кукле, никогда не станет полноценной матерью.
Мы разработали программу кружка «Народная кукла», которая предполагает изучение истории народной куклы, традиции и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25-30 минут, продуктом детской деятельности выступает самостоятельно созданные куклы, выставки,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. Опыт реконструкции мировосприятия. М., 1984
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 1999
3. Гималетдинова Л.З. Русские и татарские сказки. http://www.microarticles.ru/article/rysskie-i-tatarskieskazki.html
4. Детские подвижные игры народов СССР. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/
5. Детский сад. Загадки, пословицы, поговорки и стихи. http://vospitatel.com.ua/category/zagadki.html
6. Дуткевич Т. В. Дошкольная психология : учеб. пособ. – 2-е изд. – К. : Центр учебной литературы, 2009. – 392 с.
7. Казунина И. Кукла в моде и в истории // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 6. - С. 35
8. Капранова В.А. История педагогики: Учебное пособие - 4-е изд.,испр. – М.: Нов. знание, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 240с.
9. Кожанова М.Б., Кузнецова Л.В., Кожанов И.В. Этнокультурная социализация ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Программа и метод. рекомендации. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2011. – 224 с.
11. Коломина Н.В. Воспитание основ гуманистической культуры в детском саду. - Москва, «Творческий центр» 2009. - 216с.
12. Кукольный дом. Куклы мира / ред. группа М. Аксенова, Е Ананьева, Т. Евсеева. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 178с.
13. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
14. Лишанкова Е. А. Современная кукла в социокультурном пространстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. (Искусствознание). - 2007. - N 5. - С. 260
15. Ломакина Ю.В. Преимущества средств народной педагогики в осуществлении поликультурного образования. http://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-sredstv-narodnoy-pedagogiki-v-osuschestvlenii-polikulturnogo-obrazovaniya
16. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144 с.
17. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
18. Перчун Н.В. Русские народные игры как средство нравственного воспитания современных младших школьников / Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. – Липецк: Липецк гос. пед. ун-т, 2000.
19. Радченко О.Г. Дуалистичность рождающих образов в славянской мифологии (в аспекте гендера как культурного символа) // Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI в.: материалы I рег. пед. чтений, 13–14 ноября 2008 г. Волгоград, 2009. С. 19–25.
20. Ушинский К.Д. и современная школа. Ч.1 / Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. (23–25 февраля 1994 г.). – Курск. Изд-во: Гос. пед. ин-та, 1994.
21. Фольклор разных народов. Пословицы и поговорки татарские. http://detochki-doma.ru/folklor-raznyih-narodov-poslovitsyi-i-pogovorki-tatarskie