Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшнее время речь у ребёнка является острой проблемой. Мы проживаем в мире, где телевидение и компьютеры заместили живое общение между родителями и детьми, а неблагополучная наследственность, экология и общественные факторы сказались на особенности речевого развития дошкольников. В связи с этим речь детей имеет разнообразные нарушения, не всегда является действенным средством общения, не выразительна, бедна лексикой и т. д. Но именно дошкольный период является периодом насыщенного развития речи детей , а потому дошкольные педагоги обязаны со всей ответственностью подойти к этой проблеме.
Театральная деятельность может способствовать повышению уровня речевого развития воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации. Этот вид деятельности – один из наиболее результативных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко выражается принцип обучения: учить во время игры. Помогать в этом может театральная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Всё же, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития выразительности речи у дошкольников, высказанная проблема далека от своего практического решения. К сожалению, в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театральной деятельности используется недостаточно.
Цель исследования – изучить возможности развития речи у воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации в ходе театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития речи у воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития речи у воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую и психологическую литературу, охарактеризовать понятия, функции и формы развития речи у воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации;
2. Исследовать и проанализировать развитие речи у воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации средствами театрализованной деятельности.
Методы, использованные в исследовании: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования; сбор и анализ данных; наблюдение и беседа.
Методологическую основу исследования составили методики развития речи (А.В. Акишиной, М.В. Алексеевой, Б.В. Яшиной и др.), и методики развития связной речи, в частности, Т.Н. Дороновой, Н.О. Елкиной, а также учебно-методические пособия по организации театрализованной деятельности в ДОУ, М.О. Маханевой и Е.П. Мигуновой.
Теоретическая значимость исследования: в данной работе были рассмотрены труды таких авторов как О. Акулова [1], А.М. Бородич [3], Е.С. Зайцев [10], А.А. Леонтьев [15], О.С. Ушакова [23], Д. Б. Эльконин [28] и др.
Практическая значимость исследования: данная работа может применяться начинающими воспитателями дошкольных учреждений как базовый материал для работы со старшими дошкольниками в организации учебной работы посредством театрализованной деятельности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации в ходе театрализованной деятельности?
Глава 1. Теоретические аспекты изучения связной речи
у воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации в театрализованной деятельности
1.1. Особенности, функции и виды речи развития речи воспитанников средней группы дошкольной образовательной организации
Дошкольный возраст – значимый и очень важный этап в интеллектуальном развитии ребёнка, пределами которого является возраст от 3 до 7 лет. Определяющим видом занятия в дошкольном возрасте является игра, о какой мы поговорим чуть позже. Данный возрастной этап крайне важен для формирования личности ребёнка, во многом он обусловливает все его последующее развитие: совершается развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой, личностной и других сфер. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет); средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
Дошкольный возраст – восприимчивый период для активизации психических процессов и проявления познавательных способностей ребёнка. В работах отечественных и заграничных учёных, таких как Ф. Фребель, В. Монтесори, А.В. Усова, Л.В. Вегнер, Н.П. Поддякова, дошкольное детство определяется как период, наилучший для интеллектуального развития. В дошкольном возрасте отмечаются более значительные темпы интеллектуального развития, чем в последующие возрастные периоды.
Дошкольное детство является, помимо обозначенных линий психического развития, весьма важным периодом становления личности. Главное занятие дошкольников – игра, в какой у ребёнка формируются духовные и физические силы; его внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость. Кроме того, игра – своеобразный способ усвоения социального опыта, типичный для дошкольного возраста. В игре вырабатываются и развиваются все стороны личности ребёнка, в его психике делаются значительные изменения.
Речь исполняет колоссальную роль в жизни взрослого человека, а тем более в жизни ребёнка: без речи полноценное развитие ребёнка невозможно. Дошкольный возраст – время энергичного усвоения ребёнком разговорной речи, вырабатывания и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Совершенное владение родным языком в дошкольном детстве – нужное условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
С.Л. Рубинштейн даёт следующее определение связной речи – «это речь, какую можно полностью понять на основе её личного объективного содержания. Чтобы понять это, нет необходимости отдельно учитывать конкретную ситуацию, в которой она выговаривается; все ясно из самого контекста речи; это контекстная речь»[22, с. 438].
А.А. Леонтьев, обозначает, что речь нередко разумеется как отдельные фразовые высказывания, и уточняет, что речь – это цепочка логически соединённых предложений, заключающих конченную мысль, то есть рассказ [14, с. 11].
Н.М Елкина, обращаясь к Г.М. Ляминой, обозначает, что речь неотделима от мира мыслей: речь – это связность мыслей. Речь отображает логику мышления ребёнка, его способность понимать воспринимаемое и формулировать это правильной, ясной, логичной речью. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития [12, с. 2].
Умение рассказывать помогает ребёнку быть коммуникабельным, побеждать замкнутость и стеснительность, а также воспитывает уверенность в себе.
Г.М. Лямина, отмечает, что речь следует подвергать рассмотрению в единстве содержания и формы. Снижение смысловой стороны приводит к тому, что наружная, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, их согласование в предложении и т. д.) обгоняет внутреннюю, логическую сторону в развитии. Данное выражается в неумении подбирать необходимые по смыслу слова, в неверном применении слов, в неумении пояснить значение отдельных слов [16, с. 115].
Всё же не стоит недооценить и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, соображений ребёнка должно быть связано с формированием умения верно их выражать в речи.
Под выступлением Г.М. Лямина разумеется развёрнутое изложение предопределённого содержания, какое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Вырабатывание детской речи заключает решение других частных задач обучения родному языку:
1) лексическая работа (обширный словарный запас и умение употребить его помогает наиболее точно и полно сформулировать мысль);
2) формирование грамматической структуры речи (уметь выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложными и несложными предложениями, верно используя грамматические формы рода, числа, падежа);
3) вырабатывание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, ясной, выразительной) [16, с. 116].
Г.М. Лямина выделяет особенности двух основных типов речи – диалогической и монологической. Так, по его мнению, неполное предложение, восклицательный знак, междометие, насыщенная интонационная выразительность, жест, мимика и т. д. являются важнейшими чертами диалогической речи. Для диалогической речи особливо важно уметь сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, дать нужную реплику, дополнять и исправлять собеседника и т. д. В то время как речь-монолог, по мнению Г.М. Лямина, требует расширения, полноты, ясности и взаимосвязи некоторых звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Акулова, О.Н. Театральные игры / О. Акулова // Дошкольное образование, 2018. - №4 - С. 24. - 37.
2. Антипина, Е.А. Театральная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. - М .: Сфера, 2017. - 128 с.
3. Бородич, А. Методика развития детской речи / А.М. Бородич. - М .: Просвещение, 2016. - 255 с.
4. Бочкарева, О.И. Развитие речи. Развлекательные материалы. Средняя группа / О. Бочкарев. - М .: Изд-во: Корифей, 2016. - 96 с.
5. Бородич, А. Методика развития детской речи / А.М. Бородич. - М .: Просвещение, 2012. - 255 с.
6. Гвоздев, А. Вопросы изучения детской речи / А. Гвоздев. - М .: Детство-Пресс, 2016. - 471 с.
7. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детского сада / М.Г. Генинг, Н.А.Германн. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2016. - 157 с.
8. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В. Ковшиков. - М .: Астрель, 2011. - 296 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2016. - 464 с.
10.Зайцева, Е.С. Методика тестирования речи детей 4-7 лет / Е.С. Зайцев, В. Шептунова. - СПб. : КАРО, 2017. - 72 с.
11. Земская Ю.Н. Теория текста. Учебник / Ю.Н. Земская, Н.В. Панченко, И.Ю. Качесова и др. - М .: Флинт, Наука, 2011. - 132 с.
12. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: автореф. дис ... канд. пед. наук / Н.В. Елкина. - М., 2018. - 24 с.
13. Ендовицкая Т.В. Психология дошкольников. Развитие познавательных процессов / Т.В. Ендовицкая и др. - М .: Просвещение, 2011. - 374 с.
14. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М .: Просвещение, 2000. - 214 с.
15. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леонтьев // Хрестоматия по теории и методам развития речи у детей: Учебное пособие. руководство / сост. Алексеева М.М., Яшина В.И. - М .: Академия, 2012. - 554 с.
16. Лямина Г.М. Особенности речевого развития дошкольников // Хрестоматия по теории и методике речевого развития дошкольников: Учебное пособие. руководство / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М .: Академия, 2015. - 554 с.
17. Маханева, М.Д. Занятия по театральной деятельности в детском саду / М.Д. Маханева. - М .: Сфера, 2016. - 128 с.
18. Мигунова, Е.В. Организация театральной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого / Е.В. Мигунова. - Великий Новгород, 2015. - 126 с.
19. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. НЕТ. Вераксий, Т. Комарова, М.А.Васильева. - М .: МОСАИК - СИНТЕЗ, 2016. - 336 с.
20. Петрова, Т. Театральные игры в детском саду: Развитие классов для всех возрастных групп с указаниями / Т.И. Петрова, Э. Сергеева, Е. Петров. - М .: Школьная пресса, 2012. - 218 с.
21. Развитие речи у дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф. Сохина. - 2-е изд., Перераб. - М .: Просвещение, 2012. - 223 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2011. - 720 с.
23. Ушакова О.С. Методика развития речи у дошкольников: Учебник - метод. пособие для воспитателей дошкольных учреждений. образованный. учреждения / О.С. Ушакова, Э.М. Струнная. - М .: ВЛАДОС, 2011. - 288 с.
24. Ушакова О.С. Речевое развитие детей 3-5 лет / О.С. Ушаков. - М .: ТЦ Сфера, 2011. - 192 с.
25. Ушакова О.С. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет / О.С. Ушаков. - М .: ТЦ Сфера, 2014. - 32 с.
26. Ушакова О.С. Речевое развитие дошкольников / О.С. Ушаков. - М .: Изд-во Института психотерапии. 2011. - 256 с.
27. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / Под ред. О. Ф. Горбунова. - М .: Мосаика-Синтез, 2012. - 128 с.
28. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д. Б. Эльконин. - М .: Просвещение, 2011. - 115 с.
29. Юдина, Э.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Э.Г. Юдина, Г. Степанова, Е. Денисов. - М .: Просвещение, 2013. - 144 с.
30. Яшина, В. Теория и методика развития детской речи / В.И. Яшина, М. Алексеева. - М .: Академия, 2013. - 448 с.