Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос развития эмоциональной готовности детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной организации является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике.
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения ребенка к школе. Появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы, фокусируясь на интеллектуальном развитии дошкольников. На фоне этого, развитию эмоциональной сферы ребенка к школе не всегда уделяется достаточное внимание. Под эмоциональной готовностью к обучению понимается совокупность качеств, которые помогают ребенку адаптироваться к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам.
Изучением проблемы формирования готовности к школе занимались и занимаются такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина,И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др.
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование.
Развитие эмоциональной сферы человека признается ключевым фактором, обуславливающим успех в обучении, более существенным, чем интеллект. Отсюда формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков в развитии эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из важнейших, приоритетных задач воспитания.
Несмотря на то, что данной проблеме было посвящено множество исследований и монографий, но данный вопрос ещё не до конца изучен. Этим и обусловлена тема данного исследования. Проблема состоит в том, чтобы выявить условия и механизмы, способствующие формированию эмоциональной готовности дошкольника к обучению в школе.
Цель исследования: изучить особенности развития эмоциональной готовности детей дошкольного возраста в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: эмоциональная готовность ребенка к учебе в школе.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
В процессе выполнения исследования была выдвинута гипотеза: своевременная диагностика и развитие психологической готовности дошкольников к школе, повысит уровень их адаптации к школе и значительно повысит вероятность высокой успеваемости ребенка.
Проблема, объект и предмет исследования обусловили решение следующих задач:
1. Теоретически исследовать проблемы эмоциональной готовности дошкольников к обучению в школе.
2. Выявить условия формирования эмоциональной готовности ребенка к школе.
3. Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции эмоциональной готовности дошкольников к школе.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования
Эмпирические методы: беседа с воспитателем дошкольной группы, наблюдение за детьми в процессе игры «Молчание», педагогический эксперимент - проведение игр, направленных на подготовку эмоциональной сферы качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Диагностические методы: методика «Уровни эмоционального состояния», «Эмоциональное состояние Вашего ребенка», «Лото настроений», «Три желания».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная игровая программа по подготовки эмоциональной сферы способствует совершенствованию эмоционального развития дошкольников.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы в количестве 15 источников,2 приложение. Опытно практическая часть работы содержит 2 таблицы и 5 диаграмм.
Глава I. Теоретические основы исследования эмоциональной готовности детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной организации
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.
Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка [5].
М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Она отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка [4].
Период дошкольного детства помогает формировать понятие «коллектив» и качеств, которые лежат в основе этого понятия. Учит гуманному отношению к другим людям. Личность ребенка может неправильно раскрыться, если не сформировать эти качества. А воспроизвести пропуски будет очень сложно, а может невозможно.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.
В данный дошкольный период ребенок меняет свой идеалистический путь. Если в более раннем возрасте ребенок подражает отдельным качествам окружающих его людей, родителей, то теперь он осознанно воспроизводит полную картину и подражает в полном объеме.
Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.
В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важно, чтобы он испытывал положительные эмоции, которые развивают интерес к труду.
Когда дошкольник наблюдает за трудовой деятельностью других или участвует в ней сам, он знакомится операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки, отрабатывает их. Огромное влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность постепенно вводить элементы учебной деятельности. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию [6].
Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность определения веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает операциями обследования объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 с.
2. Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология дошкольного возраста. Учебник для бакалавров/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.:Кнорус, 2018. - 270 с.
3.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 465 с.
4.Дименштейн, М. С. Педагогика, которая лечит / М. С. Дименштейн – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.
5.Изотова, Е. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть / Е.Изотова, Т. Авдулова, Г. Хузеева. - М.: Юрайт, 2017. - 222 с.
6.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2009. - 463 с.
7.Мэш ,Э. Детская патопсихология. Нарушение психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. – М.: АСТ, 2007. – 511 с.
8. Нартова-Бочавер, С.К. Введение в психологию развития : учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - М. : Флинта, 2011. - 216 с.
9.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/ Л.Ф. Обухова. - М.: Россия, 2011. - 414 с.
10.Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy080509.html )
11.Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/28-psixologicheskie-osobennosti-doshkolnogo-vozrasta.html
12.Рошко, Г.Н. Детская психология в схемах и таблица: учебно-методическое пособие/ Г.Н. Рощко. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – 59 с.
13.Смирнова, Е.О. Детская психология : учебник / Е.О. Смирнова. – СПб. Питер, 2012. – 298 с.
14.Чернега, Т.В. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста// Эксперимент и инновации в школе, 2014. - № 2. - С. 56-59.
15.Этический кодекс психолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php