Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Не так давно, отечественная образовательная система приоритетными целями и задачами, обозначала передачу накопленных знаний, выработанных навыков и умений последующим поколениям. В современном ускоряющемся и изменяющемся мире, становится иным и видение образовательно-воспитательного процесса, целей обучения и формирования личности. К современному человеку предъявляется ряд новых требований, отвечающих запросам современного общества: грамотная постановка и достижение собственных целей, продуктивное выполнение своих функции в личных, профессиональных и образовательных областях, совершение осознанных действий в ситуациях выбора, адаптивность, продуктивность мышления . Продуктивное, творческое мышление даёт возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях современной действительности. Педагоги призваны актуализировать различные способы приема и переработки информации (право - и левополушарный способ), что отвечает требованиям учета индивидуально-типологических особенностей учащихся, что, безусловно, ведет к развитию их личности. Ведь главный результат обучения, по мнению П.И.Пидкасистого, способность ученика переносить самостоятельно приобретённые знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать профессиональным мастерством .
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения современный учащийся является самостоятельным субъектом образовательной деятельности, что подразумевает формирование личности, умеющей учиться и развиваться самостоятельно, не боясь реализовать свою спонтанность и творческий потенциал. Поиск новых путей активизации творческой деятельности подростков является одной из неотложных задач психологии и педагогики, особенно современной. Перемены, происходящие на уровне политической, общественной, экономической жизни, оказывают влияние и на ориентиры современного подрастающего поколения, приводят к изменениям в мироощущении людей при восприятии событий собственной жизни. Ускорение темпа жизни, ориентирует личность на поиск путей более осмысленного и ответственного отношения к времени собственной жизни, так как умение самоорганизации в принятии решений влияет на жизненный выбор, организацию и осуществление любой деятельности. Соответственно, современная система образования ориентирована на социальный запрос, в котором личность представляется быстрой, успешной, обладающей лидерскими качествами, способной смело и уверенно презентовать себя в обществе. Данная установка транслируется со стороны СМИ, с точки зрения оценки личностной успешности и др. В современной школе реализуется системно-деятельностный (компетентностный) подход, который является предметом исследования множества работ. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования отражает метапредметные результаты, достижение которых возможно при условии развития творческого потенциала учащегося. Данные положения подкрепляются обновленными требованиями, заложенными в нормативных документах (ФГОС ОО, Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г., государственная Программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.»).
В рамках данного исследования особенно актуальным становятся вопросы исследования творческой одаренности в подростковом и юношеском возрасте (уровень среднего общего образования). Развитие профессиональной ориентации является одним из наиболее актуальных направлений развития старшеклассников, учитывая социальную ситуацию развития, актуальные цели и задачи данного периода: выбор дальнейшего пути обучения, отделение от взрослых, развитие познавательных процессов, построение жизненной перспективы. Без четкого контроля планов, принятия ответственности за свою деятельность и выбор личностного и профессионального развития, индивид утрачивает основную функцию – целенаправленную саморегуляцию поведения на основе предвидения отдаленных событий будущего (Абульханова-Славская К. А., Гинзбург Р. М., Головаха Е. И.) .
Творческий подход, спонтанность становятся одним из условий выбора соответствующей профессии, и можно говорить о взаимообусловленности творческой одаренности личности и ее профессионального самоопределения уже в подростковом возрасте. При этом, подобный вопрос не находит подробного изучения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке, при существующей потребности максимально эффективной и экологичной профориентации выбор «своей» профессии). Данный факт порождает противоречие, позволяющее говорить об актуальности выбора темы исследования: «Взаимообусловленность творческой одаренности личности и ее профессионального самоопределения в процессе образования в подростковом возрасте».
Объект исследования: творческая одаренность личности и ее профессиональное самоопределение в процессе образования.
Предмет исследования: взаимообусловленность творческой одаренности личности и ее профессионального самоопределения в процессе образования в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучение теоретических и прикладных аспектов взаимообусловленности творческой одаренности личности и ее профессионального самоопределения в процессе образования в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: творческая одаренность личности и ее профессиональное самоопределение в процессе образования в подростковом возрасте находятся в отношениях взаимообусловленности.
Задачи исследования:
- представить общее понятие творчества и направления развития творческой одаренности;
- рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
- отразить понятие профессионального самоопределения в процессе образования в подростковом возрасте;
-проанализировать прикладные аспекты исследования взаимообусловленности творческой одаренности личности и ее профессионального самоопределения в процессе образования в подростковом возрасте.
Теоретическая значимость определяется анализом и обобщением теоретических материалов по разработке проблемы исследования, анализом концепций развития творческого, продуктивного мышления, креативности и профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической школе. Эти разработки представлены в работах следующих авторов.
1. Проблемы возрастного и личностного становления, аспекты ценностно-смысловых компонентов личности в подростковый и юношеский период рассмотрены в работах Дж. Боулби, Т.Г. Визеля, Л.В. Сенкевича, В.А.Янышевой, А.К. Железновой, К.Д. Хломова, К.А.Абульхановой-Славской, Г.А.Андриановой, А.В Хуторского., Г.М.Кулешовой, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, М.Р.Гинзбурга, Е.И. Головахи и др.
2. Особенности развития продуктивного, творческого мышления в целом и в рамках преподавания определенных предметов изучены: Дж.Равеном, Де Боно Э., Дж. Гилфордом, Ж.Пиаже, Н.Бехтеревым, И.В.Вачковым, О.В.Андроновой, В. А.Болотовым П.И.Пидкасистым, Д.Пойа, Я.А. Пономаревым, С.Л.Рубинштейном, Е.П.Торренсом, М.А.Холодной, Л.В.Черемошкиной и др.
3. Аспекты профориентации были проанализированы в работах Е. В. Абашкиной, А.А. Комарова, Д. А. Парнова, Н.С. Пряжникова, В. В. Новочадов, С. Н. Шевцовой, А. М. Столяренко и др.
Структурно, исследование включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Алешина Т.Н. Функциональная межполушарная асимметрия и развитие творческого мышления подростков на уроках математики. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., - 2007 - 26 стр.
3. Андрианова Г.А., Хуторской А.В., Кулешова Г.М. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
4. Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. В. Андронова. - Ярославль, 2010. – 36 с.
5. Асмолов А.Г. (ред.) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий//Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. – М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
6. Абульханова-Славская К.А.Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145
7. Беспалько, И.Г., К вопросу об асимметрии внимания / И.Г.Беспалько// Вопросы психологии. 1969, № 5. - С. 69-75.
8. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л. И. Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
9. Бешенков С. А. Моделирование и формализация / С.А. Бешенков. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 336 с.
10. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович. – М. : Знание, 1979. – 37 с.
11. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
12. Брунер Д. Культура образования / Д. Брунер. — М.: Просвещение, 2006. — 213 с.
13. Брагина, Н.Н., Доброхотова, Т.А., Функциональные асимметрии человека/Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова// -М.: Медицина, 1981.-288 с.
14. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2009 г. - 336 с.
15. Венгер Л. А., Восприятие и обучение./Л.А.Венгер// М.: Просвещение, 1969. - 365с.
16. Вертгеймер,М., Продуктивное мышление./М.Вертгеймер// -М.: Прогресс, 1987.-335 с.
17. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с.
18. Волков Б. С. Психология юности и молодости / Б.С.Волков – М.: Академический проспект, 2006. - 255 с.
19. Гинзбург М.Р.Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
20. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. - СПб: Питер, 2000. - 350 с.
21. Голицын, Г.А., Данилова, О.Н., Каменский, В.С, Петров, В.М., Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опыт количественного анализа) /Г.А.Голицин, О.Н.Данилова, В.С.Каменский, В.М. Петров//Вопросы психологии. 1988. № 5. - С. 150-156.
22. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - С. 256-274.
23. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: Пособие для учителей [Электронный ресурс] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Режим доступа: URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-23 6690.html/. Дата обращения: 16.10.2019.
24. Даутова О.Б. Теоретические основы становления самосознания учащихся в образовательном процессе: Монография / О.Б. Даутова. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 108 с.
25. Демидова, Т. П. Психологическое сопровождение профессионально- личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях [Текст] : дисс. … к. псих. н. (19.00.07) / Т.П.Демидова. – Москва, 2005. – 183 с.
26. Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности. – Дисс.канд. псих. Наук. – Л.: ЛГУ, 1985.
27. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
28. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 229 с.
29. Казакова Л. В. Индивидуализация психолого -педагогической работы с обучающимися в условиях глобальной образовательной среды / Л.В. Казакова, Н.С. Сердюченко // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (16-17 февраля 2016 г., Москва, МПГУ) [Электронный ресурс] : URL : http://news.scienceland.ru/2016/02/15/1333/ (дата обращения 14.01.2020 г.)
30. Карапетян Л.А. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших подростков // Материалы XI Международной студенческой научной конференции / Л. А. Карапетян. – «Студенческий научный форум: » [Электронный ресурс] –Режим доступа к ст.: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016748
31. Кабанова Меллер, Е.Н., Роль образа в решении задач /Е.Н.Кабанова-Меллер// Вопросы психологии. - 1970. № 5. - С. 122-130.
32. Калмыкова, З.И., Продуктивное мышление как основа обучаемости. /З.И.Калмыкова// -М., 1981.
33. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения /Е.А.Климов. – М.: Akademia, 2005. – 304 с.
34. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. – М.:ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. – 38 с.
35. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.М. Кашапов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 269 c.
36. Лейтес Н. С. Изучать одаренных детей // Психологический журнал. - 1992. -№ 1. - С. 151-164.
37. Максимова З. Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений : напримере специальности «Графический дизайн» : дисс. … к. п. н. (13.00.08) / З. Р. Максимова. – М., 2008. – 154 с.
38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 316 с.
39. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М., 2002.
40. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 438 с.
41. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Издательство: Питер, 2002. — 1020 с.
43. Рубинштейн C.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн. // Вопросы психологии. - 1960. – № 3. – с. 12 – 23.
44. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
45. Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению / А. А. Рыбакова // Вестник Ставропольского государственного университета. – №61, 2009. – С.51-57.
46. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. — С. 256.
47. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. - 206 с.
48. Сорина Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: монография /Г. В. Сорина.- М.: Гардарики, 2005. -311 с.
49. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Елена Евгеньевна Туник. - М.: Дидактика Плюс, 2019. - 256 c.
50. Щебланова Е. К., Аверина И. С. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 138-144.
51. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. – М.: БИНОМ, 2011.
52. Guilford J., Hoepfher R. The analysis of intelligence. New-York, 1971
53. Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.