Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, в процессе игры он готов открыть мир для себя и себя миру. В дошкольных образовательных учреждениях процесс познания и накопления опыта регулируется целенаправленной педагогической работой, это касается и применения игровой деятельности для воспитания дошкольников. В настоящей работе будут рассмотрены возможности игровой деятельности для экологического воспитания дошкольников. Согласно действующему Федеральному государственныму образовательному стандарту дошкольного образования, экологическое воспитание детей и их ознакомление с миром природы рассматриваются в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривают решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать педагогические условия использования игровой деятельности для воспитания детей (на примере экологического воспитания старшмх дошкольников).
Объект исследования – процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия применения диадктических игр для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о мире природы в условиях современного ДОО.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды игровой деятельности в научной литературе.
2. Раскрыть понятие дидактической игры, охарактеризовать педагогические условия экологического воспитания посредством использования дидактических игр.
3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения экологических знаний и представлений, отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр по формированию для экологических представлений и ценностного отношения к миру природы у старших дошкольников, экспериментальным путем проверить его эффективность.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования); систематизация научных данных, сравнение, анализ и обобщение опыта; эмпирические (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114» (далее – МБДОУ № 114), расположенное по адресу: г. Челябинск, Шоссе Металлургов 19а.
Всего в исследовании приняли участие 42 ребенка старшего дошкольного возраста (6–7 лет), из двух подготовительных групп МБДОУ №114: 21 человек группа «Василек» – экспериментальная группа, 21 человек группа «Светлячки» – контрольная группа.
Глава 1. Теоретико-методологические основы использования дидактических игр для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие игры в научной литературе, виды игровой деятельности
Игра - единственная центральная деятельность ребенка, актуальная во все времена и у всех народов, это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Ведущее положение игры как деятельности дошкольника определяется тем, что она задает зону ближайшего развития ребенка, удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра максимально способствует психическому развитию дошкольника [22, с. 511].
Игра - понятие многогранное, поэтому к настоящему времени сложилось немалое количество классификаций игр, в зависимости от точки зрения автора классификации, от подхода к детской игре. Так, Ф. Фребелем за основу классификации был взят принцип дифференцированного влияния игры, в соответствии с которым можно выделить: умственные игры (влияющие на развитие ума); сенсорные (оказывающие влияние на развитие внешних органов чувств); моторные (воздействующие на развитие движений) [2, с. 13].
П.Ф. Лесгафт делил игры на две группы: имитационные (или подражательные) - самостоятельные творческие игры; подвижные игры (или игры с правилами.
Согласно другой классификации (например, В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова) [21, с. 12], всё многообразие детских игр можно поделить на два принципиально отличных вида - это сюжетная игра и игра с правилами. В свою очередь, игры с правилами включают в себя дидактические и подвижные.
Остановимся подробнее на дидактической игре и ее воспитательном потенциале.
Дидактическая игра выступает и как метод обучения и воспитания, и как самостоятельная игровая деятельность. В зависимости от используемого материала выделяются дидактические игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.), настольно-печатные и словесные.
Исследователь А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал, что: «необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила воспитательным целям» [цит. по: 9, с.70].
В работах Ф.Н.Блехер, Е.И.Удальцовой, А И Сорокиной отмечается, что дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.[13].
В отечественной дошкольной педагогике дидактические игры занимают одно из ведущих мест в процессе формирования знаний об окружающем мире и в воспитании экологического сознания, в частности. В различных играх и упражнениях дети используют уже имеющиеся знания о мире природы для решения конкретных познавательных и игровых задач, в результате чего ребенок приобретает новый, полезный для них опыт.
Итак, игры дошкольников различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. При этом наибольшим воспитательно-образовательным значением обладает дидактическая игра. Она мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память и другие познавательные процессы, помогает детям устанавливать связь между различными явлениями, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. В такого типа играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развивается эмоционально-волевая сфера. В итоге специальная педагогическая работа с применением дидактических игр дает благоприятный результат для экологического воспитания на базе развития знаний и представлений о природе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдулова, Т.П. Психология игры: современный подход / Т.П. Абдулова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
2. Автаева, В.Н. Особенности развития игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте / В.Н. Автаева, А.А. Белоусова // Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - М.: Центр научной мысли, 2017. - С. 12-15.
3. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста / А.В. Белошистая // Пед. технологии. – 2014. – № 2. – С. 3-8.
4. Бельтюкова, М.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / М.Н. Бельтюкова // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции; сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.15-16.
5. Бобылева, Л.А. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.А. Бобылева, О.Н. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 7. - С. 36-42.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0487/5-0487-1.shtml (дата обращения: 21.02.2021).
7. Гринева, Е.А. Формирование экологической культуры младших школьников / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина // Прометей. Москва - 2017. – 80 с.
8. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет: Методическое пособие / А.Н. Давидчук. – М.: Сфера, 2016 – 176 c.
9. Давыдова, Е.Н. Дидактическая игра: сущность и содержание / Е.Н. Давыдова, И.С. Кобозева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3 (часть 1) – С. 69-72.
10. Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/78230199 (дата обращения: 28.02.2021).
11. Екимова, В.В. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста / В.В. Екимова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2016 г.). – Т. 1. – Санкт-Петербург: Реноме, 2016. – С. 104-105.
12. Кудрявцева, Е.А. Организация игровой деятельности в ДОО. Технологии и содержание. Электронное пособие / Е.А. Кудрявцева - М.: Учитель, 2016. (CD).
13. Матухнова, С.В. Обзор исследовательских подходов к проблеме дидактических игр в трудах А. К. Бондаренко, Е. И. Удальцовой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. И. Сорокиной. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007316 (дата обращения: 18.03.2021).
14. Новикова, Г. Дошкольный возраст: этико-экологическое воспитание / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №7. – С. 87-89.
15. Обзор научно-методической литературы по использованию игр и игровых обучающих ситуаций в природоведческой работе с детьми. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.educationplace.ru/eduts-271-2.html (дата обращения: 15.02.2021).
16. Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-синтез, 2015 – 80 с.
17. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст / Н.Н. Панова. – М.: ТЦ «Учитель», 2017 – 111 с.
18. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск, 2011.- 117 с.
19. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=usova_rol-igry-v-vospitanii-detej_1976&bookhl (дата обращения: 04.12.2020).
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст] // Российская газета от 25 ноября 2013 г. - № 265.
21. Харчевникова, А. Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет / А. Н. Харчевникова, В. А. Деркунская. – М.: АРКТИ, 2012. - 63 с.
22. Янкина, Н.В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками / Н. В. Янкина, О. А. Ирешева // Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – С. 511-514.