Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Приобщение молодого поколения к труду - проблема вечная. Найти свое призвание юноши и девушки мечтали во все времена. Но немногим удавалось осуществить эти замыслы, заняться любимым делом, развить и применить свои дарования и способности. Дети бедных и обездоленных чаще думали о куске хлеба, чем о своем призвании.
Научно-технический прогресс расширил профессиональные возможности, удовлетворяя потребности молодежи непрерывным появлением новых профессий. Известно, что современный молодой человек имеет в 100-200 раз больше вариантов выбора, чем его прадеды. Во столько раз возросла степень свободы выбора профессионального пути.
Нынешние социально-экономические условия актуализировали вопросы социализации и профессионального самоопределения личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. В этом заключается актуальность темы исследования. Традиционные методы профориентационной работы не находят своего применения в современной школе, ибо отсутствуют прежние производственные базы госпредприятий, системы трудового обучения и производительного труда в школе.
Для успешной социальной адаптации в чрезвычайно динамичном и мобильном обществе у учащихся старших классов должны быть сформированы устойчивые профессиональные намерения, которые, в свою очередь, способствуют формированию профессиональной направленности личности.
Поэтому профессиональная ориентация учащихся - одна из важнейших педагогических и психологических проблем, решение которой зависит не только от социально-экономических условий государства, но и от выполнения задачи воспитания и образования молодежи, возложенной на школу.
Объект исследования: трудовое воспитание и профориентация.
Предмет: подготовка старшеклассников к выбору профессии.
Цель исследования: выявить особенности подготовки старшеклассников к труду и выбору профессии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать трудовое воспитание в современной школе;
- проанализировать возрастные особенности старшеклассников и их учет в выборе профессии;
- выявить задачи школы, родителей по трудовому воспитанию и профориентации;
- предложить методики исследования и диагностики профессиональных интересов учащихся.
Методы исследования: беседа, анкетирование, анализ документации.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Профессиональное самоопределение учащихся школы как педагогическая проблема
1.1.Основные формы и модели профориентации: история и современность
В реальное время в профориентации возможно отметить 4 группы способов: информационно-справочные, просветительские; профессиональной психодиагностики; моральной поддержке в определенном выборе и принятии решения.
К 1 группе относятся, профессиограммы, или же короткие описания профессий. Нетрадиционные профессиограммы с трудом воспринимаются подростками, вследствие этого надо показывать больше малогабаритные и понятные описания. [1, c 37]
Во-2-х, справочная беллетристика. Она важна в том случае, если размещенная в ней информация достоверна.
Дальше, информационно-поисковые системы (ИПС), оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, трудовых мест. Есть «ручные» (карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банки информации) варианты ИПС. Последние более перспективны, но для них необходимы разработчики программного обеспечения и контакты с заинтересованными организациями и предприятиями.
Компетентная реклама и агитации - оперативная и привлекательная для подростков. Экскурсии на фирмы и в учебные заведения. Для этого нужно заранее выбрать обученных людей и приготовить их для подобной работы с школьниками.
Встречи со специалистами. Познавательные лекции о путях заключения задач самоопределения. Профориентационные уроки - как система занятий, а не отдельные события. Учебные киноленты и видеофильмы.
Средства глобальной информации (СМИ). Применяя их, надобно в обязательном порядке принимать во внимание их специфику. Передачи рассчитаны на динамичность изложения вопроса. 1 из ключевых задач для их создателей - создать эмоцию на любую аудиторию. Размер информации о профессии урезан. Наличествуют различного рода редакторские правки и цензурные деньги.[2, c50]
Ярмарки профессий (и их модификации) уже давным-давно зарекомендовали собственную профориентационную эффективность. На ярмарках гости видятся с руководителями всевозможных компаний и 40 % из них проделывают тут личный значительный выбор.
2-ая группа - поддержка в самопознании. Сюда относятся замкнутые беседы-интервью по строго обозначенным задачам. Раскрытые беседы-интервью, в ходе которых возможно несколько отвлечься от заблаговременно заготовленных вопросов. Профконсультанты считают, собственно что эти разговора дают о человеке информации больше, чем классическое испытание.
Опросники профессиональной мотивации. Работу с ними специалисты ценят выше, чем определение возможностей к профессии. Это касается тех случаев, когда люди избирают глобальные профессии, «пригодные для большинства».
Опросники профессиональных возможностей. Они требуют довольно избирательного применения и особой подготовки профконсультанта для интерпретации итогов. Эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особенными критериями труда.
А для большинства профессий «профпригодность складывается в самой трудящийся деятельности».
Личные опросники – работать с ними могу только те профконсультанты, которые знают особенности данной методики. На самом деле лицо невозможно «просчитать», с этим связана множество задач. Подлинно личностный анализ - это действие человека в серьезные факторы жизни. В обыденном, «усредненном» режиме жизни устроить это довольно непросто.[3, c 55]
Проективные личные исследования - для их проведения важна особая подготовка и особая стажировка профконсультанта. Способ исследования — это один из ведущих научно-практических видов работы специалиста по психологии. Он эффективен только в том случае, в случае если внятно отнесены объект, характеристики и методы исследования, фиксации, интерпретации итогов.
Сбор косвенной информации о покупателе от своих людей, родителей, друзей, воспитателей, медицинских работников и т. д.
Выборочный опрос обязан быть тактичным.
Психофизиологическое обследование - для того, кто избирает профессию с особенными критериями труда.
Игры и тренинги, моделирующие истории профессионального общения или же нравственного выбора в процессе работы. Дают возможность предсказывать будущее умелое поведение ребенка. С помощью тренажеров, служащих для выработки трудовых способностей, еще возможно исследовать и предсказывать готовность осваивать новые профессиональные воздействия.
3-я группа. На фоне одобрительной психической атмосферы получается больше действенно рассматривать именно профориентационные вопросы. На это направлено создание групп общения, но механизмом заключения профконсультационных задач они не считаются. Тренинги общения дают возможность осваивать кое-какие коммуникативные способности, нужные при устройстве на работу, на экзаменах, в деловых контактах. Трудные способы персональной и массовый психотерапии, требующие особой подготовки профконсультанта, могут помочь осмыслить значение избираемой работы или же задач, связанных с самоопределением.[4, c 18]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. -М., 2018г.
2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 2017г.
3. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Журкина А.Я.-М., 2016г.
4. Моя профессиональная карьера. Пособие для учащихся.М., 2002г.
5. Манушина О. «Центр профессиональной ориентации»// Директор школы.-2016г.- №1. С.81-83.
6. Мартина Н. «Формирование готовности к профессиональному самоопределению»// Директор школы.-2016г.-№3. С.65-71.
7. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Пособие для учащихся. М., 2019г.
8. Пряжников Н. «Направления и методы профориентации»// Директор школы.-2016г.-№2. С.79-84.
9. Пряжников Н.С. Пряжникова Л.Е. Профориентация. М.: ИНФРА-М, 2016г.
10. Психологическое сопровождение выбора профессии. Учебное пособие. М., 2018г.
11 Крылова А.А. Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылова, С.А. Маничев. - Санкт - Петербург: «Питер», 2018. - 115 с.
12 Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. - 2020. - №4. - С. 1037-1040.
13 Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда: учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 423 с.
14. Петраков Н.А. Устойчивое развитие экономики России: история вопроса / Н.А. Петраков // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №1. - С. 50 - 53.
15. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренко. - М.: Изд-во «УРАО», 2019. - 160 с.
16. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 480 с.
17. Путин В.В. Надо быть самостоятельными и сильными / В.В. Путин // Российская Федерация сегодня. - 2016. - №9. - С. 44 - 50.
18. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт. - (http://www.gks.ru/).
19.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: «Владос-Пресс», 2019. - 96 с.
20. Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественно профориентации на современном этапе / С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев // «Мой ориентир» - профориентационный портал. - (http:// мой-ориентир. рф/публикации/s-n-chistyakova-n-s-pryazhnikov-n-f-rodichev-problemy-i-perspektivy-razvitiya-otechestvennoy-profori/).