Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Законодательный процесс является строго регламентированной процедурой принятия закона, осуществляющая соответствующими органами государственной власти и субъектами права, закрепленная в основном законе РФ (Конституции РФ) и других документах, которые обладают юридической силой. Иными словами, является определенным механизмом со своей структурой, порядками, строгими сроками и установленными правилами проведения. В разных странах нормотворческий процесс имеет свои особенности на тех или иных стадиях принятия правовых норм, но в то же время во всех странах есть одни общий момент в процессе принятия закона. Этот момент состоит в том, что вся законотворческая деятельность во всех странах регулируется и определяется основным законом данной страны.
В Российской Федерации правотворческий процесс служит одним из главных источником создания законов и принятия нормативно-правовых актов. Порядок проведения и организации этого процесса регулируется статьями 104- 108 Конституции Российской Федерации и другими Федеральными законами.
Процесс принятия закона не является единственным источникам нормотворческой деятельности. Также в России практикуется референдум, то есть “всенародное голосования по принятию законопроекта, где основными участниками являются граждане страны, другими словами ее многонациональный народ”.
Участниками правотворческой деятельности являются в основном органы, которые относятся к законодательной, исполнительной, судебной ветви власти и имеют на то соответствующие функции. К таким органам относятся: Президент РФ, который в свою очередь является главой государства; Федеральное Собрание, состоящее из нижней и верхней палаты и Правительство Российской Федерации, которое является главным исполнительным органом власти. В нашей курсовой работе в качестве основного субъекта законотворческого процесса мы рассматривает Государственную Думу.
Правотворческий процесс имеет строгую процедуру принятия законопроекта и состоит из определенных и установленных стадий. К основным стадиям в зарубежной и отечественной литературе, принято определять 5 стадий: появление законодательной инициативы, внесение, непосредственно само обсуждение законопроекта, принятие и заключительная стадия процесс утверждение и обнародование или же опубликование его в официальных источниках.
Законодательная процедура является сложной правотворческой деятельностью, в которой участвуют только компетентные субъекты права. Также законодательный процесс отражает развитость правовой системы в стране и само государство в целом.
Целью данной работы является рассмотрение законодательного процесса в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Задачи курсовой работы:
- изучение понятие и содержание законодательного процесса в Государственной Думе Федерального Собрания РФ;
- анализ проблем и основных направлений совершенствования законодательного процесса в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Предметом являются правовые нормы, регламентирующие осуществление законодательного процесса Государственной думой.
Объектом являются общественные отношения, определяющие содержание и особенности осуществления законодательного процесса в условиях разделения властей в Российской Федерации и роль в нем органов государственной власти.
Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужил метод научного познания и системный подход.
Теоретической базой послужили информационно-аналитические и научно-практические материалы, относящиеся к теме исследования, а также учебная и специальная литература.
Глава.1 Понятие и содержание законодательного процесса в Государственной Думе Федерального Собрания РФ
1.1 Понятие законодательного процесса.
Исследование законодательного процесса Российской Федерации охватывает целый комплекс таких вопросов как: понятие правотворчества и законотворчества, стадии законодательного процесса, принципы законодательного процесса, реализация права законодательной инициативы, разработка проекта. Ученые – правоведы высказывают различные мнения по определению приведенных понятий [16,с.96].
Анализ юридической литературы по данному вопросу показывает, что понятие законодательный процесс является дискуссионным и это в первую очередь связано с использованием схожих по форме дефиниций. В связи с чем и проводится сравнительный анализ такого понятия как правотворческий процесс. Под правотворческим процессом обычно понимают процесс создания законов, то есть создание нормативных правовых актов высшей юридической силы. В связи с чем правотворчество – это прерогатива уполномоченных на эту деятельность государственных органов, поэтому субъектами правотворчества являются: государственные, негосударственные органы и народ при принятии закона на референдуме.
Негосударственными органами, имеющими право участвовать в создании юридических норм, являются органы местного самоуправления, общественные объединения, производственные коллективы.
Конечно, общественные объединения создают локальные нормы для собственного пользования, обычно пакет таких документов включает устав, где определены права и обязанности, порядок создания, реорганизации и при необходимости прекращения деятельности. Процедура принятия таких локальных актов и их содержание должны соответствовать законам государства, регулирующим сферу деятельности общественного объединения.
В связи с чем мы можем считать, что локальные нормативные акты могут иметь юридическую силу если они в полной мере соответствуют законам государства и говорить о правотворчестве в данной сфере неправомерно.
Правотворчество как понятие часто рассматривается как синоним понятию «правотворческий процесс» и существующие в юридической литературе определения понятия «правотворческий процесс» просто перечисляют этапы, осуществляемые при принятии правового акта. Это и понятно, когда мы употребляем слово «процесс», то мы подразумеваем некую последовательность действий (стадий) для достижения определенной цели. Однако мы определяем правотворчество как деятельность, и поэтому должны регламентировать эту деятельность, что приводит к необходимости определять правотворческий процесс на другом уровне. Исходным положением для такого подхода является определение правотворческого процесса как форму выражения правотворчества. Таким образом, если правотворчество мы определяем как деятельность, то правотворческий процесс является формой этой деятельности.
Правотворческий процесс требует установления строго регламентированного порядка, без которого невозможно создание и совершенствование эффективных нормативных правовых актов. В связи с чем правотворческая деятельность осуществляется не произвольно, а в рамках, установленных соответствующими законами и соответственно стадиям правотворческого процесса. Анализ юридической литературы по вопросу количества стадий правотворческого процесса показывает, что этот вопрос остается дискуссионным.
Например, В.В. Лазарев и С.В. Липень выделяют три стадии [9,с.184], в то время как В.М. Сырых выделяет в два раза больше стадий. Началом правотворческого процесса он считает принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права, на основе этого решения подготавливается проект нормативного правового акта, следующим шагом является его рассмотрение в правотворческим органе и после обсуждения и согласования проекта с участниками правотворческого органа нормативный правовой акт считается принятым и завершается процесс опубликованием нормативного правового акта .
Исследование юридической природы правотворческого процесса не будет полным, если мы не рассмотрим основные принципы правотворчества. «В совокупности с понятиями, категориями и законами принципы составляют фундамент любой науки, в том числе и правовой. Формируя и устанавливая основные начала регулирования, правовые принципы создают базовые условия и способность давать верное направление пониманию духа и буквы закона как в правотворчестве, так и в правоприменении» [13,с.182].
В юридической литературе перечисляется достаточное количество принципов правотворчества, например — это принцип законности, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип профессионализма и т.п.
В нашей работе мы остановимся на рассмотрении наиболее общих принципов правотворчества.
Первый принцип – это принцип демократизма правотворческого процесса, который предполагает участие широких слоев населения в процессе создания правовых актов.
Данный принцип реализуется в работе представительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих разработку и принятие нормативных правовых актов. Такая деятельность должна сопровождаться привлечением рядовых граждан к правотворческой деятельности.
Принцип демократизма должен реализовываться в деятельности народных представителей в законодательных органах, в соблюдении демократических процедур обсуждения и принятия законов и содержания проектов нормативных актов. Также мы считаем, что принцип демократизма невозможно реализовать без открытости, прозрачности правотворческого процесса.
Граждане должны иметь возможность получать информацию о намечаемых законопроектах. В обеспечении гласности по всем этим вопросам неоценима роль СМИ. Особым видом реализации принципа демократизма можно считать всенародное голосование (референдум).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. ст. 801.
3. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступлении в силу Федеральных законов» //Собрание актов Президента и правительства РФ. I994. №6. ст.1173.
4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД (ред. от 25.01.2013) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ (ред. от 06.02.2013) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
6. Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»
Учебная и специальная научная литература
7. Авакьян С. А. Конституционное право России. Т. 2. – М.: Норма, 2019. -509 с.
8. Зубков А.А. Проблемы современного российского законотворчества // Всборнике: Право и права человека Сборник студенческих статей. Отв. ред. А.В.Звонарев. Москва, 2018. - С. 68-71.
9. Кадикина И.Д., Гришанова И.В. Проблемы законотворчества // В сборнике:Стратегическое управление: теория, практика, проблемы. Материалы XIVрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 114-118.
10. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства права. 4-е изд.. и доп. – М.: Российское юридическое образование, 2019. – 344 ч.
11. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Проспект, 2019. – 665 с.
12. Нестеренко И.А. Правотворчество в Российской Федерации: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2020. – С. 53–54.
13. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России. – 7-е изд., пераб. и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2018. – 256 с
14. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых. – 6-е изд., перераб. и доп.– М.: Юстицинформ, 2019. — 411 с.
15. Толкачев К.Б. Законотворческий процесс в системе политико-властных отношений федеративного государства // Вестник ВЭГУ. 2018. № 3 (89). С. 85-93.
16. Трофимов В. В. Современные формы участия российского гражданского общества в правотворческом процессе: проблемы теории, законодательной регламентации и практики применения // Юридическая техника. – 2018. – № 8. – С. 463-472.
17. Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2020 – 263 с.