Фрагмент для ознакомления
2
Традиционно психологическое благополучие изучалось сквозь призму противопоставления нездоровью в психологической сфере и неблагополучию. Но в последнее время, под влиянием феноменологического подхода к личности стало набирать обороты представление о том, что медицинская модель психологического благополучия дает не полную картину в данном вопросе. Назрела потребность выхода за границы темы «здоровая личность» и «нездоровая личность». Ученые стали исследовать позитивные аспекты проявления личности.
Сегодня анализируется корреляция субъективного благополучия личности с ее особенностями (ценностями, суверенностью пространства, жизненными стратегиям и др). Так, согласно С. К. Нартовой-Бочавер, пространство психики, его измерения, границы и устойчивость могут анализироваться как части личностной структуры, и как свойства базовых частей ее функционирования в обществе, и как части личностностного самосознания. В качестве универсальной психометрической характеристики пространства личности автор предложила применять такое понятие, как «суверенность» - пространство с целостными границами, которое дает возможность его обладателю поддерживать автономию личности. Если пространство имеет нарушенные границы – он становится депривированным, подразумевается недостаток потребности в приватности, то есть способности самому управлять коммуникацией с окружающим миром. С. К. Нартова–Бочавер дифференцировала характеристики психологического пространства личности:
1) Ощущение пространства своим, ценным.
2) Понимание того, что личность способна контролировать и защищать то, что располагается в самом пространстве.
3) Пространство психики рефлексируется только в случае проблем. Пространство является прозрачным, его трудно описать.
4) Важное свойство – это целостность границ психологического пространства.
Так, здоровье психологическое пространство личности включает в себя:
1) Суверенность физического тела. Благодаря телу устанавливается взаимодействие с миром, личность принимает себя. Тело обеспечивает базовый уровень доверия к миру. Телесность также определяет уровень независимости от трансформаций мира, способность устанавливать привязанность, осваивать территорию.
2) Суверенность территории. Благодаря территориальности обеспечивается способность контролировать социальные контакты, обозначать статус в группах, защищаться от вторжений окружающей среды, психологически реабилитироваться.
3) Суверенность личных вещей и предметов. Это способы самоуправления, орудия деятельности, послания в области коммуникаций, способность устанавливать контакт с миром.
4) Суверенность привычек. Данный сектор снижает степень неопределенности окружающего мира, разграничивает права использования предметов, делит границы территорий.
5) Суверенность связей в социуме (принятие ответственности за отношения в социуме, обретение личной и общественной идентичности, установление взаимоотношений психологической интимности, выбор значимого другого и референтной группы).
6) Суверенность ценностей (обеспечивает ответственность в сфере экзотеции, творчество в жизни, критичное отношение к различным идеологиям, личную ответственность).
Психологическое пространство личности последовательно развивается по периодам возраста. В начале жизни формы поддержания суверенности реализуются при помощи родных. В младенчестве формируется телесный уровень, уровень суверенности личных вещей и территории создается на протяжении раннего и дошкольного возраста и продолжаются до младшего школьного возраста.
Связи социального уровня начинают создаваться в дошкольный период, ценности и вкусы формируются тогда же. Уточнение границ, развитие суверенности наблюдается на протяжении всей жизни человека. Особенно это процессы интенсивны в дошкольном возрасте и у подростков.
Границы - это и нормы социума, и физические границы. Границы помогают реализации контроля за «своим» пространством и являются способом регуляции степени открытости, доступности личности для других .
Также в настоящее время происходит изучение инструментария с целью изучения субъективного благополучия личности, уточняется сам термин. Изучается то, как влияют разные факторы объективного и субъективного характера на объективное благополучие личности (М.Аргайл , М.Селигман , А.В.Воронина и др.).
Что происходит с личностью в экстремальных условиях жизнедеятельности? Ее полноценное функционирование зависит от возможности достижения в этих условиях субъективного благополучия. Эти особенности не всегда принимаются во внимание при работе с лицами, кто проживает в разных по уровню экстремальности климатических условиях.
Психологическим благополучием мы будем называть общность ресурсов личности, которая отображается в 5-ти компонентной модели психологического благополучия. Она включает в себя следующие части:
1) аффективный,
2) метапотребностный,
3) мировоззренческий,
4) интрарефлексивный,
5) интеррефлексивный.
Каждый элемент психологического личностного благополучия отражает конкретную грань субъективной и средовой коммуникации.
Функция психологического благополучия – конструирование внутреннего пространства субъекта, результатом которого есть субъективная личностная успешность, которая выражает себя в переживании счастья и удовлетворенности жизнью. Это и внешнее пространство окружающего мира, где критерий гармоничности – объективная успешность, то есть наличию у личности здоровья (социального, психосоматического, психологического и физического).
Любая среда, включающая в себя потенциальную угрозу для реализации важных личностных потребностей – это экстремальная среда жизнедеятельности. Следовательно, она может являться угрозой психологического благополучия личности. Специфика природной и климатической экстремальной среды состоит в том, что включенные в ней объективные факторы не могут быть ликвидированы, как это можно сделать в социальной, информационной и образовательной среде.
Коммуникации субъекта и экстремальных условий жизнедеятельности можно описывать с субъективно-средовой концепции, где личность и среда – две части единой, интегрированной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский, - М.: Медицина, 2018
2) Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, - СПб.: Питер, 2018
3) Аргайл, М. Психология счастья Текст. / М. Аргайл. СПб. : Питер, 2003.-271 с.
4) Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М. : Смысл, 2018. -416 с.
5) Белов, В.М. Психология здоровья / В.М. Белов. - СПб.: «Алетейя», 2016
6) Воронина, А. В.Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы Электронный ресурс. : дис. . канд. психол. наук : 19.00.04 /
7) Голд, Джон. Психология и география. Основы поведенческой географии Текст. / Джон Голд. М. : Прогресс, 1990. - 304 с.
8) Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, - М.: МГУ, 2018. - 399 стр.
9) Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. - М.: Аспект пресс, 2018
10) Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык, - М.: Наука, 1983. С. 20.
11) Короленко, Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях Текст. / Ц. П. Короленко. Л. : Медицина, 1978. - 271 с.
12) Леонтьев А.Н. Индивид и личность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982
13) Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых//Московский психологический журнал, №12 - 2018.
14) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2018 – 352 с.
15) Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с
16) Олпорт, Г. Личность в психологии Текст. / Г. Оллпорт. М. : КСП+; СПб. : Ювента, 2018
17) Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, - СПб.:Питер, 2018
18) Селигман, М. Новая позитивная психология : научный взгляд на счастье и смысл жизни Текст. / М. Селигман ; пер. с англ. М. : Изд-во «София», 2006. - 368 с.
19) Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье - М.: "Прогресс", 1979. С. 94.
20) Социология управления: учебник для академического бакалавриата / В. И. Башмаков [и др.] ; под ред. В. И. Башмакова, Р. В. Ленькова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019
21) Урмина И. А. Самоменеджмент : учебник для академического бакалавриата / И. А. Урмина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019
22) Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368с:
23) Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: «Питер», 2016.