Фрагмент для ознакомления
2
Учитывая разный уровень и характер произведений искусства, можно считать, что их психологическое влияние может происходить и как императивный, и как манипулятивный, и как развивающий диалогическое влияние.
В большинстве работ разных исследователей проблема психологического влияния рассматривается как социально-психологическая, в частности как коммуникативный процесс, осуществляемый как взаимовлияние субъектов. Однако, несмотря на то, что искусство действительно в одном из аспектов является разновидностью социальной коммуникации, психологическое влияние искусства имеет существенную специфику. Она заключается в том, что в нем, кроме определённого информационного содержания и способов его подачи, важным фактором влияния является форма.
Понимая психологическое влияние искусства как процесс такого взаимодействия реципиента с произведением, который опосредствован художественным сознанием лица и приводит к определенным психическим изменениям у реципиента.
Психологическое влияние искусства является разновидностью психологического влияния. Реализовывая закономерности и виды последнего, влияние искусства в то же время имеет свою специфику. В нем важную роль играет форма, а также диалектика формы и содержания.
Очень важно отметить, что общим между процессами мышления и восприятия является возможность трансформации образа. Подобные преобразования часто неосознаваемые, могут способствовать решению задач, стоящих перед субъектом. Из этого можно сделать вывод, что восприятие – не пассивное копирование мгновенного действия, а творческий процесс познания.
По структуре художественного восприятия, мы разделяем мнение С.Х. Раппопорта (1978). В сжатом виде ее можно представить следующим образом:
- психофизиологические и идеомоторные эффекты (занимают самое низкое место в структуре художественного восприятия, играют роль эмоционального фона, на котором происходит процесс формирования образов знаков и постижения их значений);
- промежуточный этап, где готовится переход от общего восприятия художественного предмета к вычленению образов знаков и постижения их значений;
- следующий этап – формирование образов знаков и постижение их значений, связанные в одном ассоциотивном звене, образ знака и его значение складываются одновременно, а переход от первого ко второму осуществляется автоматически;
- синтетические этапы, где формируется созданная автором целостная модель действительности и где складываются итоговые идеи, оценки, установки [11].
Итак, восприятие человека определяется следующими факторами:
- качествами и свойствами объекта восприятия;
- условиями, при которых происходит рецептивная деятельность;
- особенностями восприятия субъекта.
На процесс восприятия влияет внимание (произвольное и непроизвольное), что составляет основу наблюдательности; наблюдательность, как умение подробно увидеть в вещах окружающего мира их чувственную сторону, что составляет основу культуры восприятия. Все эти факторы влияют на качество перцептивного образа, понимание, на скорость восприятия, на формирование установки восприятия. Также, важное значение приобретает и возможность к концентрации внимания.
Уровень нашего восприятия определяется также полученными в процессе жизнедеятельности знаниями, умениями, навыками, опытом, культурой. Особой формой восприятия является так называемое эстетическое восприятие.
П.М. Якобсон в своей работе «Психология художественного восприятия» пишет: «Процесс знакомства человека со всей сферой прекрасного в целом – будет это красота человеческих отношений, неповторимый вид природы, будет ли это значительное произведение искусства – есть эстетическим восприятием» [12; 20].
Восприятие различных произведений искусств он выделяет в особый вид эстетического восприятия – художественное восприятие, которое имеет собственные характерные черты и качества. Также известно, что вопрос о характере художественного восприятия исследовали эстетики, художники, искусствоведы. Все они отмечали наличие в процессе художественного восприятия переживания эстетического удовольствия.
Художественное восприятие произведения искусства – очень сложный и одновременно целостный процесс. Отдельные элементы художественного произведения в сложном контексте восприятия соединяются и выступают в виде определённой целостности, частей законченного произведения, которые «укладываются в систему образов, в систему предмета искусства» [12; 23]. Однако эти элементы влияют на формирование нашего целостного впечатления от художественного произведения.
Целостный процесс художественного восприятия иногда осуществляется достаточно быстро и проходит без осознания ряда существенных этапов, выступает в сознании человека в форме целостного результата – в виде оценок, мыслей, переживаний.
По мнению Г.А. Люблинской, процесс развития восприятия сюжетной картины ребёнком включает три уровня: перечисление, описание и толкование. Эти уровни свидетельствуют о различной степени понимания ребёнком предлагаемого ему содержания и зависят:
а) от структуры картины;
б) от степени близости её сюжета к опыту ребенка;
в) от формы поставленного вопроса;
г) от общей культуры ребенка, умения наблюдать;
д) от развития его речи.
Ребёнок может показать одновременно разные уровни восприятия картин, иначе говоря, эти уровни могут сосуществовать [6].
1.2 Особенности восприятия и использования цвета детьми дошкольного возраста
В эстетических чувствах и вкусах важную роль играет сенсорное воспитание, которое даёт детям возможность различать цвета, звуки, формы, которые необходимы для изображения явлений, предметов. Особое значение приобретает эмоциональная окрашенность восприятия прекрасного.
Художественно-эстетическое чувство, возникающее под воздействием человека, его отношение к труду и быта, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию – к понятию «прекрасного» как высшего нравственного идеала.
Художественно-эстетическое чувство всегда характеризуется творческими стремлениями. Оно вызывает желание действовать. Если цель деятельности построена на творческой активности детей, а сама деятельность хорошо организована, проходит в интересной форме и даёт радость, то в этих условиях единство нравственного и эстетического выступает особенно отчётливо.
Объекты художественного восприятия могут удовлетворять потребности человека только тогда, когда имеют соответствующие свойства, например, цвет, форму, размер, структуру, функции и тому подобное.
Для детей дошкольного возраста важным является процесс художественного восприятия к действительности в связи с тем, что он способствует раскрытию художественно-эстетической ценности объектов, предметов, явлений природного и социальной среды.
В процессе художественного восприятия старших дошкольников в действительности объекты и явления должны стать предметом особого внимания, познания и творчества [7; 19].
Поэтому важно подчеркнуть, что художественный опыт старших дошкольников должен быть направлен на освоение прекрасного, открывать перед ними возможности полноценного восприятия предметов и явлений действительности, которые, во-первых, важны для детей, а во-вторых, есть посильными для восприятия и осмысления в дошкольном возрасте.
Известно, что процесс формирования художественной культуры занимает важное место в условиях обучения старших дошкольников.
Ребёнок должен видеть определённую цель, ради которой необходимо работать. Известно, как старательно и настойчиво учат детишки песни к празднику, осознав, что мамы очень обрадуются, когда будут слушать эти песни в качестве подарка [3, c.400-405].
В целом художественно-эстетическое воспитание предполагает развитие определённых способностей, а именно:
- способность воспринимать и чувствовать прекрасное, хорошее в природе, быту, общественных отношениях, в произведениях искусства. Эта способность проявляется в эмоциональном реагировании на все прекрасное, хорошее, доступное. В особой заинтересованности прекрасным и его проявлениями в ярких цветах, звуках, формах и их сочетаниях;
- способность превращать, вносить простейшие элементы красоты и эстетики в жизнь и быт, выразительно использовать рисунки, лепка, способность находить способы изображения в рисунке и лепке;
- способность к творчеству в художественной деятельности, в сюжетных играх, в быту. Речь идет о творческом воображении во время сюжетных игр художественного типа, творческой инициативе при внесении красивого в быт, поиски средств выразительности в рисунках;
- способность оценивать красивое в окружении. Заключается она в умении правильно различать содержание, общий характер и яркие выразительные и изобразительные средства произведений живописи;
Итак, в основе художественное воспитания, как видим, лежит развитие эмоциональной чувствительности к прекрасному и негативному отношению к безобразному. Одна из главных задач искусства как средства художественного воспитания – стимулирование творческих способностей, инициативы, самостоятельности [15].
Особенность педагогики искусства заключается в том, что творчества научить можно. Можно лишь создать условия для пробуждения, активизации старших дошкольников творческих импульсов, для познания радости творчества. Чем раньше начать такую работу с детьми, тем больше шансов, что творческие возможности учащихся не погаснут, а разовьются, чтобы оказаться впоследствии во всех сферах деятельности.
1.3 Абстрактная живопись и её особенности в развитии восприятии цвета у детей старшего дошкольного возраста
Цвет в абстрактной живописи несёт в себе основополагающее значение в абстрактном искусстве. Исследованию цвета в истории искусства уделяется большое внимание.
Кроме того, существует семантическое родство между колоритом в живописи и тембром в музыке. Показательно, что колорит является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же колорит /тембр/ – один из главных факторов изобразительности.
В живописи колорит – наиболее музыкальный элемент, в музыке – наиболее живописный. Таким образом, в каждом из этих искусств колорит как бы ведёт в сторону другого, вторгается в его область. В своём колорите музыка и изобразительное искусство словно тянутся навстречу друг другу.
У детей художественное восприятие имеет наглядно-действенный характер. Эмоциональная жизнь дошкольников достаточно насыщена и активная. Для этого возраста характерны быстрота непосредственного проявления чувств, уязвимость. Вместе с тем, эстетические чувства не имеют более полной формы выражения. Поэтому условия, созданные педагогом, воспитателем, должны иметь гармоничное сочетание всех аспектов эстетического воспитания, предвидеть и активизировать стимулы для возникновения и проявления эстетических чувств.
Основной целью эстетического воспитания ребенка является формирование не только его эстетической культуры, но и способность личности к полноценному художественному восприятию, адекватного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Необходимым компонентом эстетической культуры являются эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Именно искусство имеет уникальные возможности в раскрытии духовности человека, всего богатства его чувств и размышлений [13; 24].
Ребёнок понимает, что снег, например, может быть не только белым, но и голубым, синим, розовым, золотистым, фиолетовым, серым и т.д. Старшим дошкольникам намного проще через восприятие пейзажной живописи изменять сложившиеся раньше ассоциативные связи между предметом и цветом, чем во время наблюдения за природой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барб-Галль Франсуаза Как говорить с детьми об искусстве; РГГУ – Москва, 2016. – 192 c.
2. Буров, А.И. современные исследования эстетического воспитания и художественного образования. – М.: Просвещение, 2009. – 291 с.
3. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников; Феникс – Москва, 2007. – 448 c.
4. Герасимов, С. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи; Просвещение – Москва, 1985. – 384 c.
5. Грибовская, А. А., Халезова-Зацепина, М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет; СПб. [и др.]: Питер – Москва, 2017. – 80 c.
6. Доронова, Т.И. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст; Просвещение – М., 2016. – 64 c.
7. Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа; Детство-Пресс – Москва, 2011. – 160 c.
8. Зелинский, К. В., Черникова, Т. В. Нравственное воспитание дошкольников; Планета – Москва, 2010. – 288 c.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2013. – 330 с.
10. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников; Педагогическое общество России – М ., 2017. – 1 14 c.
11. Конрад фон Ланге Художественное воспитание в детской; Астер-Х – М., 2016. – 88 c.
12. Копцева, Т. А., Селезнева, Г. Б., Сырых, Н.В., Фомина, О.Н. Я и мир природы. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Учебно-методическое пособие; Дрофа – М., 2017. – 144 c.
13. Лыкова, И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО; Цветной мир – М., 2017. – 144 c.
14. Микляева Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников; Сфера – Москва, 2013. – 192 c.
15. Пичугина, Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н. Пичугина, Г. Айдашева, С. Ассаулова. – М.: Литературная студия «Научная книга», 2013. – 280 с.
16. Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации; Дрофа – М., 2016. – 202 c.
17. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: Рекомендации, конспекты занятий; Мир – Москва, 2016. – 183 c.
18. Степанова, Г. В. Творческое воспитание дошкольников; ЦГЛ – Москва, 2006. – 160 c.
19. Толстых, В. И., Эренгросс, Б. А., Макаров, К. А. Эстетическое воспитание; Высшая школа – Москва, 1979. – 290 c.
20. Турченко, В. Дошкольная педагогика / В. Турченко. – М.: Флинта; НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 340 с.
21. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 250 с.
22. Эстетическая культура и эстетическое воспитание; Просвещение – Москва, 1983. – 304 c.
23. Эстетическое воспитание в детском саду; Просвещение – Москва, 1985. – 208 c.
24. Эстетическое воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных мероприятий; Учитель – Москва, 2007. – 224 c.
25. Эстетическое воспитание; Высшая школа – Москва, 2013. – 384 c.