Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Учебный диалог — это особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов. В основу логики обучения, формирующей личностное мышление человека, должна быть положена логика диалога; единицей такого обучения может быть урок особого типа, урок-диалог, на котором учитель и дети демонстрируют различные типы мышления и логики; в этом учебном диалоге в своеобразной форме воспроизводятся культурологические диалоги, характерные для определенных исторических эпох.
Для учебного диалога характерны следующие методические особенности:
- наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
- наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;
- возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения;
- наличие цели организации диалога;
- наличие обратной связи;
- наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником.
Построение диалога имеет важное значение для развития у индивида навыков коммуникации, профилактики его социальной изоляции, недопущения развития депрессивных состояний, вызванных развитием чувства одиночества. Если урок строится в диалоговой форме, то учащийся получает возможность развиваться в эмоциональном направлении и активизировать свои умственные способности.
Объект работы – учебный диалог.
Предмет работы – сущность диалога в учебном процессе.
Цель работы – рассмотреть диалог в учебном процессе: сущность и способы организации.
Задачи работы:
- рассмотреть учебный диалог в образовательном процессе как коммуникативная составляющая речевой культуры и подходы к пониманию сущности диалога;
- проанализировать диалог традиций и инноваций в современном образовании;
- рассмотреть диалогическую модель образования в современном обществе;
- изучить воспитательные возможности учебного диалога;
- рассмотреть организацию диалога в образовательном процессе.
В работе использовался комплекс методов и методик научного исследования. Это общенаучные методы – анализ литературы, системный подход, анализ и синтез.
Глава 1. Диалог в учебном процессе
1. 1. Учебный диалог в образовательном процессе как коммуникативная составляющая речевой культуры и подходы к пониманию сущности диалога
Актуальность проблемы формирования высокой культуры речи обучающихся основывается на принципах гуманитаризации всей системы образования. Владение навыками высокой культуры речи рассматривается в современных условиях как имидж успеха личности. Недостаточная речевая культура значительно снижает рейтинг молодого человека. В этом смысле теория диалогической педагогики представляет собой концепцию, которая оказала конструктивное влияние на разработку современных методов обучения, учитывающих контекст употребления языковых единиц, методику преподавания риторической грамматики, а также обучение языковой деятельности.
«Учебный диалог принято рассматривать как организованное взаимодействие, как особая воспитательная среда и одновременно образовательная технология, основанная на педагогических подходах, адекватных природе обучающегося и его способностям. Диалог интерпретируется как непрерывный социальный процесс производства значения и смысла, язык в действии как источник озарения и обновления» . Основной характеристикой диалогического общения является интерпретация смысла полученной информации всеми участниками коммуникации.
Таким образом формирования диалогической культуры личности в процессе обучения в вузе являются необходимость развития у студентов основных коммуникативных умений и транспозиция имеющихся навыков общения на новые ситуации:
- перенос знаний, умений, приемов общения и вариантов решения в условиях новой коммуникативной задачи, трансформации их в соответствии с конкретными условиями, а также социокультурными нормами;
- умение находить новые решения для коммуникативной задачи из комбинаций уже известных знаний, навыков, приемов и приобретенных в результате овладения диалогическим общением. Первостепенной формой коммуникации является диалогическое общение, так как именно в диалоге собеседники выстраивают цепочку своих коммуникативных актов. От целесообразности этих актов, зависит конечный результат всей коммуникации.
«Диалог представляет собой наиболее яркий и естественный случай коммуникации, так как подлинное своё бытие язык обнаруживает лишь в диалоге». Основными признаками диалога данный лингвист определяет: участие в коммуникативном процессе двух и более собеседников; принадлежность участника коммуникации к определенной социальной группе, возраст, характер и т.д.; первичность устной диалоговой речи; спонтанный характер диалога; говорение определенного собеседника чередуется с говорением другого или других, так называемое реплицирование коммуникантов; четкая целеустановка, которая позволяет управлять коммуникативным процессом» .
Таким образом, основываясь на цели речевой интенции, собеседник задает определенную речевую программу общения. Приведенные выше понятия и характеристики диалога имеют отношение как к «бытовому» речевому акту, так и к учебному. По типу общения выделяют информативный и фатический диалог. Информативный диалог представляет собой передачу и получение новой информации. Основное требование к данному типу речевого общения – максимально адекватно донести информацию согласно цели говорящего. Нарушением нормы считается наличие избыточных высказываний.
Фатический акт речевого общения заключается в установлении контакта с участником коммуникации и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Отбор языковых средств для каждого типа общения, зависит от характера передаваемой информации и коммуникативных интересов участников общения (информативный акт общения) и социальной и языковой нормы, присущей данной социальной группе (фатический диалог). Для образовательного процесса характерен информативный тип речевой коммуникации. В зависимости от поставленных задач и уровня их решения следует оценить степень влияния диалога на развитие познавательных интересов учащихся, их языковой и коммуникативной культуры.
«Посредством диалога у обучающегося развивается способность думать, размышлять и находить такие языковые средства, которые способствуют успешному процессу коммуникации. Решить эту задачу возможно с помощью лексики и стиля беседы, которые в свою очередь способствует формированию нравственной личности. Суть общения состоит в поддержании речевого взаимодействия участниками коммуникации в процессе, которого между собеседниками происходит обмен информацией, дается эмоциональная оценка событию, побуждение к действию» . Все эти речевые акты отличаются по своему функционально-коммуникативному назначению, но неизменно должны соответствовать этическим нормам коммуникации. Успех и ориентация в вербальной деятельности зависит, прежде всего, от речевых навыков обучающегося.
В связи с этим, в образовательном процессе главная вербальная цель преподавателя - активизировать обучающихся, создавая такие ситуации, в которых обучающийся мог бы в полной мере использовать свои
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды / В. Ф. Асмус. - М. Мысль, 2005. - C. 45.
2. Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования / С. В. Белова. – М.: АПКиППРО, 2016. – 360 с.
3. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1991. С. 56.
4. Захарова Т.В. Диалог как технология обучения: основные понятия и характеристики / Т. В. Захарова, Н. В. Басалаева // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 245-248.
5. Кармин А.С. Диалог в научном творчестве / А. С. Кармин // Философские науки. - 2005. - С. 78.
6. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. Книга для учителя / С. Ю. Курганов. – М.: Образовательные проекты, 2019. – 146 с.
7. Кудашеев В.И. Диалог / В. И. Кудашеев // Энциклопедия глобализации. -М.: Радуга, 2003. - С. 67.
8. Сайко Э.В. О природе и пространстве «действия» диалога / Э. В. Сайко // Социокультурное пространство диалога. - М.: Наука, 1999. – 254 с.
9. Селеменов С.В. Школа «диалога культур»: что это? / С. В. Селеменов // Школьные технологии. – 1996. – № 3.
10. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогические теории и системы / под ред. Е.Н. Селиверстовой. – Владимир: ВлГУ 2012. – С. 321-329.
11. Тахохов Б.А. Роль диалога в формировании личности / Б. А. Тахохов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - № 4 (13). - С. 113-115.
12. Телегин М.В. Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов / М. В. Телегин // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 12. – С. 23.