Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные города имеют свой неповторимый облик и туристический имидж. Одним из компонентов этого имиджа является стилистический портрет города, связанный с тем, каким образом выглядят и сочетаются названия городских объектов разных типов.
Некоторые городские власти не задумываются над гармоничностью стилистического портрета своего города, отсюда возникают проблемы с презентацией населенного пункта на российской и международной туристической арене.
Степень изученности проблемы. Вопрос о создании стилистического портрета города на основе номинаций жилых комплексов рассматривается в научной литературе только с точки зрения строительного маркетинга. При этом отсутствуют исследования, которые в полной мере раскрыли бы данный вопрос с филологической точки зрения.
Цель исследования – сформировать стилистический портрет Череповца на основе названий жилых комплексов.
Объект исследования – жилые комплексы Череповца.
Предмет исследования – стилистические особенности и происхождение названий жилых комплексов Череповца.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие стилистического портрета города.
2. Определить принципы формирования названий жилых комплексов.
3. Привести общую характеристику Череповца.
4. Проанализировать стилистические особенности и происхождение названий жилых комплексов Череповца.
Материал исследования: список названий жилых комплексов Череповца.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, синтез, историографический, хронологический, моделирование, стилистический анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проведен анализ незначительного количества научных работ, связанных с рассматриваемой темой, и сформулированы общие принципы классификации названий городских объектов и формирования стилистического имиджа города.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением достоинств и недостатков стилистического портрета Череповца, основанного на номинации его жилых комплексов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, а также приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ГОРОДА
1.1. Понятие стилистического портрета города
Как показывают исследования, стилистический портрет города – это совокупность номинаций, которые относятся к различным городским объектам и выражают общую тенденцию социальной, экономической и культурной жизни города, его исторические особенности и экономическое назначение .
В стилистический портрет города входят наименования таких объектов как :
– улицы, проспекты, переулки, площади, аллеи, бульвары, проезды;
– скверы и парки;
– жилые комплексы;
– реки, озера, пруды и иные водоемы;
– промышленные предприятия;
– архитектурные сооружения;
– торговые и развлекательные комплексы;
– жаргонные названия городских объектов, которые используются только местными жителями и официально не отмечены на картах города.
После распада СССР во многих городах были изменены многие названия городских объектов, что в корне изменило стилистические портреты данных городов и всей страны в целом .
Были фактически полностью ликвидированы советские названия, вместо которых были либо возвращены исторические (если город старый и имеет долгую историю), либо придуманы новые, связанные с различными факторами городского быта, событиями или личностями, которые жили и работали в этом городе .
Называние различных городских объектов может быть связано со следующими социально-культурными процессами, происходящими в данном городе :
– появление новых форм собственности;
– формирование нового ассортимента товаров и услуг;
– громкие социальные, политические и культурные события;
– деятельность выдающейся личности;
– развитие торговых и развлекательных сетей;
– обновление региональной нормативно-правовой базы.
Некоторые компоненты стилистического портрета города могут быть связаны с классовым делением населения. Это чаще всего относится к номинациям различных торговых и развлекательных комплексов, магазинов и предприятий общепита. Например, «Аристократ», «У Иваныча» и т.д. Горожанам сразу становится понятно, для какого потребителя открыто данное заведение и стоит ли туда заходить .
Очень важной для формирования стилистического портрета каждого города является концепция создания и размещения вывесок – как с названиями городских объектов, так и с наименованиями магазинов, ресторанов и т.д.
В первом случае городские власти стараются соблюсти единую стилистику вывесок (во многих городах сейчас сделаны вывески с названиями улиц, площадей, проспектов в старинном стиле, что придает городам дух древности, культурного памятника, что привлекает туристов).
Во втором случае вывески делаются стихийно, вне зависимости от общей городской стилистики (каждый владелец подобных заведений делает вывеску в соответствии с направлением работы и особенностям магазина, а не кафе, не учитывая, что она может не вписываться в стиль всего города или улицы, где она размещена) .
Отдельным явлением, которое определяет новый стилистический портрет среднестатистического российского города и связано с активным и повсеместным развитием туризма, выступает наличие дублирующих названий городских объектов на английском языке. Такое, конечно, существует не во всех городах, но многие города обеспечивают свои центральные улицы, где есть культурные объекты и исторические здания, такими вывесками .
Кроме того, на сегодняшний день стилистический портрет любого российского города обязательно включает в себя такой компонент как иностранные названия различных городских объектов коммерческого характера .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллаева, С.А., Николаенкова, А.В. Номинации городских объектов в лексическом портрете российского города / С.А. Абдуллаева, А.В. Николаенкова // Городское строительство. – 2019. – № 12. – С. 45–58.
2. Борисенкова, Л.А., Павлова, И.И., Демьяненко, О.А. Принципы номинации объектов городского строительства и их роль в маркетинговом продвижении строительных объектов в современной России / Л.А. Борисенкова, И.И. Павлова, О.А. Демьяненко // Маркетинг в строительстве. – 2020. – № 4. – С. 60–71.
3. Величко, А.П., Хромова, И.С. Принципы современного нейминга в жилищном строительстве / А.П. Величко, И.С. Хромова // Маркетинг в строительстве. – 2019. – № 8. – С. 56–67.
4. Город Череповец: климат, экология, районы, экономика, криминал и достопримечательности // Tour-rizm. – [Электронный ресурс] https://tour-rizm.ru/news/gorod_cherepovec_klimat_ehkologija_rajony_ehkonomika_kriminal_i_dostoprimechatelnosti/2016-10-11-7446 (Дата обращения: 20.03.2021)
5. Жукова, Е.Н. Современный портрет российского города / Е.Н. Жукова. – Краснодар: Перекресток, 2018. – 320 с.
6. Заврагина, П.А. Стилистические особенности названий современных жилых комплексов в России / П.А. Заврагина // Строительные технологии. – 2018. – № 10. – С. 106–119.
7. Нигматуллина, Е.А., Фролова, М.И., Щербакова, И.Р. Современные жилые комплексы как объект маркетингового исследования / Е.А. Нигматуллина, М.И. Фролова, И.Р. Щербакова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 4. Строительство. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2020. – С. 43–56.
8. Откуда получил свое название город Череповец? // Cher-Poisk. – [Электронный ресурс] https://cher-poisk.ru/facts/otkuda-poluchil-svoe-nazvanie-gorod-cherepovets (Дата обращения: 20.03.2021)
9. О Череповце // Место проживания. Портал поиска недвижимости. – [Электронный ресурс] https://mestoprozhivaniya.ru/o-cherepovtse/ (Дата обращения: 20.03.2021)
10. Районы Череповца // Авторазборки. – [Электронный ресурс] https://avtorazborki.org/cherepovets/rayon.html (Дата обращения: 20.03.2021)
11. Районы Череповца: выбирай по вкусу // 35МЕДИА. – [Электронный ресурс] https://35media.ru/articles/2017/11/22/rajony-cherepovtsa-vybiraj-po-vkusu (Дата обращения: 20.03.2021)
12. Сидоревич, Е. Название, которое продает. Все о благозвучности жилых комплексов / Е. Сидоревич // GMK. – [Электронный ресурс] https://gmk.ru/blog/2018/06/19/nazvanie_kotoroe_prodaet/ (Дата обращения: 21.03.2021)
13. Спасская, Е.А., Чередниченко, А.А., Юсупова, Я.А. Основные факторы формирования названий жилых комплексов в современной практике жилищного строительства / Е.А. Спасская, А.А. Чередниченко, Я.А. Юсупова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного строительства в России и за рубежом». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 89–100.
14. Череповец // Не сидится. Туристический портал. – [Электронный ресурс] https://nesiditsa.ru/city/cherepovets (Дата обращения: 20.03.2021)
15. Череповец: общие сведения, краткая характеристика районов города // Киберпедия. – [Электронный ресурс] https://cyberpedia.su/8x9db5.html (Дата обращения: 20.03.2021)
16. Чиркова, М.А., Головченко, А.С., Панкратова, И.М. Лексические особенности портрета российского провинциального города: теоретические и практические аспекты исследования / М.А. Чиркова, А.С. Головченко, И.М. Панкратова // Вестник Рязанского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 100–112.
17. Яковлева, Т.В., Демичева, В.В., Еременко, О.И. Языковой портрет города в его названиях / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева, О.И. Еременко // Киберленинка. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-portret-goroda-v-ego-nazvaniyah/viewer (Дата обращения: 21.03.2021)