Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст один из наиболее ярких и неповторимых этапов жизни ребенка. В этот период ребенок активно учится, развиваются и совершенствуются все его формы восприятия нового и неизвестного мира.
Дети младшего дошкольного возраста зачастую не обладают совершенной устной речью: они еще способны выговаривать большинство звуков и слов. Однако ребенок способен понимать и анализировать полученную от окружающих звуковую информацию.
Для того чтобы ребенок смог овладеть устной речью необходимо научить его правильности и четкости произношения звуков, слов, предложений, умению изменять темп и тембр речи.
Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста связано с важностью развития произносительной и интонационно-выразительной сторонами речи. Поэтому изучение данной темы является крайне важной и требует повышенного внимания, так как развитие навыков артикуляционного аппарата формирует предпосылки для развития естественного темпа речи ребенка.
Цель исследования – изучить методики организации развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - звуковая культура речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – программы дошкольного образования по развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «звуковая культура речи» на основе анализа научной литературы;
2. Описать важность развития звуковой культуры речи в общем развитии личности ребенка;
3. Проанализировать существующие образовательные программы дошкольного образования в области развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностику и выявить уровень звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации по развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы; эмпирические - психодиагностические методы (тестирование), методы математико-статистической обработки данных.
Методологической основой исследования являются основные принципы педагогики, такие как природосообразности, культуросообразности, профессиональной целесообразности, целостности.
Изучение звуковой культуры речи занимались многие отечественные педагоги, такие как Е. В. Колесникова, В. В. Гвоздев, А. И Максаков, Р. Р. Нугаева, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и многие др.
База для проведения диагностической работы – детский сад .
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе был проведен анализ образовательных программ дошкольного образования. Изучены методики развития звуковой культуры речи разных методистов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе была проведена диагностическая работы по выявления уровня развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Разработана программа, цель которой является развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, списка используемых источников, приложения.
Глава 1 Теоретические понятия звуковой культуры речи младших дошкольников в психолого-педагогической литературе
1.1 Определение понятия «звуковая культура речи»
Звуковая культура речи – составная часть культуры речи. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи) [1]. Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи [9].
Исследователи речевого развития детей М. М. Алексеева и В. И. Яшина под звуковой культурой речи детей дошкольного возраста подразумевают «владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться речевым слухом» [3].
Ведущие специалисты в области речевого развития дошкольников О. С. Ушакова и Е. М. Струнина указывают, что звуковая культура речи «охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение [33].
Нормальное функционирование у дошкольника речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного развития звуковой культуры речи» [34]. Российский психолог и лингвист Ф. А. Сохин считает, что звуковая культура речи детей дошкольного возраста включает развитие «четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства звуковой культуры (мелодику, логические паузы, ударение, темп, ритм и тембр)». Хорошо развитый речевой слух и речевое дыхание способствуют формированию и развитию звуковой культуры речи [28].
Структурные компоненты звуковой культуры речи выделены Е. В. Колесниковой:
1. Развитие правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. Развитие выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
3. Развитие восприятия речи - слухового внимания, речевого слуха (всех его компонентов) [17].
1.2 Особенности развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
В 3-4 года – это период активного усвоения звуков родного языка, когда, по наблюдениям А. Н. Гвоздева, «наряду с правильным звукопроизношением наблюдаются пропуски, замены, смешения, уподобление звуков, их смягчение [10].
В младшем дошкольном возрасте речь ребенка еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерные произносительные недостатки в речи детей этого возраста – смягчение согласных, замена шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] свистящими, отсутствие звука [р] и/или замена его на звук [л], замена заднеязычных звуков переднеязычными: [к] – [т], [г] – [д], а также оглушение звонких звуков» [6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Алексеева, М. М.Теория и методика развития речи детей. 5-е изд / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2015. - 448 с.;
2. Богуш, А. М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста / А. М. Богуш, С. К. Хаджирадева, Е. П. Аматьева. - Минск : Ранок, 2012. - 84 с.;
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 268 с.;
4. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. Дошкольное воспитание и развитие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис-пресс, 2015. - 192 с.;
5. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста / С. С. Бухвостова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 178 с.;
6. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 123 с.;
7. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2-х частях: часть 1. От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков. - СПб. : Владос, 2012. - 368 с.;
8. Герасимова, А. С. Уникальная методика развития речи дошкольника. Формирование произношения всех звуков русского языка / А. С. Герасимова. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 668 с.;
9. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 64 с.;
10. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. 2-е изд / А. СПб. : Владос, 2013. - 320 с.;
11. Деркунская, В. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-метод. Пособие / В. А. Дергунская. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 368 с.;
12. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина; Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Акцидент, 2016. - 239 с.;
13. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие / Н. В. Дурова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.;
14. Карпова, С. Н. Психология речевого развития ребенка / С. Н. Карпова. - Ростов-на Дону : Феникс, 2014. - 398 с.;
15. Касаткина, Е. И Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. - М. : Дрофа, 2014. - 176 с.;
16. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. 12-е изд / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия , 2015. - 432 с.;
17. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз-словечко, двасловечко» / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2016. - 72 с.;
18. Колесникова, Е. В. Раз – словечко, два – словечко: рабочая тетрадь для детей 3-4 лет / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2016. 64 - с.;
19. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О. И. Лазаренко. - М. : Сфера, 2014. - 64 с.;
20. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Максаков. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.;
21. Микляева, Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2013. - 96 с.;
22. Новиковская, О. А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников: логопедические игры и упражнения / О. А. Новиковская. - СПб. : Детство-пресс, 2014. - 48 с.;
23. Нугаева, Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника / Р. Р. Нугаева // Молодой ученый. 2013. - №7. - С. 401-404;
24. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3-е изд. М. : Мозатка-Синтез, 2015. - 368 с.;
25. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. 2015. - №1. - С. 60-61;
26. Пятница, Т. В. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. В. Пятница. - М. : Белый ветер, 2014. - 67 с.;
27. Радуга. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжанова; Под ред. Е. В. Соловьевой. - М. : Просвещение, 2016. - 234 с.;
28. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 230 с.;
29. Родионова, Ю. Н. Развитие интонационной выразительности в речи дошкольников / Ю. Н. Родионова // Ребенок в детском саду. 2014. - №1. - С. 26-31;
30. Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М. : Айрис-пресс, 2014. 208 с.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2014. - 1209 с.;
32. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 2013. - 128 с.;
33. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / О. С. Ушакова, Е М. Струнина. - М.: Владос, 2015. - 288 с.;
34. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-4 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 224 с.;
35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 18.03.2021).