Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время существует противоречие между требованиями практики образования к профессиональному вниманию учителя и уровнем фактической сформированности направленности внимания студентов педагогического вуза на профессиональную деятельность. Студенту педагогического вуза (будущему учителю) трудно самостоятельно преодолеть это противоречие. Неслучайно в концепции педагогической технологии подготовки учителя указывается на необходимость разработки специальной технологии развития его внимания (М.М.Левина, И.Г.Шамсутдинова). Для этого необходимо создать в вузе специальные психолого-педагогические условия, которые позволили бы развивать профессиональную направленность внимания будущего учителя в процессе его подготовки.
Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка учителей.
Предмет исследования: процесс развития профессиональной направленности внимания учителя в его профессионально-педагогической подготовке.
В соответствии с объектом, предметом, проблемой и целью исследования поставлены следующие задачи:
• выявить сущность профессиональной направленности внимания учителя;
• определить структуру и этапы развития профессиональной направленности внимания учителя;
• проанализировать особенности профессиональной направленности внимания учителей в практической деятельности;
• разработать технологические основы развития профессиональной направленности внимания учителя в условиях его педагогической подготовки;
• разработать опытно-экспериментальную методику по развитию профессиональной направленности внимания учителя, апробировать и проанализировать ее эффективность.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что профессиональную направленность внимания учителя можно в существенной мере развить в процессе его профессионально-педагогической подготовки путем специальной педагогической технологии развития, отражающей:
- разные функции внимания учителя (прогностическую, перцептивную, интеллектуальную, котрольно-корректировочиую. рефлексивную);
- его различные подструктуры (ориентировочную, операциональную, управляющую);
- специфику различных форм профессионально-педагогической подготовки (дневной, вечерней);
- адекватную типологию формирующих упражнений, заданий, задач, в совокупности раскрывающих профессиональную направленность внимания учителя, с элементами ситуативного учебно-педагогического анализа.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития профессиональной направленности внимания учителя
1.1. Профессиональная направленность внимания
Внимание - это способность выбирать соответствующие стимулы и концентрироваться на них . Внимание - это когнитивный процесс, который позволяет нам ориентироваться на соответствующие стимулы и, следовательно, реагировать на них. Эта когнитивная способность очень важна и является важной функцией в нашей повседневной жизни. К счастью, внимание можно тренировать и улучшать с помощью соответствующих когнитивных тренировок.
Типы внимания
Внимание - это сложный процесс, который мы используем практически во всех наших повседневных делах. Со временем ученые и исследователи выяснили, что внимание - это не отдельный процесс, а скорее группа подпроцессов внимания. Наиболее приемлемой моделью для подкомпонентов внимания в настоящее время является иерархическая модель Зольберга и Матира (1987, 1989), которая основана на клинических случаях экспериментальной нейропсихологии. Согласно этой модели внимание можно разделить на следующие части:
Возбуждение : относится к нашему уровню активации и бдительности, независимо от того, устали мы или полны энергии.
Сосредоточенное внимание: относится к нашей способности фокусировать внимание на стимуле.
Устойчивое внимание: способность уделять внимание стимулу или действию в течение длительного периода времени.
Селективное внимание: способность уделять внимание определенному стимулу или действию в присутствии других отвлекающих стимулов.
Чередование внимания: способность переключать внимание между двумя или более стимулами.
Разделенное внимание: способность одновременно обращать внимание на разные стимулы или внимание.
Системы внимания и нейроанатомия
Согласно нейроанатомической модели Познера и Петерсена (1990), существует три различных системы внимания. Это следующие:
Ретикулярная активирующая система (РАС) или система оповещения : эта система в основном отвечает за возбуждение и устойчивое внимание. Он тесно связан с ретикулярной формацией и некоторыми ее связями, такими как лобные области, лимбическая система, таламус и базальные ганглии.
Система заднего внимания (PAS) или система ориентации : эта система отвечает за сфокусированное внимание и избирательное внимание к визуальным стимулам. Области головного мозга, связанные с этой системой, - это задняя теменная кора, латеральное легочное ядро таламуса и верхний бугорок.
Система переднего внимания (AAS) или система исполнения : эта система отвечает за выборочное внимание, устойчивое внимание и разделенное внимание. Он тесно связан с префронтальной дорсолатеральной корой, орбитофронтальной корой, передней поясной корой, дополнительной моторной областью и неостриатумом (полосатым ядром).
Примеры внимания
Когда мы ведем машину, мы почти постоянно задействуем все подпроцессы внимания. Мы должны бодрствовать (возбуждение), мы должны уметь фокусировать внимание на стимулах на дороге (сосредоточенное внимание), уделять внимание в течение длительного времени (устойчивое внимание), не отвлекаться на нерелевантные стимулы ( избирательное внимание), уметь переключать фокус с одной полосы на другую, в зеркало и обратно на свою полосу движения (попеременное внимание), а также уметь выполнять все действия, необходимые для вождения, такие как использование педалей, поворот колесо и переключение передач (разделенное внимание) .
Внимание - один из первых и наиболее важных аспектов учебы дома или в школе. Когда вы учитесь, вам нужно бодрствовать и внимательно относиться к тому, что вы читаете или слышите. Постоянное внимание особенно важно во время учебы, потому что чтение одной и той же информации во время учебы может стать скучным и однообразным через некоторое время. Постоянное внимание помогает вам оставаться сосредоточенным на учебе в течение нескольких часов, что помогает не терять время и не забывать прочитанную информацию.
Внимание также необходимо для любого типа работы, от офисной работы, требующей определенного количества чтения или письма, до авиадиспетчеров, спортсменов, кассиров, водителей, врачей и руководителей. Каждая профессия требует всевозможного внимания.
В повседневной жизни мы используем внимание для выполнения бесчисленного количества задач. С момента пробуждения до того, как мы ложимся спать, мы постоянно используем разные типы внимания. Недостаточное внимание может привести к тому, что вы забудете, что делаете, выбросите ложку в мусор, а пустую коробку поставите в холодильник. Чтобы избежать этого, читать, смотреть фильм, готовить еду, принимать душ или встречаться с друзьями - все это требует внимания.
СДВГ, невнимательность и другие расстройства, связанные с проблемами внимания
Внимание необходимо для правильного функционирования других наших когнитивных навыков, поэтому изменение любого из процессов внимания может затруднить выполнение любой повседневной деятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Кашкаров Георгий. Концептуальные основы формирования педагогической компетенции развития критического мышления у будущих учителей. В сборнике научных трудов Бердянского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 4, 2008: 75-80.
2. Кашкаров Георгий. Подготовка студентов к юридической работе по изучению профессионально-ориентированных дисциплин с использованием современных образовательных технологий. В сборнике научных трудов Бердянского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2, 2010: 238-246.
3. Костенко, Ростислав. Формирование социальных ценностей будущих учителей истории в процессе профессиональной подготовки. Автореферат кандидатской диссертации. Киев, 2007.
4. Ланцев Игорь. Стратегии, цели и задачи высшего образования в свете эсхатологических ожиданий и футуристических прогнозов. В будущем человеческом образе. 2 (5), 2015: 149-163.
5. Морозова Ольга. Система методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права: опыт, проблемы, тенденции. В педагогическом образовании в России. 11, 2014: 125-131.
6. Нагорная, Татьяна. Формирование профессиональных компетенций будущих преподавателей юридических курсов при освоении учебной дисциплины «Методика преподавания права» в высших учебных заведениях Украины. В научном журнале НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия 16. Творческая личность учителя: проблемы теории и практики. 17 (27), 2012: 118-121.
7. Никора, Анна. Модель методической подготовки будущего учителя истории к формированию ценностных ориентаций студентов в процессе педагогической этики. В научных трудах (педагогика). 146, т. 158, 2012: 111-114.
8. Никора, Анна. Теория аксиологического подхода в образовании и практика ее реализации в процессе предметно-методической подготовки будущего учителя социальных наук. В Научном вестнике Николаевского государственного университета им. В.О. Сухомлинского. Педагогические науки. 1 (48), 2015: 221-225.
9. Певцова, Елена. Актуальные вопросы методики преподавания правоведения. М .: Издательство Института международного права, 2010.
10. Рябовол, Лиля. Профессиональная компетентность учителя юриспруденции как условие формирования правовой компетентности студентов. В сборнике научных трудов Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины. Часть 1, 2011: 223-230.
11. Снагощенко, Валентин. Профессиональная подготовка будущего учителя истории средствами музейной педагогики. Автореферат кандидатской диссертации. Киев, 2010.
12. Старева, Анна. Подготовка будущего учителя истории к реализации личностно-ориентированного обучения. Автореферат кандидатской диссертации. Киев, 2003. - 22 с.
13. Старева, Анна. Принцип уровня в современной методической подготовке учителей общественных наук. В педагогике высшей и средней школы. 34, 2012: 305-314.
14. Старева, Анна. Формирование творческой личности будущего учителя в системе аудиторной и внеаудиторной воспитательной работы высших учебных заведений. В научных трудах (педагогика). VII, 2000: 102-105.
15. Стецык, Юрий. Предметные компетенции современного учителя права. В Молодежи и Рынок. 11-12 (142-143), 2016: 29-32.