Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья - это связующее звено человека, государства и других социальных институтов. Она является значимым явлением, так как это источник любви, взаимного уважения, солидарности и личностной привязанности.
Исследователи с интересом относятся к данной теме, что обусловлено проявлением кризисов в создании современной семьи, которые переходят во все сферы ее жизнедеятельности. Под таким кризисом подразумевается неспособность семейного института осуществлять свой основной функционал, с которым она успешно когда-то справлялась. Некоторые ученые-исследователи связываю кризисное состояние семьи с трансформацией семейных ценностей, которые требуют серьезного осмысления.
Интерес семейные ценности вызывает у современного молодого поколения тем, что главный семейный функционал заключается в рождении и воспитании детей. Как свидетельствует статистика, чуть больше 77 % от общего числа рождения дети появляются у родителей, которые не достигли 30 лет[10].
Есть еще одна причина рассматривать данный проблемный вопрос о ценности семьи с учетом того, какая молодежь сегодня обучается в образовательных организациях среднего профессионального образования. Необходимо учитывать, что нужна определенная методика формирования семейных ценностей среди детей-сирот, молодых людей, оставшихся на попечении лиц, заменивших им родителей. Они составляют большую долю от числа студентов ПОУ.
Эти трудности молодой семьи, ухудшение семейных и брачных отношений должны привлекать особое внимание, как и всего общества, так и ученых-исследователей, что и обусловливает актуальность изучения в данной работе методики формирования семейных ценностей среди студентов средних профессиональных учреждений.
В научной литературе семейные вопросы и вопросы семейного воспитания, формирования семейных ценностей рассмотрены с широким охватом. Например, проблемой семьи, семейных ценностей занимались психологи Л.С. Выготский, Н.Д. Добрынина, В.В. Ильина, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе. Педагогический компонент проблемной ситуации ценностного отношения к семье раскрывается в работах В.И. Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г. Харчена. Изменение роли семьи в общественной жизни под влиянием масштабности социально-экономических процессов были исследованы некоторыми учеными: И.С. Андреева, А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, В.А Борисов, Э.К. Васильева, A.Г. Вишневский, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, О.В. Митина, З.А. Янкова. Вопросы заботы государства о семье были в поле зрения многих российских исследователей. Среди них А.И. Антонов, Н.М. Римашевская, C.B. Дармодехин, Е.Б. Ереева, И.А. Зимняя, A.M. Нечаева, A.M. Панов, М.С. Мацковский, С.И. Голод, которые в первую очередь ставили своей целью отслеживать наметившиеся негативные тенденции и предлагали методы их предотвращения.
Объект: формирование семейных ценностей.
Предмет: методика формирования семейных ценностей среди студентов в ПОУ.
Целью данной курсовой работы является выявление методики формирования семейных ценностей среди студентов в ПОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Рассмотреть понятие семейные ценности;
2. Выяснить, какими методиками можно формировать семейные ценности у студентов;
3. Провести эмпирическое исследование методики формирования семейных ценностей у студентов ПОУ.
Курсовая работа представлена введением, двумя главами: теоретической и практической, заключением, списком литературы.
2.Теоретические аспекты методики формирования семейных ценностей среди студентов в ПОУ
2.1.Понятие семейные ценности
В данном параграфе дадим понятие «семья», «семейные ценности», «воспитание семейных ценностей».
А.Г. Харчев определяет семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [20].
Семейные ценности считаются ценностями-нормами и выступают как идеальная ориентационная основа, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия. Н.А. Зелевская назвала семейные ценности социокультурными предпочтениями в брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения, выбора брачного партнера, родительской сфере, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, супружеской сфере) [9]. Ценности семьи тогда очень связаны с ценностными ориентациями членов семьи и способны реализовать потребности индивидов, служить их интересам и целям.
С точки зрения Ж.Н. Дюльдиной, семейные ценности - это то, что может быть личностно значимо для подростка, то, что ему дорого, интересно, что настраивает его на позитивное представление о семейном мире, взаимоотношениях внутри семьи, пониманию своего места в мире семьи [7].
Как считает В.А. Титаренко, отношения ценности – это и процесс восприятия и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса: отношения субъекта к определенным объектам как ценностям личности[4].
Формирование системы ценностей семьи происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом является возраст юношества, потому что в это время происходит осознание и узнавание себя и других, становление жизненной позиции и основ мировоззрения. Появление ценностей семьи у молодого человека – это противоречие взглядов, закономерность этапов изменений количества и качества имеющегося у него культурного уровня под воздействием факторов извне.
Большинство ученых, видных деятелей политики и общественных деятелей считают, что молодое поколение во всех странах - это резервный запас для развивающего направления, положительно возникающих социальных перемен и технологических совершенствований. Молодежные идеалы, энергичность и широта их взглядов играют главную роль в процессе постоянного развития устойчивого общества.
По мнению В.А. Сластенина и И.Ф. Исаева, молодое поколение есть достаточно неоднородная социальная прослойка общества, которая отличается возрастом, образованием, социальным происхождением [17]. Возрастное разделение молодежи позволяет определить три группы:
- 14 - 19 лет (юноши и девушки) – молодежная группа, которая материально зависит от семей родителей и стоит перед профессиональным выбором;
- 20 - 25 года (молодёжь в узком смысле слова) – группа молодежи, которая интегрируется в социально-профессиональную общественную структуру, приобретающая материальную и социальную самостоятельность;
- 26 - 29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическая группа, которая заканчивает обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшая субъектом социального воспроизводства.
Обучение призвано решать основную задачу - развитие мышления молодежи, что обеспечивает социальную ориентацию в сфере познания. Познавательный процесс организован на уроке или на лекции, представлен во внеурочной деятельности. Л.Ю. Сироткин предполагает, что молодежь имеет дефицит самообразовательных навыков, затрудняется в самостоятельном осмыслении информации с точки зрения науки, общества и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.
2. Ахмадиева Р.Ш. Педагогический потенциал народных традиций в системе оптимизации семейного воспитания // ВестникКазан. гос. ун-та культуры и искусств. – 2009. – №1. – С. 130-135.
3. Вербина Г. Г. Психология семьи: Курс лекций. Чебоксары, 2006. 238 с. 3.
4. Винокурова А.В., Шпак Е.С. Семейные ценности студенческой молодежи// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – №10-2. – С.61-63.
5. Глоссарий терминов//Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов, 2006.
6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб., 1998. - 273 с.
7. Дюльдина Ж.Н. Проблема необходимости просвещения молодежи по вопросам семьи //Среднее профессиональное образование. – 2007. – №4 – С. 39-41.
8. Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи / Ю. В. Жильцова, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5654/ (дата обращения: 23.03.2021).
9. Зелевская Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания//Образование.–2004.–№6.–С.16–25.
10. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. - 328 с.
11. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / Тугариновские чтения. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 87 с.
12. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. - 367 с.
13. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. // http://lib.socio.msu.ru
14. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учеб.-метод. пособие / С.С. Федоренко, Н.Н. Кислова, М.В. Мартынова и др.; под. ред. Е.В. Вергизовой, Т.С. Воробейковой, О.В. Эрлиха. – С.-Пб.: Свое издательство, 2014. – 403 с.
15. Молодая семья: настоящее и будущее России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Улан-Удэ, 13 июня 2007 г. / Под общ.ред. С.В. Мантурова. – Улан-Удэ: НоваПринт, 2007. – С. 8.
16. Процесс конъюгализации – сведение единства семейной жизнедеятельности, единства «родства – родительства – супружества» к супружескому партнерству и сексу, то есть к таким отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей. (http://www.znaj.ru/html/13944_2.html)
17. Сластенин В.А. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Владос, 2003. – 256 с.
18. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. - 298 с.
19. Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998. - 146 с.
20. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. - 312 с
21. Шаваева О.А. Трансформация системы семейных ценностей в современную эпоху // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2014.–№99.–С.1-12.