Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие современного общества в XXI веке сопряжено с постоянной меняющейся и нестабильной общественно-политической и социально-экономической обстановкой. Количество социальных рисков для обычных граждан постоянно растёт. Среди них, угрозы экономических и политических кризисов, значительный рост инфляции и падение уровня жизни граждан, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в мире, связанная с эпидемией короновируса и иные.
Закрепленная в Конституции России социальная функция российского государства направлена, прежде всего, на социальную защиту и поддержку различных групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации и которые нуждаются в материальной или иной поддержке.
Одним из эффективных механизмов социальной политики государства является система обязательного социального страхования, которая связана с минимизацией последствий ухудшения финансового и социального положения работающих граждан. Действительно, наличие постоянной работы, приносящей стабильный заработок, является необходимым условием существования современного человека и его семьи. Однако, жизненные обстоятельства, связанные с временным или постоянным прекращением трудовой деятельности, неблагоприятным образом влияют на жизнь граждан.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ
Жизнь человека в современном обществе постоянно подвергается различным социальным рискам, то есть вероятным событиям, наступление которых может неблагоприятно повлиять на физическое, материальное или иное состояние человека. Среди наиболее частых социальных рисков называют:
– экономические риски (безработица, банкротство и т.п.);
– социальные, в т.ч. демографические риски (неполная семья, многодетность и т.п.);
– риски физиологического характера (выход на пенсию, беременность и роды, инвалидность и т.п.);
– производственные риски (профессиональное заболевание, утрата трудоспособности) и иные.
Наступление данных социальных рисков сопряжено в различных случаях с лишением или сокращением финансовых средств субъекта (например, увольнение работника) или необходимостью увеличения денежных трат (например, ухудшение здоровья и необходимость дорогостоящего лечения) на преодоление возникшей ситуации.
В соответствии со ст. 7 Конституции Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
Поэтому в России развита комплексная система социальной защиты, направленная на оказание разновекторной социальной помощи и поддержки граждан. Одним из важнейших направлений социальной политики государства является функционирование системы социального страхования.
В соответствии со ст. 2 Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» под страхованием понимают «отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков» [4].
Суть страхования заключается в обеспечении надёжной страховой защиты физических и юридических лиц от возможных неблагоприятных последствий и лишений материального и иного плана при наступлении определенных событий (страховых случаев).
В широком понимании страхование выступает в виде юридического процесса (страховой деятельности) между страхователем и страховщиком по защите имущественных и иных интересов застрахованных лиц при наступлении страховых случаев за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие необходимые признаки правовых отношений в сфере страховой деятельности:
– прежде всего, связаны с процедурой защиты имущественных интересов субъектов;
– возникают в случае возникновения страхового случая;
– участниками отношений являются застрахованные лица, страхователи и страховщики, наделенные определенным кругом прав и обязанностей;
– выражаются в виде юридически закрепленных денежных выплат застрахованным лицам.
1.2. Роль Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения
Важным аспектом исследования деятельности Фонда социального страхования в России является определение его места и роли в системе социальной защиты населения.
Как уже было сказано выше, в системе обязательного государственного страхования в качестве страховщиков выступают государственные внебюджетные страховые фонды (Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования), которые занимают особое место в функционировании системы социальной защиты граждан.
Особенность данных фондов обусловлена целями и задачами, закрепленными за фондами федеральными правовыми актами, а также основных направлений и механизмов осуществления их деятельности.
Так, Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Следовательно, Фонд социального страхования, в отличии от департаментов и управлений социальной защиты населения, не включен в иерархическую систему органов социальной защиты федерального, регионального и муниципального уровней.
Фонд осуществляет самостоятельную политику по реализации, возложенных на него полномочий и отчитывается за результаты своей деятельности непосредственно перед Правительством РФ. В рамках своей деятельности Фонд сотрудничает с органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, государственными и иными учреждениями и организациями.
Так, например, контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой РФ, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.
1.3. Правовое регулирование деятельности Фонда социального страхования
Правовая регламентация организации обязательного социального страхования, в том числе, деятельности Фонда социального страхования включает комплекс федеральных и локальных правовых актов, регулирующих различные аспекты данного вида правоотношений.
Основополагающим правовым актом является Конституция России, которая закрепляет конституционные гарантии в сфере социальной защиты населения. Статьи 7 и 39 Основного закона закрепляют обязательность государственной поддержки различных категорий граждан посредством функционирования системы социальных служб и реализации широкого перечня видов мер социальной помощи, в том числе социальных пособий [1].
Вместе с тем, примечательно, что в Основном законе понятие «социальное страхование» до марта 2020 года было закреплено только в форме установления поощрения добровольного социального страхования.
В рамках конституционной реформы 2020 года термин «обязательное социальное страхование» был включен в статью 75 Основного закона Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ [2]. Пункт 7 данной статьи устанавливает государственную гарантию обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат.
Значимым для всех видов и форм страховой деятельности является Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [4]. Действие данного Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений. В Законе устанавливаются базовые понятия: страховой риск, страховой случай, страховой взнос и т.п. Также в нём закрепляются цели и задачи страховой деятельности, виды и формы их осуществления. Закон определяет понятие объектов и субъектов страховой деятельности и закрепляет их перечень. Особое внимание Закон обращает на осуществление контроля за деятельностью субъектов страхового дела.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 «Страховые взносы» части второй Налогового кодекса РФ [3]. Также вторая часть Налогового кодекса РФ закрепляет перечень плательщиков страховых взносов, наименования объектов обложения страховыми взносами, информацию о тарифах страховых взносов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Общая характеристика Фонда социального страхования Российской Федерации
Представим характеристику системы управления Фонда социального страхования и организацию его деятельности в сфере обязательного социального страхования в Российской Федерации.
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 был образован внебюджетный Фонд социального страхования РФ. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд социального страхования РФ является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе России.
В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению иных возложенных на Фонд государственных функций [35].
Рассмотрим систему организации управления Фонда социального страхования РФ. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по предложению Министра труда и социальной защиты РФ. Так с 17 февраля 2021 года распоряжением Правительства РФ временно исполняющим обязанности председателя Фонда социального страхования РФ назначен Поликашин Алексей Петрович.
Председатель Фонда в рамках федеральных правовых актов, среди прочего, реализует следующие базовые полномочия:
– руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
– с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов и отчеты об их исполнении;
– руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;
– рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;
– издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда.
Председатель Фонда имеет 6 заместителей, в том числе одного первого.
Важнейшими полномочиями в системе управления Фонда наделено Правление Фонда, которое является коллегиальным органом и включает представителей от различных федеральных органов исполнительной власти, организаций и объединений.
Состав правления Фонда включает 35 человек и формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его первый заместитель), представительствующих на постоянной основе и на основе ротации. Список всех членов Правления Фонда представлен в приложении 2.
2.2. Показатели деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
Проанализируем статистические показатели результативности работы Фонда социального страхования за последние годы.
Важнейшим показателем эффективности работы Фонда являются бюджетные показатели: годовые размеры доходов и расходов Фонда в целом и по отдельным направлениям деятельности, что представлено в Приложении 4.
Анализ показателей доходов и расходов бюджета Фонда с 2014 по 2021 годы выявил как позитивные, так и негативные тенденции.
Положительным показателем является постоянный динамический рост общих размеров доходов и расходов Фонда. Так, если в 2014 году доходы Фонда составляли 569,8 млрд. руб., в 2017 году – 691,8 млрд. руб., то в 2021 году уже 792,6 млрд. руб., то есть на 39% больше показателей 2014 года.
Размеры расходов бюджета Фонда изменились также в большую сторону: в 2014 году – 546,2 млрд. руб., в 2017 году – 670,8 млрд. руб., то в 2021 году расходы составили 823,9 млрд. руб., что на 51% выше показателей 2014 года.
Вместе с тем, сравнительный анализ соотношений размеров доходов и расходов бюджета Фонда за последние годы показывает значительный дефицит бюджета, а также ежегодный рост размеров дефицита. Так, в 2014 году бюджет Фонда являлся профицитным: 23,6 млрд. руб. или +4%. В 2017 году бюджет Фонда также был профицитным: 21 млрд. руб. или + 3%. Начиная с 2018 года и по 2021 год бюджет Фонда ежегодно являлся дефицитным. Так, в 2021 году дефицит бюджета составил 31,3 млрд. руб. или – 3,9%.
2.3. Проблемы функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации и способы их решения
Деятельность Фонда социального страхования, как и в любом учреждении и организации, встречает ряд проблем и сложностей в различных сферах функционирования.
Основной проблемой Фонда является дефицит бюджета, при котором общий размер расходов Фонда значительно превышает общий размер доходов Фонда. Подробно проблемы аккумулирования страховых взносов и роста расходов Фонда рассмотрены в предыдущем пункте.
Указанная проблема значительно снижает эффективность реализации Фондом целей и задач деятельности, что отражается на снижении уровня социальной защиты граждан.
На данный момент традиционным способом решения данной проблемы является государственное финансирование Фонда в виде ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, так как Положение о Фонде предусматривает данный источник пополнения бюджета. Еще одним консервативным способом пополнения доходной части бюджета является повышение тарифов страховых взносов, который может быть применен государством в крайнем случае, так как связан с дополнительной материальной нагрузкой на страхователей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение системы организации обязательного социального страхования на примере Фонда социального страхования РФ и его структурных подразделений позволяет сделать ряд обобщающих выводов:
1. Государственное социальное страхование входит в перечень приоритетных направлений системы социальной защиты населения, которое осуществляется специальными юридическими лицами (в том числе, Фондами), наделенными особыми полномочиями.
2. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Выделяют следующие виды обязательного государственного страхования: обязательное социальное страхование; обязательное медицинское страхование; обязательное пенсионное страхование и иные.
3. В настоящее время наиболее эффективной правовой формой управления средствами обязательного социального страхования можно признать государственные внебюджетные страховые фонды, которые доказали свою результативность работы в России в конце XX – начале XXI века.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
а) Источники
1. Конституция Российской Федерации[Текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993)/Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 31. - ст. 4398.
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [Текст]: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ /Российская газета. - N 55. - 16.03.2020.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021)/Парламентская газета. - N 151-152. - 10.08.2000.
4. Об организации страхового дела в Российской Федерации[Текст]: закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020) /Российская газета. - N 6. - 12.01.1993.
5. Об основах обязательного социального страхования[Текст]: федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021)/Российская газета. - N 139. - 21.07.1999.
6. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[Текст]: федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2020) /Российская газета. - N 297. - 31.12.2006.
7. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[Текст]: федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 24.02.2021) /Российская газета. - N 153-154. - 12.08.1998.
8. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов[Текст]: федеральный закон от 22.12.2020 N 434-ФЗ /Российская газета. - N 292. - 25.12.2020.
9. Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации[Текст]: указ Президента Российской Федерации от 28.09.1993 № 1503 /Российские вести. - N 197. - 12.10.1993.
10. О Фонде социального страхования Российской Федерации[Текст]: указ Президента Российской Федерации от 07.08.1992 № 822/Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 10.08.1992. - N 6. - ст. 319.
11. Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации[Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.1993 № 1094 /Российские вести. - N 214. - 04.11.1993.
12. О Фонде социального страхования Российской Федерации[Текст]: постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 29.12.2018)/Российская газета. - N 35. - 22.02.1994.
13. Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Фонда социального страхования Российской Федерации[Текст]: приказ ФСС РФ от 10.12.2009 N 276 /Российская газета. - N 20. - 02.02.2010.
14. Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов [Электронный ресурс]: приказ ФСС РФ от 22.05.2019 N 265/Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
15. Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в случае невозможности его выплаты страхователем [Электронный ресурс]: приказ ФСС РФ от 08.04.2019 N 156/ Официальный интернет-портал правовой информации.Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
16. Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником» [Электронный ресурс]: приказ ФСС РФ от 22.04.2019 N 215 /Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
17. Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения [Электронный ресурс]: приказ ФСС РФ от 24.11.2017 N 579/Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
18. Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию[Текст]: утв. ФСС РФ 15.07.1994 N 556а) /Образование в документах. - N 16. – 1997.
19. Соглашение о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов [Электронный ресурс]: письмо ФСС РФ от 06.11.2009 N 02-10/07-11150/ Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
20. Соглашение о взаимодействии между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации[Электронный ресурс]: утв. ФНС России N ММВ-27-2/15, ФСС РФ N 14-03-40/08-1767П от 23.06.2011 (ред. от 09.09.2014, с изм. от 30.11.2016) / Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
21. Соглашение о взаимодействии между Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральной службой по интеллектуальной собственности[Электронный ресурс]: утв. Роспатентом, ФСС РФ 18.06.2018 N 02-11-13/04-06-2336П) / Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
б) Литература
22. Архипов, А. П. Социальное страхование [Текст]: учебник и практикум для СПО / А. П. Архипов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 301 с.
23. Галаганов, В.П. Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики) [Текст]: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.05 / В.П. Галаганов// Москва – 2009. – 328 с.
24. Косарев, Ю.А. Концептуальные модели государственного социального страхования как формы социальной защиты и национальной безопасности общества в пореформенный период[Текст]: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук: 22.00.04 /Ю.А. Косарев// Москва. – 1999. – 305 с.
25. Куксин, А. Г. Государственное регулирование функционирования и развития социального страхования[Текст]: диссертация кандидата экономических наук:08.00.10/ А.Г. Куксин// Москва. – 2005. -146 с.
26. Миронова, И.С. Организация учета и контроля доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации[Текст]: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12/И.С.Миронова// Воронеж. – 2001. – 262 с.
27. Миропольская, Н. В. Основы социального страхования [Текст]: учеб. пособие для СПО/ Н. В. Миропольская, Л. М. Сафина ; под ред. Л. М. Сафиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с.
28. Павлюченко, В. Г. Социальное страхование [Текст]: учебник для бакалавров / В. Г. Павлюченко, предисл. А. С. Матвеева. — 3-е изд., стер. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 478 с.
29. Ржевская, М.А. Социальное страхование и социальная помощь: современные тенденции[Текст]: в сборнике «Региональные и муниципальные финансы: приоритетные направления развития»/ М.А.Ржевская//сборник научных трудов. Саратов. - 2018. - с. 214-217.
30. Роик, В. Д. Социальная политика. Социальное обеспечение и страхование [Текст]: учебник и практикум для вузов/ В. Д. Роик.//М. : Издательство Юрайт, 2019. — 522 с.
31. Сафонова, Н.Р. Фонд социального страхования: Формирование финансового механизма[Текст]: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/Н.Р. Сафонова// Иркутск. – 2005. – 198 с.
32. Свинченко, И.М. Обеспечение граждан пособиями за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации[Текст]: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.05/И.М.Свинченко// Москва. – 2012. – 180 с.
33. Федорова, М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования[Текст]: диссертация доктора юридических наук: 12.00.05/М.Ю.Федорова// Санкт-Петербург. – 2003. – 362 с.
34. Янова, С.Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения: Организация и финансовый механизм[Текст]: диссертация доктора экономических наук: 08.00.10/С.Ю.Янова// Санкт-Петербург. – 2001. – 400 с.
в) Ресурсы Интернет
35. Официальный сайт Фонда социального страхования [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fss.ru
36. Официальный сайт Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.r77.fss.ru
37. Портал государственных услуг Российской Федерации[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001764