Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Активное развитие психологии за рубежом начиная с 18 века, и в отечественной научной среде начиная с 19-го, позволяют нам говорить о богатой истории психологического знания. Но тема человеческого воображения стала рассматриваться несколько позже, чем другие психические функции.
На данный момент воображение и его возможности – предмет рассмотрения психологов всех направлений, от медицинской психологии, до педагогической и психологии травм. Способность к творческому воображению, нормальное или нарушенное функционирование этой функции, являются определяющими факторами в жизни человека, его способности мечтать, планировать, самореализоваться. Личность, имеющая проблемы в сфере воображения, как правило, интеллектуально ограничена, и ей крайне сложно выразить себя в творчестве.
Воображение процесс многосторонний, задействованный в разных сферах функционирования личности. Знание механизмов воображения, специфики формирования и развития этой функции – та базовая структура, на которой строится понимание креативности, творчества, а зачастую и защитных механизмов психики, позволяющих отгораживаться от действительности.
Таким образом, актуальность исследования темы определяется важностью понимания специалистом-психологом такого базового компонента дисциплины как механизмы воображения.
Объект исследования: воображение, его виды и функции.
Предмет исследования: место воображения в формировании личности человека.
Цель: исследовать особенности формирования и функционирования воображения.
Задачи:
1. провести анализ теоретических подходов к изучению воображения;
2. изучить специфику выделения свойств и функций воображения разными авторами;
3. обосновать возможности работы психолога по формирования и изменению способности к воображению.
Теоретическая значимость исследования: исследованы и уточнены особенности свойств и функций воображения.
Методологическую базу исследования составили работы Л. С. Выготского, А. А. Братко, О. М. Дьяченко, А.Н. Леонтьева и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сопоставление данных.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕСТАВЛЕНИЙ О ВООБРАЖЕНИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Воображение в системе механизмов психики
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром. Она заключается в восприятии стимулов внешнего мира с последующим формированием в сознании человека представлений об этом мире, которые помогают ему видеть реальность как взаимосвязанную структуру и правильно реагировать на ее воздействия.
С формированием этих представлений тесно связано понятие воображения. Оно опирается на ранее воспринятые и усвоенные психикой образы, но воображение не является процессом только воспроизведения уже имеющихся образов. Это продуктивный процесс, который создает новые образы и идеи, позволяет личности создать картины предполагаемого будущего, явления несуществующего, созданного психикой человека мира [1, 16].
Воображение играет важную роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память, мышление.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов [16, 65].
Воображение лежит в основе фантазии, которая работает именно с новизной образов. Оно позволяет человеку планировать, предполагать, создавать образы возможного развития событий, фантазировать, производить творческий продукт, воплощая фантазии в картинах, текстах, музыке и др.
Большое значение развитие воображения имеет для психотерапевтической работы. Гештальт-терапия, арт-терапия, и отчасти, практически все другие направления терапии обращаются к работе с образами психики, подключают творческое воображение. Визуализация результатов, к которым стремится личность, помогает выстраивать стратегию достижения этих результатов. В спортивной психологии мы находим явление мысленной тренировки, когда благодаря воображению спортсмен «проигрывает» в голове сложные элементы выступления, и достигает совершенствования их выполнения [3, 29].
Таким образом, мы отмечаем, что воображение имеет действенную силу для изменения стратегии развития личности и помощи человеку в затруднительных ситуациях, когда проблема связана с психическими образами.
Все процессы психики являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Так, например, нарушение внимания ведет к закономерному отставанию индивида в мышлении, развитии речи и т.д. Полноценная личность, обладающая здоровой психикой, демонстрирует гармоничное развитие по всем параметрам психических процессов.
Говоря о связи воображения с другими процессами, мы можем отметить, что слабое развитие воображения не позволяет должным образом развиваться мышлению: не умея строить уникальные образы воображения, человек плохо воспринимает абстрактные понятия, затрудняется ими оперировать, сравнивать, человеку сложно планировать события, предположить, какое значение будет иметь его решение.
Аналогично воображение зависимо от функционирования других процессов. Например, оно тесно связано с функциями памяти, память необходима для сохранения образов восприятия, на основе которых строится воображение [17, 11].
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой – возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства».
Несмотря на активное исследование, сущность воображения и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя. То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма. По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение:
От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка [4, 61].
Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.
Нарушение функционирования других процессов тормозит развитие воображения. Например, для человека, имеющего нарушения восприятия и ощущения, допустим, это слабослышащий человек, у которого сложно формируются слуховые образы, очень тяжело будет оперировать слуховыми образами и задействовать воображение в этой сфере – сочинять музыку.
С другой стороны, высокое развитие психических процессов в комплексе – воображения, памяти, мышления, речи, внимания – позволяет человеку быть более успешным и творческим.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенк Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, М. Айзенк. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 480 с.
2. Богачёв А. Л. Опыт и воображение / А. Л. Богачёв // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, № 1, 2011, с. 13-20.
3. Братко А. А. Информация и психика / А. А. Братко, А. Н. Кочергин. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1977. – 183 с.
4. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
6. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности / Л.П. Гримак. – М.: Ленанд, 2015. – 235 с.
7. Данилкина И. И. Воображение и сновидения / И. И. Данилкина // Аналитика культурологии, № 7, 2007, с. 203-206.
8. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
9. Китаева К. А. Проблемы воображения / К. А. Китаева // Russian Journal of Education and Psychology, № 1, 2010, с. 41-42.
10. Князева Е. Н. Проблема воображения в эволюционной эпистемологии / Е. Н. Князева. – М.: ИФ РАН, 2013. – 207 с.
11. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. Теория воображения / Р. Дж. Коллингвуд. – М.: Языки русской культуры, 1999. - 328 с.
12. Леонтьев А. Н. Эволюция психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 416 с.
13. Локалов В. А. Общие закономерности развития психики и когнитивных процессов. Учебное пособие / В.А. Локалов. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. – 116 с.
14. Фарман И. П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман. – М.: Просвещение, 1994. – 215 с.
15. Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функции мозга / Н. И. Чуприкова. – М.: Наука, 1985. – 101 с.
16. Шадов А. А. Воображение как познание возможности и возможность как инициирование воображения / А. А. Шадов // Общество. Коммуникация. Образование, № 2, 2018, с. 64-70.
17. Шкляревская С. М. Воображение / С. М. Шкляревская. – М.: Эксмо, 2019. – 48 с.