Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Сенсографика» - это уникальная, новаторская педагогическая технология, разработанная с учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей, включающая в себя целостное и всестороннее развитие, строящееся на методе освоения пространства на сенсорном и сенсомоторном уровнях.
Проблема состоит в том, что если современная российская система дошкольного образования действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. В системе дошкольного образования впервые основное и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценной личности ребенка.
Актуальность темы исследования
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.
Глава 1. Технологии интеграции в образовательном процессе
1.1. Сущность понятия интеграции в образовательном процессе
Одно из самых популярных слов в педагогическом лексиконе педагога, управленца в сфере образования – слово «система». Мы говорим об образовательном учреждении как системе отношений воспитателя и детей и т.д. Как гласил А.С. Макаренко, практически никакое средство невозможно рассматривать отдельно от системы; практически никакое средство не имеет возможность быть признано ни плохим, ни хорошим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических действий.
С понятием «система» связано понятие «интеграция». Как раз в процессе интеграции система получает важное качество – единство, предполагающее присутствие в ней этих интегративных данных, которые не характерны отдельным ее составляющим. Таким образом, интеграция – это процесс и итог взаимодействия всевозможных составляющих, которое приводит к появлению чего-то нового и целостного. Интеграцию можно рассматривать в 2-ух качествах: для начала, как положение, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, стабильностью взаимосвязей между элементами; во-2-х, как процесс, приводящий к этому состояния. Интеграция – показатель производительности системы.[1, c 50]
Становление интеграционных процессов в дошкольном учреждении содействует многоплановому развитию детей, удовлетворение их необходимостей и интересов, гарантирует координацию действий на все сферы развития ребенка (когнитивную, мотивационную, чувственную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную).
Интеграция в образовательном процессе значит:
–широкий характер целей образовательной работы и единство заслуги планируемых результатов;
– взаимопроникновение педагогических средств, применяемых в учебной и внеурочной деятельности;
– ассоциация всевозможных видов деятельности детей, укрепление знаний, умений, способностей, приобретенных во время работы;
– связь совместного и вспомогательного образования;
– гибкий характер организации процесса обучения и внедрение всевозможных форм и способов деятельности детей, неформальных методик взаимодействия воспитателей и воспитанников;
– вступление новых интегративных курсов, предметов, создание креативных коллективов;
– группировка ряда педагогических средств работы в особенные воспитательные комплексы (разновозрастные и встроенные занятия, занятия на природе и др.);
– взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.
Интеграцию в образовательном учреждении можно разделить на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя интеграция охарактеризовывает образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с обществом, другими структурами.
Внутренняя интеграция, которая имеет возможность быть рассмотрена как связь и взаимодействие всевозможных педагогических средств на нескольких уровнях:
– воплощение внутренних связей применяемого способа (например, внутрипредметные связи);[2, c 49]
– воплощение связей между педагогическими способами (например, межпредметные связи);
– интеграция средств, которая приводит к появлению нового педагогического метода (например, изучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический денек и др.).
Различают еще вертикальные и горизонтальные интегративные связи. В дошкольном учреждении возможно воплотить в жизнь в одно и тоже время интеграцию по горизонтали, т. е. межпредметную, и по вертикали, между группами, которые выделяются по возрасту.
Интеграция педагогических средств имеет возможность реализоваться в следующих инструкциях:
– расширение воспитательных возможностей применяемых в ходе учебных занятий;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 2018 - 64 с.
2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 2015. - №3. - С. 16 - 19.
3. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2015. - 256 с.
4. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2017. - 207 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2019. - 197с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 2018.- 143с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2020.- 267с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика,2018. - 480 с.
9. Гальперин, Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте / Л.Я. Гальперин Психология как объективная наука - М.: 2018. - 389 с.
10. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада/ Н.Ф. Губанова - М.: Мозаика-Синтез, 2018.- 128 с.
11. Детская патопсихология: хрестоматия / под ред. Белопольской Н.Л. - М., 2019. - 250 с.
12. Детские забавы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.planeta-baby.ru
13. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2019. - №4. - С.2-6.
14. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ/ С.Д. Забрамная - М.: Новая школа, 2018. - 64 с.