Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время мотивация личности к различным видам деятельности является необходимым условием их эффективности. Движущие силы, благодаря которым ставятся цели и решаются задачи, определяются интересами и потребностями личности. На современном этапе развития научно-технического прогресса потребности людей меняются с большой скоростью, что не может не отразиться на развитии подрастающего поколения. Мотивация учащихся к образовательной деятельности во многом зависит, удовлетворяет ли эта деятельность их современным потребностям. Получение определённых знаний, развитие личностных качеств, принятие ценностей общества должно отвечать целям обучения.
Степень изученности. Исследованием развития мотивации занимались многие психологи и педагоги. Работы, посвящённые развитию мотивации младших школьников, были написаны Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, С.А. Епифановой, Е.А. Жестковой, Е.П. Ильиным, Г.З. Сураевым и др.
Противоречия. В современной психологии существует множество методов и приёмов, позволяющих совершенствовать качество образования посредством повышения мотивации учащихся к учебной деятельности. Однако для того чтобы успешно использовать эти методы, необходимо обладать соответствующими знаниями, развивать в себе качества, которые позволят установить понимающие отношения с учащимися, а также регулярно повышать собственный профессионализм в выбранной области педагогики и психологии.
Многие педагоги и психологи успешно использует различные теории мотивации, первые из которых появились ещё в античности. Современная психология также разрабатывает актуальные мотивационные концепции.
Использование теорий мотиваций в деятельности учителя является важным фактором его успешной работы. Однако к настоящему времени работ в данной области недостаточно. Вот почему тема данного исследования является перспективной и актуальной.
Проблема: какие пути являются эффективными для развития мотивации младших школьников к образовательной деятельности?
Цель и задачи исследований. Основной целью данного исследования стало определение путей формирования мотивации к образовательной деятельности детей младшего школьного возраста.
В задачи исследований входило:
1. Охарактеризовать психологические аспекты мотивации.
2. Рассмотреть особенности учебной деятельности младших школьников
3. Выявить уровень мотивации к учёбе у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
4. Разработать рекомендации для повышения мотивации младших школьников к школьному обучению.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников
Предмет исследования – формирование мотивации младших школьников в обучении.
Гипотеза исследования: игровая технология является эффективным средством развития учебной мотивации младших школьников.
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложения.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию учебной мотивации младших школьников
1.1.Сущность понятия «мотивация», её структура, виды
Мотивация – это действие различных факторов, которые оказывают влияние на активность при движении к поставленной цели. В педагогическом процессе данные факторы определяют эффективность решения педагогических задач, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития. Главной составной частью мотивации является побуждение – поведение, направленное на удовлетворение различных потребностей.
Философы, педагоги и психологи в разные времена занимались изучением мотивации. Так, Аристотель определил четыре вида причин, побуждающих к различным действиям:
1. Материальные причины – причины, связанные с существованием материи, благодаря которой возникают все вещи.
2. Причины «начала движения» - эти причины определяются качествами, заложенными в человеке (например, ум Анаксагора).
3. Причины «окончания движения» - это причины, определяющие , ради чего совершаются все действия (например, благо Платона – конечная цель всякого движения).
4. «Сущность» по Аристотелю – нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и являющееся предметом науки [6, 16, 17].
Одна из наиболее популярных концепций мотивации – это концепция американского психолога Абрахама Маслоу, разработанная в середине прошлого столетия.
Абрахам Маслоу считал, что мотивация есть внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сформулировал основные постулаты, которые определяют человеческое поведение:
1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него возникают другие.
2. Удовлетворённые потребности теряют движущую силу мотивации.
3. Неудовлетворённые потребности побуждают к действию.
4. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости [18].
А. Маслоу принадлежит закон, согласно которому удовлетворение потребностей одного уровня делает насущным другой, более высокий уровень потребностей. После удовлетворения нижележащих потребностей у человека становится актуальной более высокая потребность. Если потребности более низкого уровня не удовлетворяются, человек не в состоянии полноценно удовлетворить потребности и более высоких уровней. Это напоминает восхождение по ступеням. Поэтому традиционно иерархию потребностей по Маслоу представляют в виде пирамиды, состоящей из 5 ступеней. При этом уровни не дискретны, потребности взаимопроникаемы, и поэтому часто бывает трудно отделить одну от другой [18].
Отечественные исследователи также являются авторами многочисленных работ, посвящённым мотивации. Так, доктор психологических наук, профессор Е. П. Ильин определил структуру мотивации и выделил в ней три основных блока:
1. Блок потребностей, который включает в себя биологические потребности, социальные потребности и «долженствование».
2. Блок внутреннего фильтра, в который вошли предпочтения по внешним признакам, внутренние предпочтения (склонности и интересы), существующие в обществе нравственные ценности (идеалы, убеждения, установки), условия достижения целей, состояние человека в данный момент времени, прогнозирование результатов деятельности.
3. Целевой блок, состоящий из цели, определённой потребностями, целенаправленного действия и самого процесса удовлетворения потребностей [14, 15].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
2. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
9. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
11. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
12. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
13. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
14. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
15. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
16. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
17. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
18. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
19. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.
20. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
21. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.
22. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
23. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
24. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
25. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
26. Викторов, Н. Досуг – дело серьезное / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5
27. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника. – 2001. №7
28. Мамонтова, Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО: пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012.