Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С каждым годом экологическое положение планеты Земля ухудшается с огромной скоростью, что крайне негативно влияет на иммунитет. Но, каждый из нас осознает, что тратить крупную сумму денег на полноценный санаторно-оздоровительный курс, может далеко не каждый житель нашей страны. Но есть решение данной проблемы. Самый простой и эффективный, на мой взгляд, является метод закаливания. Данный метод помогает в абсолютно любых жизненных условиях в кротчайшие сроки восстановить иммунитет человека, и нормализовать его жизненные показатели, такие как давление, пульс, состояние кожи и иные. Если обратиться к статистическим данным из научных источников, то можно обнаружить, что здоровье человека складывается из различных факторов, которые напрямую влияют на него, одним из таких из покон веков является окружающая среда. Данный фактор имеет существенное влияние (около 15%) на организм человека в любом возрасте. Он напрямую влияет на состояние здоровья человека, на его наследственность, физические и иные показатели. Осталось разобраться, как действуют на человеческий организм оставшаяся доля процентного соотношения.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных учреждениях любого уровня, в том числе и дошкольных (ДОУ), должна осуществляться охрана здоровья детей. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста — одно из главных условий гармоничного развития, высокого уровня познавательной и физической активности[29].
Ранний возраст – это решающий возраст в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет интенсивно развиваются органы, и происходит становление функциональных систем организма ребенка, происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков и ценности здорового образа жизни. В ДОУ сохранение и укрепление детского здоровья имеет особый смысл, и может быть целенаправленно воплощено посредством ряда мероприятий, в том числе и закаливания.
Закаливания в ДОУ, как комплекс мер, направленных на тренировку организма детей с целью обеспечения способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, является достаточно актуальным видом работы современных педагогов ДОУ.
Цель исследования: Изучить теоретические основания и практический опыт закаливания детей раннего возраста и особенности организации педагогической работы по закаливанию детского организма.
Объект исследования: Процесс закаливания детей раннего возраста.
Предмет исследования: Методы закаливания детей раннего возраста.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.Охарактеризовать особенности процесса закаливания детей раннего возраста;
3. Раскрыть методы закаливания с детьми раннего возраста;
4. Разработать комплекс мероприятий по закаливанию с детьми раннего возраста.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы, законодательной базы в области дошкольного образования.
Структура работы: исследование включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Научно - теоретические основы закаливания детей
1.1. Значение закаливания детей раннего возраста в ДОУ
Сделать организм человека стойким, гибким и выносливым, обладающим высокой способностью к сопротивлению и борьбе с неблагоприятными условиями окружающей его среды – такова задача закаливания.
Закаливание – это особый комплекс методов, позволяющих специально и направленно повысить устойчивость организма к внешним факторам окружающей среды.
Закаливание – это, прежде всего, верное использование совершенных, выведенных многолетней эволюцией и трудом физиологических механизмов защиты, и освоением организмом окружающей среды. Оно дает возможность раскрыть скрытый потенциал человеческого организма, что позволит сократить количество неблагоприятных факторов, которые оказывают на него непосредственное влияние. [2]
Примерно 4/5 населения нашей планеты, выбирая в качестве досуга банные процедуры, окунаясь в прорубь, или тренируясь вне помещения, тренируют свой организм, даже не задумываясь об этом. Но, для того, чтобы весь этот полезный процесс начал функционировать как «закаливание», человеку необходимо, прежде всего, соблюсти ряд требований. Прежде всего, необходимо соблюдать определенные требования, и строго придерживаться их. Прежде, чем начать использовать данный метод, прежде всего, следует убедиться в том, что организм к этому готов.
Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы его в зависимости от возраста.
Горбатенко О.Ф. считает, что закаливание – это мощное средство формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. В процессе закаливания осуществляется тренировка организма человека путём воздействия на него природных факторов. Регулярное воздействие повышает устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию за счёт повышения эластичности клеток кровеносных сосудов [12, стр. 110].
Закаливание в ДОУ – это регулярное использование природных факторов для повышения устойчивости детского организма к изменениям погодных условий. Занятия гимнастикой и закаливание не дают мгновенный эффект, эффект вырабатывается месяцами, и даже годами. Потому так важно соблюдать систематичность проводимых процедур и вести график согласно возрастным категориям детей.
Поддерживать регулярность закаливания стоит и родителям, чтобы здоровый образ жизни прививался ребёнку на постоянной основе и вне детского сада. Следует отметить, что график закаливающих мероприятий для старшей группы может быть значительно изменен и дополнен при условии достижения значительного прогресса в сфере систематического оздоровления и повышения показателей здоровья воспитанников (рисунок 1).
Рисунок 1. Особенности закаливания в ДОУ
Так, целесообразно обеспечить разнообразие средств закаливания за счет чередования процедур, в том числе местного и общего действия, чтобы гарантировать высокий уровень устойчивости детских организмов к холоду и инфекционным поражениям в будущем.
Знания о том, что позитивный, оздоравливающий эффект закаливания по сути является зависимым от характера воздействия внешних факторов на человеческий организм, то следует использовать сезонные особенности для укрепления иммунитета воспитанников детского сада. Закаливание в летнее время особенно актуально среди детей дошкольного возраста. Именно летом можно легко и просто организовать сеансы, обеспечить их максимальную безопасность, с легкостью завлечь ребят, приобщить к закаливающим процедурам. Летом закаливание может стать одним из неотъемлемых элементов режимного процесса, способствующим реализации комплекса важных задач. Вот лишь некоторые из них [5, стр. 54]:
1) внедрение эффективных профилактических мер, снижающих вероятность развития эпидемий в группах в осенне-зимний период;
2) приучение воспитанников к комфортному пребыванию в различных условиях: в прохладной воде и на прохладном воздухе;
3) воспитание целеустремленности, уверенности в своих силах;
4) приобщение к ЗОЖ и постоянной физической активности.
Проведение закаливающих мероприятий в детском саду регламентировано СанПиН 2.4.1.3049-13. Данный документ предусматривает разделенное использование природных факторов с внимательным контролем со стороны уполномоченных сотрудников.
Реализация комплекса закаливания в детском саду имеет несколько преимуществ [18]:
1) гарантирует низкую восприимчивость детей к температурным перепадам, изменению уровня влажности;
2) обеспечивает активизацию защитных ресурсов организма, как следствие — снижение рисков возникновения инфекционных заболеваний;
3) повышает общие показатели здоровья — интенсивность роста, готовность к физической и умственной активности;