Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В мир ребенок входит постепенно. Сначала он познает то, что его окружает в семье, в детском саду. Важную роль при этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Дошкольник не может только наблюдать, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир, который открыл свои тайны, пробуждает у ребенка множество вопросов, желание познать больше.
Удовлетворить детскую любознательность, привлечь его к активному познанию окружающего мира поможет игра - ведущий вид деятельности дошкольника, который имеет многогранное влияние на психическое развитие ребенка.
Игра - это серьезное дело и для самого ребенка. Игра - это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство или удивленная серьезность. Для ребенка игра не всегда интересная забава, чаще - это труд, преодоление себя.
Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма взрослых, мир открытия желаний, мир реализации нереализуемого.
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он конечно играет.
Игра - это требование юного организма и стремление ребенка познать окружающую жизнь. Детская игра - это деятельность целенаправленная, сознательная, творческая, которая укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, воображение, фантазию, творчество, объединяет детский коллектив.
Дошкольный период - начальный этап освоения общественного опыта. Ребенок развивается под влиянием впечатлений от окружающего мира, у него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята составляют план, выбирают средства осуществления его. С развитием детей, ростом их осознания сложнее становится цель, четче план, понемногу игра переходит в общественную работу.
Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она отвечает наглядно-образному характеру мышления, эмоциональности. Подражая в игре труд взрослых, их поведение, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим управлять кораблями и самолетами, лечить больных и тому подобное. В игре оказывается переживание ребенка, его отношение к жизни.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как способ познания окружающего мира дошкольниками.
Цель исследования: изучить особенности игры дошкольников.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение сущности игры с детьми;
- изучить особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников;
- организовать и провести эмпирическое исследование особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Основным методом исследования был психолого-педагогический эксперимент, дополнительными – наблюдение и анализ продуктов деятельности детей. Для диагностики использовались методики «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой и разработанная нами методика «Дополни картинку».
Структура работы. Текст работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения и списка литературы.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ №19 г. Москва.
ГЛАВА 1. Сущность игры как основного вида деятельности детей
В процессе развития ребенка и формирования его личности, игра, несомненно, является довольно важной. Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. По этому поводу К. Ушинский писал: «если говорить о том, что игра предсказывает будущего персонажа, будущее ребенка, то это правильно в двояком смысле: не только в игре проявляется склонность ребенка и относительная сила души, но и сама игра оказывает большое влияние на развитие способностей и способностей детей».
Поэтому именно в игре развиваются не только умственные процессы: мышление, речь, память, внимание, но и такие важные личностные качества, как усидчивость, сосредоточенность, умение придерживаться определенных правил. В игре воспитываются такие чувства, как сострадание, умение прийти на помощь, дружба.
Так, благодаря игре мир вокруг нас, сознательного ребенка, значительно расширяется. Она включает в себя не только объекты и явления окружающей среды, но и гораздо больший широкий круг предметов, с которыми выступают взрослые, и которые пока недоступны ребенку.
Дети увлеченно играют в любые игры, поэтому использование формы игровых заданий часто приводит к тому, что дети даже не замечают влияния взрослых на их образование и воспитание. Они увлечены игрой, им просто интересно. Но невольно, во время игры дети сравнивают, думают, запоминают, решают логические задачи и учатся новому.
Поэтому, как отметил Л. Выготский, «подчиняя поведение всем известным условным правилам, игра учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка...» .
Игра для детей - это средство проникновения в деятельность и отношения взрослых, средство отображения окружающей действительности. В игре ребенок осознает недоступные ему возможности в реальной жизни.
Игра получила высокую оценку. Сухомлинский. Он писал: «игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается в поток идей, представлений о мире. Игра - это искра, которая зажигает свет любопытства» .
С помощью игры определяются условия развития детей:
1. Использование в учебном процессе большого ассортимента игр.
2. Обогатить детский жизненный опыт с помощью программного обеспечения знаний и опыта через игру.
3. Направления игры должны быть внимательными и тактичными.
4. Возможность организации самостоятельной деятельности и активности детей в игровой среде.
5. Создание условий для индивидуальных и коллективных игр.
6. Правильный подбор игр, игрушек и игрового оборудования.
Необходимым условием для применения игры также является баланс между свободной игрой и другими видами деятельности. Соблюдение такого баланса является одной из основных составляющих развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Задача педагога - пробудить интерес к событию, которое увлекло бы ребенка, поражало, влияло на его воображение и чувства.
Очень часто родители (педагоги), чтобы не расстроить ребенка, стараются не замечать ошибок или нарушений правил. В этом случае исчезает главная педагогическая ценность: воспитание воли, умение преодолевать трудности, желание играть до победы. Во время игры нужно следить за соблюдением правил, за точностью выполнения задания. Тогда игра будет способствовать развитию ребенка.
Вмешательство взрослых должно повысить играбельность дошкольников, но в то же время детям должна быть предоставлена свобода и возможность реализовать свои собственные идеи, пока игра идет в правильном направлении.
В процессе обучения и воспитания ребенка даются хорошие советы Сухомлинскомим: «у ребенка настоящая эмоциональная и интеллектуальная жизнь только тогда, когда он живет в мире игр, историй, музыки, воображения и творчества. Без него он не лучше сжатого цветка» . Поэтому очевидно, что родители и воспитатели должны следовать этому правилу при формировании ребенка как личности.
Играя, ребенок представляет и создает новые игрушки, придумывает все новые и новые детали своих игр. В процессе игровой деятельности малыш усваивает особенности отношений между людьми, правила и нормы поведения. Он учится понимать «что такое хорошо и что такое плохо», учится взаимодействовать с людьми, особенно в ходе так называемых ролевых игр, в которых ребенок играет определенную роль. Такие игры также способствуют развитию памяти и мышления, ведь в процессе игры ребенок должен помнить свои задачи, свой ролевой образ, принимать решения о своем поведении в конкретных игровых ситуациях. Когда ребенок играет, он испытывает себя, таким образом познавая, на что он способен. Ведь открытые возможности и способности он сможет использовать для будущих игр, стремясь их развивать.
Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая различные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой. Играя, дети переживают определенные чувства,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алямовская, В.Г. Игровая среда развития в группах детского сада в контексте ФГОС дошкольного образования / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. – М.: ЦДО «Восхождение», 2014. – 68 с.
2. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П.Арсентьева. – М.: Издат-во, 2010. – 144 с.
3. Бойправ, М. Общая психология: практикум / М. Бойправ. – Нежин: НГУ, 2015. – 288 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
5. Витенко, И. Основы психологии: Учебник для студ. высших учеб. Заведений / И. Витенко, Т. Витенко. – М.: Новая книга, 2011. – 251 с.
6. Гуцало, Э. Психология: Инструктивно-методические материалы для самостоятельной подготовки / Э. Гуцало. – М.: Гардарики, 2012. – 126 с.
7. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа / Н.Ф.Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с.
8. Деркунская, В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 368 с.
9. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – Новосибирск: ГГНИ, 2012. – 201 с.
10. Зворыгина, Е.В. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – 2011. – №17. – C.6-8.
11. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И.Жуковская. – М.: Издат-во АПН РСФСР, 2013. – 319 с.
12. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – Новосибирск: ГГНИ, 2012. – 201 с.
13. Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В.Калинченко, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 112 с.
14. Колоцца, Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение / Д.А. Колоцца. – М.: 2015. – 139 с.
15. Кравцова Е.Е. Развитие воображения / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 12. – С. 15-20.
16. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. – 2001. – № 5. – С. 67-68.
17. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2015. – 205 с.
18. Михайленко, Н.Я. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни / Н.Я.Михайленко, Н.Короткова // Дошкольное воспитание. – 2019. – №8. – С. 16-19.
19. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №4. – С. 4-7.
20. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / под ред. М.А. Васильевой – М.: Просвещение, 2016. – 258 с.
21. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
22. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М., 2016. – 174 с.
23. Цымбалюк, И. Психология: Учебное пособие/ И. Цимбалюк. – М.: ИД «Профессионал», 2015. – 214 с.