Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пассажирские перевозки имеют огромное социально-экономическое значение. Главной задачей
пассажирских перевозок является максимальное удовлетворение спроса населения на них при
рациональном и экономичном использовании технических средств.
Пассажиры, исходя из своих соображений, по-разному оценивают плюсы и минусы того или иного
вида транспорта. Основные критерии, по которым пассажиры оценивают качество перевозок-это
безопасность, надежность, регулярность, стоимость проезда, комфорт и скорость передвижения,
а также затраты времени на доставку к месту назначения. Огромная конкуренция на рынке пассажирских перевозок вынуждает перевозчиков постоянно совершенствовать процесс пассажирских
перевозок.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ
ТРАНСПОРТЕ
1.1 Специфика обслуживания пассажиров на транспорте
3
В настоящее время в России пассажиры в пределах городов, пригородов и в междугородном сообщении перемещаются в основном в общественном транспорте. В силу чего, проблема своевременного и качественного удовлетворения спроса на такие перевозки перерастает из чисто транспортной в социальную, определяющую в ряде случаев отношение населения не только к качеству
оказываемых транспортных услуг, но и в целом к ситуации, складывающейся в обществе.
Одним из наиболее распространенных видов наземного транспорта в современном мире является автомобильный транспорт. Именно он занимает ведущее место в перевозках пассажиров, в том
числе и во внутригородском сообщении. Высокая конкурентоспособность пассажирских автомобильных перевозок объясняется его доступностью, повышенной маневренностью и мобильностью, повышенной степенью комфортности поездок и автономностью движения по сравнению с
иными видами транспорта. Поэтому не случайно, что доля пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в общем объеме пассажирских перевозок составляет более 60% (таблица1).
Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что несмотря на тенденцию уменьшения
автомобильных перевозок за последние 5 лет, автомобильный транспорт занимает лидирующую
позицию среди других видов транспорта общего пользования
городские перевозки-перевозки, которые осуществляются в пределах черты города;
пригородные-перевозки, которые осуществляются за пределами черты города на расстоянии до
50 километров включительно;
междугородние- перевозки, которые выполняются за пределами черты города на расстоянии
более 50 км;
международные-перевозки между Россией и странами СНГ, также странами дальнего зарубежья.
Отобразим в таблице 2 структуру перевозок автомобильным транспортом общего пользования по
видам сообщения.
1.2 Виды пассажиров на транспорте
В большинстве случаев в жизни человек совершает большое количество перемещений. Это связано, как с бытовыми, так и различного рода культурными аспектами. В основном для выполнения
собственных потребностей человеку приходится перемещаться на общественном транспорте.
Передвижением называют перемещение людей от начальной точки отправления до конечного
пункта назначения. Передвижения разделяют на простые и сложные.
Под простыми передвижениями подразумевают перемещения от пункта отправления до пункта
назначения, осуществляемые пешим ходом или в виде беспересадочной транспортной поездки.
Под сложными перемещениями подразумеваются перемещения, состоящие как из пешеходных,
так и транспортных перемещений. Передвижения от момента входа пассажира в транспортное
средство до момента выхода из него носят название поездки.
4
Интенсивность передвижений количественно выражают показателем, который носит название
подвижности населения.
Главным фактором, позволяющим определить величину транспортной подвижности, является
распределение населения по социальным категориям. К таким категориям относятся: рабочие,
служащие, учащиеся вузов и техникумов, пенсионеры, школьники и др. Все передвижения жителей города можно разделить на две группы: добровольные и вынужденные.
Под добровольной подвижностью понимаются поездки, которые совершаются в свободное для
человека время. К вынужденной относятся поездки, совершаемые при выполнении социальных
функций. Таким примером могут быть поездки на работу и учебу.
Также передвижения можно разделить по целевым категориям.
К таким категориям относятся:
− передвижения с трудовыми и учебными целями;
− передвижения к зрелищным и культурно-просветительным учреждениям (театрам, концертным
залам, кино, клубам, музеям, библиотекам и др.);
− бытовые передвижения населения (к магазинам, различным мастерским);
− передвижения с целями активного отдыха.
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Характеристика на предприятии
Рассмотрим анализ деятельности Государственного унитарного предприятия пас¬сажирского автомобильного транспорта (ГУП «Пассажиравтотранс»). Сегодня ГУП «Пассажиравтотранс» - одно
из крупнейших пассажирских перевозчиков на Северо-Западе. Рассмотрим структуру и основные
целевые показатели компании.
Одной из важнейших задач для организации работы компании является грамотное построение
организационной структуры. От этого будет зависеть эффективность взаимодействия между подразделениями компании, что в свою очередь отражается на эффективность работы компании в
целом.
Признаками оптимальной структуры управления являются:
небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом;
небольшое количество уровней управления;
наличие в структуре управления групп специалистов;
ориентация графика работ на заказчика;
быстрота реакции на изменения;
5
высокая производительность и низкие затраты.
В организационной системе управления компании выделим три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю. На рисунке 1 отобразим структуру СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
2.2 Сущность работы с пассажирами на предприятии
Главным фактором при организации пассажирских перевозок для компания СПб ГУП «Пассажиравтотранс» является качество организации обслуживания пассажиров.
Для предоставления качественных услуг по перевозке пассажиров в компании считают необходимым обеспечивать планирование, организацию, стимулирование, регулирование и контроль качества пассажирских перевозок, которые должны охватывать работу транспортных средств всех
форм собственности.
В организации СПб ГУП «Пассажиравтотранс» упор делается на такие показатели как:
безопасность услуг по перевозкам пассажиров;
надежность транспортного обслуживания;
своевременность перевозки пассажира;
своевременность доставки грузов (багажа);
сохранность перевозки грузов (багажа);
комфортность перевозки пассажиров;
соблюдение нормативных сроков доставки груза.
Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниям
пассажирских потоков, постоянно меняется количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети.
В настоящее время для всех систем маршрутизированного транспорта применяют опережающее
дискретное планирование распределения подвижного состава по маршрутам, поэтому условия
равенства запросов на перевозки и их удовлетворения могут быть выполнены только с той или
иной степенью приближения.
Также в компании применяется современные информационные технологий, что позволяет значительно облегчить решение задач, связанных с планированием пассажирских автомобильных перевозок.
В компании происходит омоложение подвижного состава, что делает транспортные средства более комфортными и удобными для пассажиров.
Рассмотрим технологический процесс организации пассажирских перевозок на предприятии. Для
этого детализируем такие составляющие перевозочного процесса, как:
6
работа службы эксплуатации;
составление сменно-суточного плана
составление графиков работы водителей
оперативное планирование пассажирских перевозок
организация выпуска подвижного состава на линию
организация работы диспетчерского пункта предприятия
организация безопасности пассажирских перевозок на
предприятии.
К основным задачам эксплуатационной службы относится:
разработка рациональной системы планирования перевозок,
организация движения подвижного состава;
обеспечение внедрения и функционирования передовых систем диспетчерского управления
движением автомобилей;
осуществление полной, своевременной, комфортабельной и безопасной перевозки пассажиров;
организация эффективного использования подвижного состава и его рентабельной эксплуатации;
осуществление полного сбора проездной платы;
создание условий для высокого производительного труда работников службы эксплуатации.
В компании введена система планирования сменно-суточных заданий водителям. Данная система
позволяет улучшить качество обслуживания пассажиров при перевозках.
Основным методическим требованием при составлении с/с заданий водителям автобусов является сбалансированность этих заданий с показателем плана по доходам от перевозок пассажиров на
данном маршруте и автомобиле-часов на данном маршруте. Руководитель компании утверждает
структура планирования учета и контроля с/с заданий водителей.
В задачу диспетчера входит выдача водителю путевой лист, в котором указываются плановые задания по натуральным показателям и доходам. После чего выдается маршрутное расписание, где
определен порядок выполнения запланированных рейсов компании.
Выполнение сменно-суточных заданий водителями автобусов по количеству рейсов на городских
маршрутах учитывается и контролируется с помощью путевых листов.
Оперативный контроль за выполнением с/с заданий по количеству рейсов осуществляют дежурные диспетчеры автобусной станции. Документом оперативного контроля является ведомость
движения городских автобусов.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом выполнения курсовой работы является достижение ее цели. Целью курсовой работы
являлся анализ процесса организации обслуживания пассажиров на автомобильном транспорте.
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи. Пассажирские перевозки имеют большое количество специфических черт. В первой главе как раз рассматривалась специфика обслуживания пассажиров на транспорте. Была приведена классификация пассажирских перевозок и
сделан вывод, что большую долю пассажирских перевозок осуществляется автомобильным
транспортом. Также была представлена структура автомобильных перевозок по видам сообщения. Был сделан вывод, что за последние три года растет количество автомобильных пассажирских перевозок в городском сообщении.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» //Собрание законодательства РФ 12.11.2007, №46, ст.5555
2. Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации №НА-19-Р «Об утверждении
социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок
пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»//Транспорт России №11,13-19.03.2017г.
3. Беляев В.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. Пособие /
В.М. Беляев. –М.: МАДИ, 2014. –204 с.
4. Бочкарев А.А. Логистика городских транспортных систем: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
- 224 С.
5. Глемин, А.М. Пассажирские автомобильные перевозки и безопасность дорожного движения:
учебное пособие для студентов / А.М. Глемин, А.М. Третьяков.– Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2007.
96 с.
6. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов / А. В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б.
Миротин, А.В. Куликов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 560 с.
7. Спирин. И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками -
Москва, 2010 г., 400 с.
8. План производственно-хозяйственной деятельности ГУП «Пассажиравтотранс» [электронный
ресурс]- URL: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2015/04/22/№4