Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе дошкольного образования особое внимание уделяется проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это стадия дооперационального мышления. Одной из главных задач развития детей в этот период является формирование речи как психического процесса, в том числе появление связной речи, на основе интериоризации внешних действий с предметами. Связная речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
Нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста в настоящее время является достаточно распространенной проблемой. Согласно статистическим данным, если еще 30-40 лет назад, в среднем, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста обнаруживал проблемы с речью, то сегодня такие проблемы имеет каждый второй дошкольник. Такая ситуация обусловлена множеством факторов: общей соматической ослабленностью подрастающего поколения, более частым наличием органических повреждений, а также рядом социальных факторов, среди которых особое место занимает существенное увеличение удельного веса информационных технологий в воспитательном процессе ребенка.
Всякое нарушение речи, и особенно ОНР, влечёт за собой уменьшение умственных способностей и успеваемости, ненормальности в поведении и социализации, школьную дезадаптацию. Стандарт образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) требует от учащихся создавать речевые высказывания в соответствии с задачами общения, составлять тексты в устной и письменной форме, формулировать свою точку зрения, оценивая и обосновывая. То есть одной из важнейших задач на этапе начального школьного образования является формирование монологической устной речи.
Цель исследования: теоретически обосновать содержание логопедической работы по обеспечению выявления связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: связная речь у младших школьников.
Предмет исследования: особенность связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения этой цели нужно осуществить вытекающие задачи:
1. Проанализировать специальную научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить типологические особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
3. На основании данных исследования научной литературы, подобрать методику выявления связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
В работе применяются следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования. Методологической основой исследования являются следующие научные труды и исследования: В. П. Глухова, В. К. Воробьевой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой и др. В основном педагоги делают акцент на значимости в специальном обучении развития связной речи детей с общим речевым недоразвитием для полного преодоления данного дефекта и успешного обучения.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 1-й главы (теоретической), заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе (в норме)
Онтогенез речи в логопедии звучит так – развитие речи человека, охватывающее весь период становления, начиная с первого речевого акта до состояния полного овладения, в результате чего родной язык может в полной мере рассматриваться как инструмент. общения и мышления [7, с.144].
Многие авторы изучали различные аспекты связной речи: педагоги (А.М.Бородич, А.М. Леушина, Е.И.Тихеева и др.), логопеды (В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова), психологи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Румбинштейн. , Д.Б. Эльконин).
В работах Т.А. Ладыженской особое внимание уделяется формированию связной монологической речи школьников [12, с.119].
По мнению Е.И. Тихеевой, связная речь неотделима от мысли. Она отражает логику мышления, умение осмысливать воспринимаемое и выражать его понятной речью [17, с.201]. По мнению В.П. Глухова, связная речь – лучший вариант реализации речевой деятельности человека в процессе решения коммуникативных задач [2, с.13]. В произведениях Н. Локалова и А.В. Тихеева связная речь определяется как сегменты речи, объединенные одной темой и тесно связанные друг с другом, представляющие собой единое смысловое и структурное целое [10, с.113].
Связная речь бывает двух типов: диалогическая и монологическая. Под диалогом понимается обмен речевыми высказываниями между двумя и более людьми [12, с.421]. Монологом называется речь, произнесенная одним человеком, при этом слушатели только воспринимают ее, но не принимают непосредственного участия [18, с.41].
Выделяются следующие свойства монологической речи: однородность и непрерывность высказывания, произвольность и развитие, логическая последовательность, содержание ориентировано на слушателя, минимальное использование невербальных средств, планирование на ранее известную тему (Леонтьев А.А., А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн). Монолог, по сравнению с диалогом, требует лучшей памяти, более устойчивого внимания к содержанию и форме речи. Но вне зависимости от диалога или монолога главное условие – связность, что требует особого развития навыков сопоставления связных высказываний [18, с.56].
Также связную речь можно разделить на ситуативную и контекстную. Важная задача монолога – связное, непрерывное и целенаправленное изложение мыслей говорящему. Монологическую речь можно охарактеризовать в зависимости от коммуникативных функций:
1) информативная – сообщение новой информации;
2) бездейственная – побуждение к каким-либо действия слушателя или наоборот, убеждение его в чем-либо;
3) эмоционально-выразительная (экспрессивная) – снятие эмоциональной напряженности, описание состояния говорящего с помощью речи;
4) развлекательная – использование монолога в качестве развлечения слушателя с помощью художественных произведений или собственных сочинений;
5) ритуально-культовая – высказывание во время какого-либо ритуального обряда [18, с.68].
Кроме того, для монологической речи характерно:
– целеустремленность, то есть решение конкретной задачи в процессе монолога;
– последовательность подразумевает последовательное изложение мыслей и фактов, их взаимосвязь;
– структура, обеспечиваемая специальными средствами языка (может быть тематической и логической);
– полнота в тематическом плане;
– продуктивность заключается в новой комбинации речевых единиц;
– преемственность, то есть отсутствие лишних пауз;
– независимость выражается в отсутствии каких-либо словесных, схематических и иных опор;
– выразительность – использование невербальных средств, наличие соответствующей интонации, логического ударения [4; 5].
Многие авторы писали о развитии связной монологической речи в онтогенезе. Например, В.В. Воробьева утверждает, что ситуативное общение служит основой формирования связной речи, говорит о переходе диалога в повествование, а уже потом в описание и рассуждение. Высшая форма развития – письменная речь [1, с.98]. А.Р. Лурия в своих произведениях писал о переходе от разрозненных слов и высказываний к сложным, подробным, то есть о поэтапном развитии [13, с.74].
Чтобы успешно освоить монологическую речь, необходимо сформировать:
1) необходимость использования монолога;
2) различные виды контроля и самоконтроля;
3) синтаксические средства, необходимые для построения развернутого высказывания [16, с.69].
В возрасте 5-6 лет завершается фонематическое развитие речи, осваиваются морфологические, грамматические, лексические и синтаксические системы языка [20, с.48]. Все это становится основой для интенсивного развития монологической речи. Кроме того, дети этого возраста могут активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на вопросы и дополнять других. К 6 годам дети могут пересказать знакомую сказку, короткий текст, стихотворение, составить рассказ на основе картинки и серии сюжетных картинок, рассказать об увиденном, высказать свое мнение. Далее детям становятся доступны простые рассуждения.
Успешность усвоения школьной программы во многом зависит от уровня развития связной речи. Так как нужно уметь давать развернутые ответы на вопросы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать собственные мысли. Описание предметов лежит в основе создания описательной речи с использованием тропов, что необходимо для создания художественных текстов, а именно высказываний и эссе [23, с.44]. По мнению У.М. Сидорова, связная речь требует специальной тренировки, четкой системной корректирующей работы [21, с.57]. Этой позиции придерживается О.С. Ушакова, отмечая необходимость специального речевого образования для успешного усвоения связной речи, то есть развернутого высказывания, состоящего из нескольких предложений [15, с.147]. Таким образом, для правильного и полного овладения навыком монологической речи необходима целенаправленная тренировка.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития коммуникативных и речевых навыков, так как для него характерна особая чувствительность к языковым явлениям, интерес к пониманию речевого опыта, общения [10, с.69]. Ведущая деятельность младших школьников – образовательная, то есть в это время происходит переход от наглядно-образного конкретного мышления к абстрактному, формируется умение делать выводы, умозаключения, строить рассуждения.
В отечественной педагогике обучение связной речи основано на произведениях К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Овладение монологической речью, построение развернутых связных высказываний становится возможным по замечаниям Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Маркова с появлением регулирующих, планирующих функций речи [10, с.84].
Учения многих авторов, в том числе Л. Голубева, Н.А. Орланова, И.Б. Слит показывают способность детей младшего школьного возраста овладевать навыками планирования монологических высказываний. Формирование навыков построения связных подробных высказываний требует использования всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что успех усвоения связной речи напрямую зависит от достаточно сформированной лексико-грамматической структуры. В связи с этим одной из важнейших задач развития связной речи является планомерная работа над лексикой и грамматическими навыками [17, с.119].
По степени творчества и самостоятельности учащихся различают несколько уровней формирования монологической речи [9, с. 46]:
1 уровень – репродуктивный. Отсутствие самостоятельности и творческих способностей детей.
2 уровень – репродуктивный и продуктивный. Большая часть высказывания носит репродуктивный характер, но есть элементы творчества и независимости.
3 уровень – продуктивный. Умение выразить свое отношение к происходящему, дать оценку, выстроить высказывание в соответствии с намерением.
Подводя итог, можно сказать, что у младших школьников с нормальным речевым развитием наблюдается высокий уровень связного речевого развития. То есть они могут самостоятельно составлять рассказы любого типа (повествование, описание, рассуждение), выделять главное и второстепенное, составлять сложные предложения, правильно используя грамматические конструкции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
2. Глухов, В. П. Исследование особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. – 2005. – № 3. – С. 13-24.
3. Глухов, В.П., Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов и практикующих логопедов / В.П. Глухов. ‒ Изд. 2-е, испр. и доп. ‒ М.: В. Секачев, 2014. ‒ 232 с.
4. Глухов, В.П., Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2014. – 538 с
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
7. Калягин, В. А. Логопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова – М. : Академия, 2006. – 320 с.
8. Капышева Н.А. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. 2004. – № 2 (4). – С. 58-60.
9. Капышева Н.А. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок // Логопедия. 2003. - № 1-2. – С. 44-50.
10. Логопедия в школе / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: Март, 2004. – 368 с.
11. Локалова Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1996. - № 2. – С. 113-129.
12. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2003. – 680 с.
13. Лурия, А. Р. Речь и мышление [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : МГУ, 1975. – 120 с.
14. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: АСТ, 2003. – 238 с.
15. Логопедия: Методическое наследие: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: Владос, 2003. - Кн. V – 480 с.
16. Никитина А.Ю. Приемы и методы, используемые для развития связной речи детей // Логопедия. 2003. - № 1-2. – С. 69-72.
17. Рубинштейн, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / Рубенштейн А. А. – М. : Просвещение, 2009. – 214 с.
18. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Особенности понимания текстов различных функциональных стилей школьниками с тяжелыми нарушениями речи // Логопедия. 2005. - № 2 (8). – С. 41-48.
19. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
20. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
21. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. – М.: Сфера, 2005. – 64 с.
22. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995. – 256 с.
23. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.: Аркти, 1997. – 214 с.
24. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито-Центр, 1996. – 47 с.
25. Филичева Т.Б. и др. основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)"/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 1989
26. Филичева, Т. Б., Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 1998. — 340 с
27. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито-Центр, 1996. – 47 с.