Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования связана с тем, что в старшем школьном возрасте появляются различные психологические новообразования, которые затрудняют процесс воспитания в условиях дома и школы. Подростки в возрасте 17–18 лет претендуют на полную свободу и самостоятельность, не желают находиться в рамках, которые предлагает им общество, а потому сформировать в них стремление к саморазвитию – очень сложная задача педагогов и родителей.
Однако грамотные психологи и педагоги, не оказывая давления на старшеклассника, могут мотивировать его заняться самовоспитанием, показав, что только гармоничная, зрелая и развитая личность может добиться успеха во всех сферах жизни, начиная от учебной деятельности, спорта, досуга, заканчивая межличностными и половыми отношениями.
В современных образовательных программах не уделяется достаточного внимания организации самовоспитания старших школьников, что является серьезной социально-педагогической проблемой общества в целом и каждой семьи – в отдельности.
Объект исследования: старшие школьники.
Предмет исследования: особенности самовоспитания старших школьников.
Цель исследования: проанализировать особенности самовоспитания старших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть сущность самовоспитания и его роль в развитии личности.
2. Охарактеризовать методы самовоспитания.
3. Проанализировать психологические проблемы и основы самовоспитания.
4. Дать психологическую характеристику старшего школьного возраста (10–11 классы).
5. Выявить мотивы самовоспитания старших школьников.
6. Определить методы самовоспитания старших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что старшие школьники выбирают для себя специфические методы самовоспитания, направленные на получение высокого статуса в социальной группе за счет выработки личностных преимуществ.
Теоретическое обоснование исследования: курсовая работа написана на основе изучения научных трудов таких авторов как В.В. Байлук, Е.Н. Воронова, Ю.П. Гладких, Н.Х. Тошпулатова, В.Д. Чуракова, Т.Ф. Шрейбер и др.
Методы исследования: анализ и обобщение данных из литературных источников, синтез, классификация, сравнение, моделирование.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОВОСПИТАНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
1.1. Сущность самовоспитания и его роль в развитии личности
В развитии личности непременным условием является самостоятельное развитие и самоовоспитание. Для каждого человека наиболее ценными моментами являются его личные достижения и успехи. Поэтому в самоовоспитании первостепенное значение имеет раскрытие индивидуальных навыков и талантов личности. Мотивом к действию могут стать примеры самовоспитания из жизни великих людей.
Под самовоспитанием в научной литературе понимают деятельность человека, направленная на изменение его личности в соответствии с сознательно поставленными целями, устоявшимися идеалами и убеждениями [3].
Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознание, умение анализировать собственные поступки, сознательно сравнивая свои действия с действиями других людей.
Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации эффективной работы по самовоспитанию.
Кроме того, данный термин психологи понимают осознанное желание человека раскрыть свой природный потенциал самостоятельно, максимизировать положительные качества и преодолеть отрицательные.
В ходе самовоспитания важно развивать такое положительное качество как самодисциплина и преодолевать такое негативное качество как склонность к самооправданию. Этого достаточно, чтобы человек почувствовал позитивные изменения в своей жизни.
Воспитание и самовоспитание, по мнению ученых, – две неотъемлемые части процесса формирования полноценной гармоничной личности [2, с. 25].
Самовоспитание требует от человека следующих осознанных действий [3]:
– всестороннего познания себя;
– постоянного улучшения положительных качеств;
– развития навыков и умений и творческих способностей.
Результатом процесса самовоспитания должны стать собственные достижения, напрямую зависящие от личной эффективности.
Суть самовоспитания – тема научных трудов многих философов, психологов и педагогов. По мнению ученых, движущей силой становления человека является его душа. В развитии личности участвует несколько факторов:
– самовоспитание;
– сила воли;
– определенная линия поведения.
Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном развитии. Постоянная работа над собой и своим характером помогает добиться следующих результатов [1, с. 34]:
– успешное преодоление жизненных трудностей укрепляет волю и закаляет характер;
– работа над собственными отрицательными чертами характера способствует развитию сильных и положительных качеств;
– занятия самовоспитанием, в ходе которых человек учится контролировать эмоции, значительно повышают эмоциональную устойчивость;
– нравственное воспитание и саморазвитие помогает достигать поставленных целей и четко следовать избранному жизненному пути.
Самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя. Необходимо понимать, что самопознание в большинстве случаев – процесс неприятный, но необходимый. Осознавая собственные отрицательные качества, человек переживает ряд неприятных эмоций – обиду, агрессию, вину, но это как раз и является наиболее важным элементом самосовершенствования личности.
Самовоспитание решает следующие важные для личности задачи:
– человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
– возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
– человек творчески самовыражается и добивается успеха.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байлук В.В. Воспитание и самовоспитание / В.В. Байлук // Сборник статей Уральского государственного педагогического университета / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург Издательство, 2018. – С. 34–50. – Библиогр.: 6 назв.
2. Воронова Е.Н. Проблема самовоспитания как комплексная проблема / Е.Н. Воронова // Вестник Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. – 2018. – № 3. – С. 25–36.
3. Гладких Ю.П. Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства [Электронный ресурс] / Ю.П. Гладких, Л.П. Седых, И.О. Лазирко // Интерактивная наука. – Электрон. дан. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/452/Action452-467714.pdf
4. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. – 2017. – № 3. – С. 8–16.
5. Киселева Н.В. Социально-психологические характеристики вовлеченности обучающихся в непрерывное образование на разных этапах процесса обучения / Н.В. Киселева // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – Т.. 10, № 3. – С. 37–45.
6. Леонтьева А.В. Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков / А.В. Леонтьева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 162–164.
7. Литвинова Е.Ю. Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования / Е.Ю. Литвинова, Н.В. Киселева // Социальная психология и общество. – 2017. Т. 8. № 2. – С. 5–20.
8. Исследование психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11-х классов / Е.А. Савина [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. № 4. – С. 92–104.
9. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. – Москва: Юрайт, 2016. – 406 с.
10. Тошпулатова Н.Х. Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков [Электронный ресурс] / Н.Х. Тошпулатова, А.С. Комилова // Молодой ученый. Электрон. дан. – 2016. – № 10 (114). – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/30100/
11. Чернышев А.С. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX–XXI веков) / А.С. Чернышев [и др.], Курск: Издательство Курского государственного университета, 2018. – 213 с.
12. Чуракова В.Д. Самовоспитание как интегративный критерий эффективного воспитания старшеклассников / В.Д. Чуракова // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности» / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – СПб., 2016. – С. 274–278.
13. Шрейбер Т.Ф. К вопросу о психологической помощи в саморазвитии и самовоспитании современных школьников [Электронный ресурс] / Т.Ф. Шрейбер // Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Официальный сайт. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – Режим доступа: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/129-k-voprosu-o-psikhologicheskoj-pomoshchi-v-samorazvitii-i-samovospitanii-sovremennykh-shkolnikov