Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нынешний процесс реформирования первого звена дошкольного образования требует дальнейшего совершенствования его содержания, осовременивания учебных технологий, гуманизации целей, определенных как приоритетные. Все знания, умения и навыки из разных разделов программы, которыми овладевают дети, являются важными.
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач.
С первых лет жизни ребенок сталкивается с решением различных задач: выбор друзей, игрушек, соотношение количества членов семьи с количеством столовых приборов. Компьютеры, интерактивные игрушки, мобильные телефоны, видеофильмы, свободный доступ к телевизору – все эти явления стали повседневными атрибутами жизни детей.
В связи с этим, в последнее десятилетие педагоги все чаще обращают внимание на формирование элементарных математических представлений в системе педагогических наук, в том числе на умение современных дошкольников решать арифметические задачи.
ГЛАВА 1 Подготовка детей к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема
1.1 Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы
В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Меняются его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми, резко возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а следовательно, и новые побуждения ко все более разнообразным видам деятельности. Однако эти изменения еще обостряются в начале школьного обучения, когда ребенок переживает значительный психологический кризис. Уменьшить интенсивность протекания последней дает возможность целенаправленная подготовка детей к школе.
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития личности в период дошкольного детства .
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школе. В современной психологии и педагогике, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».
В.И. Волынкин трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками .
А.Л. Венгер отмечал, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе составляет целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, уровень сформированности механизмов волевой регуляции действий и др.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для ее успешного решения в последнее время создаются различные классы, в основе, которых лежит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовых, так и не готовых к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
1.2 Психологические особенности детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста
Поступление ребенка в школу - важное событие в его жизни. Дети по-разному переживают ее в зависимости от психологической готовности. Большинство детей охотно идет в школу. Дети включаются в учебную деятельность, которая становится ведущей в их жизни. Переход детей на положение школьников обязывает их вовремя вставать, приходить в школу, соблюдать правила школьной жизни независимо от того, хочется или не хочется это делать, выполнять обязательные задания, преодолевать трудности в работе.
Надежная основа успешной организации учебно-воспитательного процесса - учет психофизиологических особенностей и закономерностей развития учащихся. Особенно это касается детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Этот возраст с психологической точки зрения является критическим: происходят изменения, что означают завершения дошкольного этапа развития, и появляется способность к пониманию общих принципов, связей и закономерностей научного знания. Качества, характерные для дошкольного детства, сочетаются у шестилеток с новыми возможностями, в частности в сфере обучения. Поэтому реализация потенциальных возможностей других школьников требует особых условий обучения .
Обучение в первом классе построено с учетом возрастных особенностей и перспектив шестилетних детей. В его содержании, методах и формах заложены идеи содействия всестороннему развитию школьников, обеспечение полноценного перехода к ведущей учебной деятельности и формирование личности в переходный период. Усвоение учащимися программных знаний непосредственно увязывается с развитием элементарных форм обучения, планомерного и дифференцированного подхода, познавательной активности, положительного отношения к обучению в школе, адекватной самооценки и формированием навыков общения.
1.3 Характеристика составляющих готовности детей к школьному обучению
Умственная готовность
Готовность ребенка к обучению определяется не объемом знаний, что он имеет, а тем, насколько у него развита умственная деятельность, то есть умение анализировать предметы, которые воспринимаются, сравнивать их, систематизировать, группировать, обобщать. Именно умение осуществлять эти мыслительные операции обеспечивает детям сознательное усвоение знаний и в то же время дальнейшее умственное развитие .
Умственное развитие ребенка можно проследить в трех плоскостях:
1) что ребенок знает, его мировоззрение, какая картина мира у него сложилась на конец дошкольного детства;
2) на каком уровне развития находятся умственные способности, познавательные процессы ребенка: восприятие, память, речь, мышление, воображение, внимание; на что направлены его интересы; к чему имеет наклонности, способности;
3) насколько ребенок овладел некоторыми учебными навыками -чтения, счета, письма, организованности и т.д.
Понятно, что в общей картине умственного развития эти показатели взаимосвязаны. Все дети 5-6 лет имеют некоторые общие признаки умственного развития и, вместе с тем, каждый ребенок по каждому из этих показателей имеет выразительные индивидуальные различия, которые больше всего зависят от тех условий, в которых растет и развивается ребенок.
Исследователи считают, что более 80% тех знаний, которые имеет взрослый человек, усваиваются в дошкольном возрасте.
Итак, дошкольный возраст - особый относительно умственного развития ребенка и человека . Именно в эпоху дошкольного детства бурно развиваются все познавательные процессы: восприятие, память, речь, мышление, воображение, начинают развиваться основные способности, интересы.
ГЛАВА 2 Реализация преемственности в обучении решению задач дошкольников
2.1 Особенности математической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Рассмотрим отдельные направления математической подготовки старшего дошкольника к обучению в школе.
Задачи математического развития детей старшего дошкольного возраста:
Иметь знания о количестве и счете предметов в пределах десяти. Знать количественный состав числа из единиц в пределах пяти. Понимать, что количество не зависит от размеров и расстояния между предметами. Считать в прямом и обратном порядке, понимать отношение между смежными числами.
С помощью дидактических игр и игровых упражнений способствовать развитию логического мышления, формированию таких понятий, как множество, подмножество, алгоритм. Выполнять логические операции (такие, как классификация, сравни др.). Учить формулировать ответы по результатам непосредственного уравнения и с помощью условной меры. Располагать предметы по различным признакам. Учить сравнивать предметы не только со смежными, но и со всеми предыдущими и последующими. Сравнивать предметы по трем параметрам одновременно .
Уметь измерять длину и объем условной мерой, понимать зависимость результата измерения от условной меры при той же измеряемой величине (чем меньше мера, тем больше результат).
Правильно называть элементы геометрических фигур: стороны, вершины. Уметь переконструировать геометрические фигуры путем практических и мысленных операций. Решать логические задачи с переконструированием, построением геометрических фигур, пребыванием недостающих элементов, разгадывание ребусов, кроссвордов, ориентирование в лабиринтах, графических схемах.
Показатели математического развития детей старшей группы ДОУ:
Знать числа и цифры в пределах десяти, понимать отношения между смежными числами, количественный состав числа из единиц в пределах пяти; уметь считать предметы, звуки в пределах десяти, сравнивать числа между собой; решать логические задачи целеустремленными практическими действиями, обдумывать ход решения задачи; при сравнении предметов по величине использовать условную меру, понимать, что результат измерения зависит от выбранной степени (функциональная зависимость); использовать геометрические фигуры как образец (эталон) предмета; ориентироваться в пространстве от любого предмета, использовать знания и умения в самостоятельной деятельности; ориентироваться во времени .
2.2 Обеспечение системного и целенаправленного формирования умений и навыков старших дошкольников решать задачи
В литературе есть немало исследований, посвященных проблеме обучения математике дошкольников. Разработаны многочисленные программы развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в которых отражены цели и задачи процесса формирования элементарных математических представлений.
Формирование первичных математических представлений является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Психолого-педагогическая наука утверждает, что 5-6-летние дети уже имеют довольно значительный интеллектуальный, психический и физический «багаж» .
Результаты многочисленных исследований убедительно демонстрируют, что при специально организованном обучении можно успешно формировать у них навыки решения арифметических задач.
В практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отображается реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин. Кроме того, при работе над арифметическими задачами, дети учатся понимать смысл арифметических действий, устанавливать связь между математическими компонентами, оперировать математическими отношениями («больше на...», «меньше на...»), выясняют взаимосвязь между частями и целыми. Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки и догадливости. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование элементарных математических представлений является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит его успеваемость в начальной школе. Математика стимулирует умственную и познавательную активность, то есть наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и мыслительные процессы. Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста является целенаправленным и организованным процессом усвоения знаний, умений, приемов и способов умственной деятельности детьми дошкольного возраста.
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста важное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В процессе обучения детей решению арифметических задач, можно условно выделить два взаимосвязанных этапа: ознакомление со структурой задачи, способами ее решения и обучение приемам вычисления.