Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацелен на приоритетное направление формирования общеобразовательных умений и навыков. Здесь важна активная позиция учащихся в решении учебной задачи. И это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно с использованием парной и групповой работы, при которой ребенок наделен навыками самостоятельной деятельности, становится исследователем и участвует в обучении на равных.
Каждый учитель, особенно учитель, работающий в системе развивающего образования, стремится воспитать ученика, который умеет учиться, научить детей спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы и активно приобретать новые знания. Известно, что способность учиться - это «новое образование, прежде всего связанное с развитием той или иной формы образовательного сотрудничества» (Г.А. Цукерман).
Психологи давно установили, что «инкубатором» самостоятельного мышления и познавательной деятельности ребенка является не индивидуальная работа под руководством произвольно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах детей, работающих вместе.
Формирование интереса и любви к работе - одна из главных задач воспитания детей. Различные виды труда детей школьного возраста - это начало раннего выявления способностей, личных дарований и правильного выбора профессии в будущем.
Особая роль отводится профессиональному обучению. Хотя рабочие уроки основаны на применении общих для всех школьных предметов дидактических принципов, они отличаются рядом характеристик, например, учащиеся занимаются не только познавательной деятельностью, но и творческой деятельностью, предметы, рабочие процессы не действуют. только как учебные предметы, но в то же время являются средством визуализации, дидактическим материалом, используемым для активизации работы учащихся, техническими учебными пособиями.
Цель работы: применение групповой и коллективной формы работы на уроках технологии.
Задачи: изучать и анализировать психологическую и учебную литературу, раскрывающую основные понятия предмета и аспекты организации групповой и коллективной работы; учитывать особенности работы на уроках технологии при работе с детьми младшего школьного возраста и ее значение в современной начальной школе; анализировать современную педагогическую и методическую литературу по технологии учебных предметов, изобразительного искусства и литературного чтения; определить особенности организации групповой и коллективной работы младших школьников на технологических курсах.
Предмет исследования: процесс формирования групповой и коллективной формы работы учащихся начальных классов на уроках технологии.
Современный рабочий день отличается широтой учебных целей. Помимо оснащения учащихся системой знаний, навыков и умений, на первый план в настоящее время выходят образование, личностное развитие, творческое мышление и методы обучения для самостоятельной и коллективной деятельности. Результатом творческой деятельности учащихся и учителей в школе являются выставки детских рисунков, коллекционных досок, дизайна, лепки и скульптуры из бумаги. В результате создается эстетически наполненная среда, которая приносит радость детям и взрослым, передает ощущение необходимости их творчества и дает возможность применить свои «основные способности». Способность к творчеству у школьников - высший показатель эстетической активности, предпосылкой которой является наличие художественной среды.
1.Особенности урока технологии в начальной школе
Практическое занятие (технология) в школе издавна считалось специфическим. По многолетней традиции принято подчеркивать их специфику, исходя из определения целей и задач. В частности, о приоритетных задачах этого учебного предмета во всех программах на протяжении многих десятилетий подряд: образование, трудолюбие, уважение к труду и к трудящимся; Знание профессий и подготовка к выбору профессии (профориентация). В последние годы добавилась задача технологического обучения учащихся. Следует отметить, что ни один другой учебный предмет не создает подобных проблем. Таким образом, специфика этой учебной дисциплины определяется прежде всего ее предполагаемой особой ролью в работе, профессиональном и технологическом образовании школьников. Однако такая интерпретация неверна. И пока так будет, общеобразовательная роль практических занятий не возрастет. Чтобы действительно изменить статус этого преподавания в современных школах и включить его в общеобразовательную систему, необходимо прежде всего пересмотреть факторы, определяющие его истинные характеристики.
С научной точки зрения, основная характеристика технологического образования ни в коем случае не в том, что оно может более интенсивно обучать детей работе, технологиям или трудолюбию. В конце концов, работа - это не просто практические, физические действия; а упорный труд предполагает наличие у человека таких личностных качеств, как организованность, воля и т. д., которые проявляются в любой производственной деятельности. Учеба, конечно же, является основным видом деятельности школьников. Учебная работа требует значительных умственных, эмоциональных и стенических нагрузок и вместе со всем образом жизни ребенка способствует формированию важнейших рабочих качеств, которые в дальнейшем определяют всю жизнь человека.
Технология - это частная сторона любого конкретного дела, поэтому освоение технологий осуществляется непосредственно в процессе изучения определенного вида деятельности. Чаще всего это происходит уже в период освоения определенной профессии. Например, педагогические технологии будут изучать выпускники, поступающие в педагогический вуз; Совершенно очевидно, что технологические классы вряд ли могут претендовать на особую роль в подготовке будущих учителей. Технологии производства шин, исполнения органов, пломбирования зубов и многие-многие другие, важные для национальной экономики и культурной жизни общества, также не могут быть объектом изучения на каком-либо конкретном уровне, не только в базовом образовании, но и в среднем образовании. Более того, их невозможно «привязать» к урокам технологий.
Поэтому научные подходы к определению содержания и методики практических занятий в начальной школе следует искать не в сфере так называемого производственного, ремесленного образования, а в областях, общих для всего учебного процесса: преимущественно в дидактике и теории воспитания. , в психологии познавательной деятельности - но с учетом специфики предмета.
Следует отметить, что тема технологий и, непосредственно, уроков действительно уникальна и чрезвычайно важна для общего развития школьников младших классов.
Особенностью предмета является то, что на занятиях в равной мере концептуальный (абстрактный), образный (наглядный) и практический (действенный) компоненты мыслительной деятельности занимают равное положение, фактически взаимодействуя друг с другом. Это подтверждают специальные исследования многочисленных отечественных ученых (Т.Н. Боркова, Т.И. Данюшевская, Т.В. Кудрявцева, Е.Г. Серебряной, Е.А. Фарапонова и др.).
Итак, можно возразить: если бы в начальной школе не было практических уроков, их следовало бы специально придумать, только для того, чтобы у детей была возможность полноценно и гармонично развиваться и осуществлять познавательную деятельность в тех формах и видах, которые запрограммированы самой природой.
Еще одна важная особенность технологических уроков - их исключительная роль в формировании социально значимых умений и творческих качеств личности.
Дело в том, что только на этих уроках ученики получают реальный опыт практической преобразующей деятельности, осваивают навыки определенных видов рукоделия. Умелый человек в наших условиях, наверное, нуждается в особом «выращивании». Значительное количество социальных проблем молодежи связано, в частности, с тем, что многие просто не умеют что-либо делать.
Соответственно, эти люди, не имея возможности найти себе применение, «отворачиваются» от общества, что часто приводит их к антиобщественному образу жизни. И, наоборот, человек, умеющий что-то делать своими руками, как правило, не склонен к праздности, умеет и стремится устроить свою жизнь творчески и оригинально, способен на яркую самооценку. выражение. Отсюда - «гордое достоинство» (по словам В. И. Белова), которое всегда было присуще мастерам; отсюда - гармония с собой и с окружающим миром. Мастерство развивает у детей вкус к творчеству, привычку к продуктивной деятельности со всеми вытекающими положительными последствиями для развития личности.
Неслучайно во всем мире так ценятся, поощряются и развиваются различные виды практического творчества. Неслучайно самых внимательных родителей интересуют всевозможные творческие кружки, школы, объединения, в которых ребенок может обучиться практическому творчеству [18].
Однако следует учитывать, что не все дети сейчас имеют доступ в такие кружки и школы. Причины тому разные: от занятости родителей и недостаточного учета полноценного развития детей до дороговизны обучения. К сожалению, в силу различных социальных обстоятельств в нашей стране выросло не одно поколение родителей, которые с трудом что-либо могут делать сами и не понимают важности подобных занятий с детьми. Следовательно, для многих школьников только общеобразовательная школа может стать настоящим помощником в практическом творчестве. Школа должна создать для ребенка основу, состоящую из соответствующих навыков и определенного уровня осведомленности (т.е. знать, что есть такие интересные занятия). И на этой основе возникнет в дальнейшем интерес, желание найти подходящий круг и т. д.
Поэтому совершенно очевидно, что уроки, извлеченные из практической работы, действительно могут способствовать более продуктивной социализации и социальной адаптации человека.
Также следует отметить, что эти уроки могут занять очень важное место в гармоничном, разностороннем развитии личности школьников, так как положительно влияют на разные структуры личности.
Влияние практической деятельности на умственное развитие уже отмечалось выше. Это связано с тем, насколько от учащегося требуется совмещать практические действия с решением задач, выполнением мысленных операций. На этих уроках, как правило, ставится задача воплотить в материале определенные дизайнерские и художественные задумки, конструктивную задумку. Для этого требуется умение устанавливать связи между элементами создаваемой конструкции на идеальном уровне и в соответствии с этим устанавливать связи между возможными действиями и их результатами, а также определять последовательность действий.
Методически развитая организация практической деятельности школьников, требующая решения дизайнерских и художественных задач, способствует развитию таких важных мыслительных качеств, как конструктивность и гибкость, активно формирует познавательные процессы и, следовательно, учитывает возраст. характеристики младших школьников, способствует их интеллектуальному развитию гораздо эффективнее, чем чисто абстрактная умственная деятельность.
Эстетическое развитие художественно-дизайнерской деятельности связано с тем, что ученики на всех ее этапах (от формирования дизайнерской концепции или анализа образцов до содержательной реализации идеи) тем или иным образом проявляют эстетическое отношение к его объекты, его условия, процесс и результаты работы. Выполнение задач дизайнерско-художественного плана предполагает учет основ композиции, способов ее гармонизации, правил художественного сочетания и особенностей художественного стиля [3].
Благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и окружающей среде в целом, развитии восприятия и эстетической оценки, художественного вкуса создаются, когда содержание работы учащихся строится с учетом правил проектирования.
Нравственное развитие учащихся в художественно-дизайнерской деятельности во многом связано с конкретным содержанием дизайна.
Во-первых, можно получить устойчивые представления о достойном образе жизни человека в условиях развития гармоничной жизненной среды.
Кроме того, развитию духовности и нравственности в дизайнерской деятельности способствует активное изучение образов и структур природных объектов, которые являются неиссякаемым источником идей для художника-дизайнера. Поскольку мир вещей возникает из мира природы и существует вместе с ним, уроки дизайна побуждают детей задуматься об отношениях между этими двумя мирами, о способах их сосуществования.
Конкретные и доступные факты школьникам помогают задуматься о гармоничном устройстве мироздания, где все взаимосвязано, красиво, мудро, сложно - и в то же время хрупко и ненадежно перед лицом неразумного и самоуверенного человека.
Среди всех учебных дисциплин именно практические занятия дают возможность рассмотреть проблему «Человек и природа» с достаточной серьезностью и глубиной на материале, доступном самому младшему школьнику. Способность применять сенсорный опыт и продуктивная дизайнерская деятельность помогает справиться с вышеуказанными проблемами не абстрактным способом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аппликационные работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 2021. - 192 c.
2. алямова, Э.М. Интегративный подход при подготовке будущих учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности в предметной области Технология / Э.М. Галямова. - М.: Прометей, 2018. - 532 c.
3. Гамзюкова, Т. А. Лучшие открытые уроки и внеклассные мероприятия для начальных классов с нотным приложением детских песен / Т.А. Гамзюкова. - М.: Феникс, 2020. - 384 c.
4. Дик, Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов / Н.Ф. Дик. - М.: Феникс, 2018. - 469 c.
5. Дмитриев, А. Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности / А.Е. Дмитриев. - М.: Прометей, 2020. - 427 c.
6. Зименкова, Ф. Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях / Ф.Н. Зименкова. - М.: Прометей, 2018. - 915 c.
7. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М.: Учитель, 2019. - 256 c.
8. Лободина, Н.В. Математика. Окружающий мир. Технология. 3 класс. Рабочие программы по учебникам А.Л. Чекина, О.Н. Федотовой, Т.М. Рагозиной. УМК «Перспективная начальная школа». ФГОС / Н.В. Лободина. - М.: Учитель, 2021. - 949 c.
9. Лутцева, Е. А. Технология. 1 класс. Органайзер для учителя. Сценарии уроков / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2021. - 208 c.
10. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. - М.: Каро, 2017. - 375 c.
11. Николаенко, Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах / Н.Н. Николаенко. - М.: ЦГЛ, Сервисшкола, 2020. - 171 c.
12. Современные методы на уроках технологии. Кейс-метод: проблемное и проектное обучение. ФГОС. - Москва: Мир, 2018. - 234 c.
13. Составитель Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах / Е.И. Составитель. - М.: Учитель, 2019. - 643 c.
14. Терешина, Л. В. Деятельностный метод обучения. Описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / Л.В. Терешина, И.Н. Корбакова. - М.: Учитель, 2017. - 120 c.
15. Технология. 1 класс. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. - М.: Просвещение, 2021. - 886 c.
16. Хапилина, И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / И.А. Хапилина. - М.: Учитель, 2020. - 200 c.
17. Чернобай, Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде / Е.В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2020. - 474 c.
18. Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 112 c.
19. Шевченко, Н. И. Педагогические технологии. Социализация школьников на уроках обществознания / Н.И. Шевченко. - Москва: РГГУ, 2021. - 208 c.