Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование правильных пространственных представлений является одной из задач развития
ребенка дошкольного возраста. Данная проблематика актуальна в области разнообразных наук,
таких как психология, педагогика, методика развития математических представлений
дошкольников. Умение ориентироваться в пространстве лежит в основе познавательной
деятельности детей.
Пространственные представления служат необходимым задатком для дальнейшего обогащения
знаний об окружающем мире, а также успешному овладению знаниями, умениями и навыками,
математическими понятиями, которые необходимы для последующего обучения в школе.
«Ориентировка в пространстве» – один из подразделов по формированию элементарных
математических представлений (ФЭМП) образовательной области «Познавательное развитие»
дошкольной образовательной программы. Но это не значит, что данная тема только
математическая. Педагог должен использовать разнообразные виды деятельности при
3
совершенствовании пространственных представлений детей на непосредственно
образовательной деятельности (НОД) по ФЭМП, на изобразительном искусстве, музыке и
физкультуре, а также индивидуальных занятиях и в режимных моментах, отличных от НОД: на
утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных
играх.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Пространственные представления у дошкольников.
Психологические основы развития пространственных представлений. Пространственные
представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины,
местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела,
относительно окружающих предметов.
Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с
окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека,
охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой
важнейшее свойство человеческой психики.
Над этой проблемой работали многие известные специалисты в области дошкольной психологии
и педагогики. Определенные закономерности в развитии пространственной ориентировки у детей
дошкольного возраста были установлены в исследованиях Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьева, А. А.
Люблинской, Т. А. Мусейибовой и др.
Процесс формирования ориентации ребенка в пространственных признаках достаточно
многогранен. Он включает в себя как формирование знаний о размерах, форме предметов, так и
способность различать размещение предметов в пространстве, понимание разнообразных
пространственных отношений и т.д.
Пространственные представления, хотя и возникают достаточно рано, являются более сложным
процессом, чем умение различать качества предметов. В формировании пространственных
представлений и способов ориентации в пространстве участвуют разнообразные анализаторы
(кинестетический, обонятельный, вкусовой, зрительный, слуховой). В развитии маленьких детей
особая роль отводится кинестетическому и зрительному анализаторам [2, с. 15].
Пространственная ориентация происходит на основе непосредственного восприятия пространства
и речевого обозначения пространственных категорий (места размещения, отдаленности,
пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации
входит оценка расстояния, размера, формы, взаимного размещения предметов и их положения
относительно субъекта.
В психолого-педагогических исследованиях на современном этапе указывается на особую роль
пространственных представлений, восприятий в формировании познавательной деятельности
ребенка, в развитии его сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Овладение
детьми дошкольного возраста различными видами пространственной ориентировки повышает
4
результативность и качество таких видов деятельности, как познавательной, трудовой,
продуктивной, творческой, игровой [2, с. 17].
Ковалец И.В. отмечает особое значение владения дошкольниками пространственными
ориентировками в трехмерном и двухмерном пространстве для качественной подготовки их к
школьному обучению. В содержании программы по математике в старшем дошкольном возрасте
происходит выработка умений ориентироваться в ученической тетради. Формируется умение
рисовать, ориентируясь на клетки, умение видеть готовый рисунок, определять пространственное
расположение его элементов на странице. Эти умения будут востребованы с самых первых дней
обучения ребенка в 1 классе. Для качественного овладения письмом, чтением, математикой в
школе детям необходимо ещё в дошкольный период хорошо научиться ориентироваться в
окружающем пространстве, знать основные направления, уметь оценивать пространственные
отношения и расстояния [6].
В дошкольный период у детей начинают формироваться первоначальные знания из области
геометрии. В основе геометрических представлений лежат умения ориентироваться «на себе»,
«от себя», «от других объектов», «по основным пространственным направлениям». Эти умения
формируются в определенной последовательности, где одна система пространственного отсчета
становиться основанием для овладения следующей системой. Такая планомерная работа по
формированию элементарных знаний о геометрическом пространстве позволит детям лучше
понять элементы геометрии в школе.
1.2. Средства развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем
ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной,
онтогенетически более ранней системой ориентации в пространстве является схема тела.
Освоение пространственных характеристик среды осуществляется на основе представлений о
схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном пространстве.
Сначала у ребенка начинает формироваться представление о собственном теле
(соматотопические (принцип организации на кору большого мозга периферических
рецептирующих систем) (представления) и о расположении внешних объектов по отношению к
собственному телу, которое происходит через ощущения напряжения и расслабления мышц,
ощущение от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка
со взрослым. Ребенок начинает понимать, что означает «быстрее», «вверху», «рядом», только
после того, как это поймет его тело, то есть вследствие превращения телесно¬гностического
пространства в зрительно-гностическое.
Когда малыш еще только тянется к погремушке, у него начинает формироваться представление о
собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к нему.
В книге отечественного психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие
образуется, когда сформируются ощущения». А значит, в первые годы жизни ребенка нужно
сформировать у него ощущение пространства.
Поэтому на начальном этапе коррекционно-развивающей работы с детьми с неполной
сформированностью пространственных представлений важно использовать упражнения,
5
направленные на развитие представлений о схеме собственного тела, таким образом создавая
предпосылки и основу для формирования более сложных систем ориентации в пространстве.
С появлением речи становится возможным вербальное обозначение пространственных
отношений и понимание слов «дальше», «вверху», «сзади» и т.п. сначала по отношению к себе, а
потом по отношению к другим объектам.
С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко»,
«далеко» восприятие пространства поднимается на новый качественно более высокий уровень —
расширяются и углубляются пространственные представления.
На следующем этапе ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве
окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например, в пространстве листа. Ребенок
начинает понимать, что «верх» — это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может
быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально. Последний этап формирования
пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом
квазипространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и
символов. Например, нотная запись, представления о времени, понимание логикограмматических конструкций («собака хозяина» или «хозяин собаки»; правильный ответ на
вопрос: «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»). Понимание квазипространственных
отношений также помогает понять смысл художественных текстов.
Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и
тесно взаимодействуют между собой.
Существенный вклад в создание дидактических игр и включение их в систему обучения
дошкольников началам математики (в частности умение ориентироваться в пространстве с
использованием соответствующих систем отсчета) внесли Т. В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А. И.
Сорокина, Л. И. Сысуева, М. К. Сай, Е. И. Удальцова, А. М. Леушина, М. Н. Перова, Т. К. Жигалкина,
Е. И. Щербакова, А. В. Белошистая и другие.
ГЛАВА 2. ИГРЫ НА ЛИСТЕ БУМАГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Игры на листе бумаги для дошкольников
«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по формированию у детей
элементарных математических представлений.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ построена на основе содержания программы
развития и воспитания в детском саду «Детство» (Т.И. Бабаева, В.И. Логинова и др.),
математический блок которой разработан известными учёными в области теории и методики
формирования элементарных математических представлений у дошкольников З.А. Михайловой и
Т.Д. Рихтерман. Раздел «Ориентировка в пространстве» по программе «Детство» выделен со
второй младшей группы: дети учатся ориентироваться «на себе» (освоение схемы собственного
тела, левая и правая рука), различать пространственные направления «от себя» (выше/ниже,
вверху/внизу, справа/слева, впереди/сзади, рядом, в ряд, друг за другом). В средней группе
продолжают осваивать пространственные отношения (в направлении «от себя», от других
6
объектов), в старшей группе учатся определять своё местонахождение среди окружающих
объектов, в подготовительной – упражняются в установлении пространственных отношений на
листе бумаги, плане, схеме. Мы видим, что задачи обучения постепенно и последовательно
усложняются.
Необходимо отметить, что задачи развития ориентировки в пространстве в программе «Детство»
реализуются не только через образовательную область «Познание ФЭМП», но и через другие
образовательные области («Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура»,
«Музыка», «Социализация» и т.д.). Обратимся к исследованиям ученых — психологов и педагогов.
Сквозная мысль «овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой
повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой,
трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности». Так, например, в
разделе «Развиваем речь детей» (ОО «Коммуникация») для детей младшего дошкольного
возраста ставится задача - активно осваивать и использовать в разговорной практике
необходимые для успешного общения пространственные предлоги (за, под, перед), а качество
рисунка младшего дошкольника в значительной степени определяется композиционным
построением, эстетическая выразительность — симметрией, ритмичностью чередования
элементов (ОО «Художественное творчество»). Овладение пространственной координацией
улучшает качество выполнения упражнений — музыкально-ритмических, физкультурных (ОО
«Музыка», «Физическая культура»). И последнее: освоение Правил дорожного движения
совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой) и
в программе «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.) данный раздел также
выделен с младшей группы, а в программах «Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова и др.) и
«Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.) - со средней группы.
Так, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» для формирования
пространственной ориентации у детей второй младшей группы ставятся следующие задачи:
различать правую и левую руки; определять пространственные направления от себя
(справа/направо, слева/налево, впереди/вперед, вверху/вверх, внизу/вниз). В этой программе,
как и в программе «Детство», задачи по формированию представлений о пространстве
встречаются и в других разделах программы. Например, в разделе «Предметное окружение»
детей четвертого года жизни учат определять расположение предметов по отношению к ребёнку
(далеко, близко высоко), а в разделе «Грамматический строй речи» дети усваивают такие
пространственные предлоги, как: в, на, под, за, около.
В программе «Истоки» при ориентировке в пространстве трёхлетние дети учатся различать и
указывать пространственные направления от себя (вперед, назад, сзади, направо, налево, слева) в
непосредственной близости или в ближайшем окружении. Четырёхлетние дети не только
указывают, но и двигаются в указанном направлении. Кроме того, они определяют положение
того или иного предмета по отношению к себе.
2.2. Использование игр на листе бумаги для развития пространственных представлений у старших
дошкольников
7
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному
ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетическим, зрительного и
слухового анализаторов входе совершения различных видов деятельности ребёнка,
направленные на активное познание окружающей действительности.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной
связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей,
с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим
совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления
находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной,
конструктивной и бытовой деятельности детей.
Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием
речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений
пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.
Формирование у дошкольников математических представлений, в особенности
пространственных, должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе
которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести
элементарную, прочную основу ориентировки в основных понятиях. Поэтому одним из средств
развития пространственных представлений можно считать игры на листе бумаги.
Основная форма работы по формированию математических представлений — занятия. На
занятиях решают большую часть программных задач. У детей формируют в определенной
последовательности представления, вырабатывают необходимые умения и навыки.
Большое значение придают организации наблюдений за количественной стороной окружающего,
использованию детьми знаний и навыков математического содержания в разных видах детской
деятельности.
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые
упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические
представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например, в работе
по развитию ориентировки в пространстве.
С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально, чтобы не допустить
их отставания от остальных ребят.
Особое внимание уделяют индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу
особенностей развития не могут усваивать на занятии новые знания наравне со всеми. С ними
ведут работу с некоторым опережением, чтобы подготовить к работе на занятиях.
Активная деятельность детей на занятиях обеспечивается в первую очередь правильным
сочетанием работы над новым материалом и повторным, чередованием видов работы и форм ее
организации, т. е. структурой занятия.
Структура занятия определяется объемом, содержанием, сочетанием программных задач,
уровнем усвоения соответствующих знаний и навыков, возрастными особенностями детей.
Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами —
дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных,
8
музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру
«Куда пойдешь и что найдешь?». В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте.
Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек.
Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое
действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в
процессе активного передвижения изменять направление, например, дойти до стола, повернуть
направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную
игрушку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пространственные представления — это представления о пространственных и пространственновременных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и
владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления
необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам,
которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их
последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
Пространственные представления имеют большое значение для формирования практически всех
высших психических функций: праксиса (адекватно координируемое действие,
сопровождающееся развернутым контролем), гнозиса (процесс опознания стимулов разной
модальности), устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления.
Планомерная и систематическая организация образовательного процесса в детском саду по
формированию у детей правильных пространственных ориентировок посредством использования
дидактических игр и упражнений, особенно в старшем дошкольном возрасте, предупреждает
возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при
усвоении разнообразного учебного материала на уроках чтения, письма, рисования.