Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание – это очень сложный и длительный процесс. Воспитание детей в семье на современном этапе развития человеческого общества по-прежнему остается одним из актуальных вопросов.
Семья остается по-прежнему тем главным университетом воспитания, с окончанием обучения в котором человек, хоть и маленький, получает звание «индивида». А каким получится этот индивид, зависит от стараний и умений самих родителей. Они же в лице ребенка и его первые педагоги. Каждая семья хочет для своего ребенка самого лучшего. Однако, зачастую все сводится лишь к тому, чтобы вкусно покормить, красиво одеть и научить некоторым манерам поведения.Но проблемы воспитания в семье ребенка так не решаются. Детям нужно нечто большее, чем средства для роста и существования. Ребенок нуждается в воспитании, а это означает, что ребенок сможет вскоре применять полученные навыки в самостоятельной деятельности — среди сверстников и других¸ взрослых, отличных от его родителей по статусу, характеру и т.п.Влияние семьи на воспитание ребенка, таким образом, очень велико. Только в семье ребенок получает необходимые ему для социализации навыки поведения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования отношений с родителями детей в младшем школьном возрасте
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием. В данный возрастной период как показывает практика современных ученных, происходит формирование и укрепление основных черт личности, особенностей развития.
Итак, восприятие ребенка младшего школьного возраста изменяется, а именно происходит смена предметного восприятия на сенсорное. У старшего дошкольника чётко складывают образы и представления о предмете. Внимание к 6-7 годам становится более устойчивым и носит скорее произвольный характер. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе памяти, несмотря на то, что память все же остается непроизвольной, и отчасти они лучше запоминают тот материал, который им был наиболее интересен, все же прочность запоминания возрастает. Важной особенностью в развитии памяти становится преднамеренное запоминание, то есть если поставить перед младшим школьником цель, направленное на запоминание того или иного материла, то он с легкостью справиться с этим заданием даже если не будет испытывать сильного эмоционального интереса [3].
В возрасте 6-7 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения
Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения.
Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.На окончания старшего дошкольного возраста и начала младшего школьного возраста любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы [6]. В тоже время как указывают исследователи, без специально организованной работы развитие любознательности у детей затруднено. Недостаточное развитие любознательности проявляется в пассивности в познавательной деятельности, несформированности интересов и способов познания. Интересы у детей могу носить неустойчивый характер, быстро угасать.
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению младшего школьника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми [7]. Постепенно младший школьник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого.
1.2. Понятие семьи и ее характеристики
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. В социологии понятие «семья» обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака. Закон РФ трактует семью как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.
Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону [12].
В российской педагогике воспитание связывается с развитием духовно-нравственной сферы и ставит перед собой цель вырастить ребенка мыслящим, доброжелательным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира. Острота проблемы кризиса духовно-нравственных идеалов, разрушения личности детей школьного возраста исследуется многими учеными. С.Я. Рубинштейн считает, что «духовность» — это состояние внутреннего мира человека.
1.3.Авторитет и функции семьи
Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.
Огромное значение семья оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в детских садах, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до ребенка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт родители, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности ребенка.
Родители, бабушки и дедушки закладывают:
умение любить;
понимание своих традиций;
отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
умение ценить помощь и оказывать её самому;
линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично[11].
Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.
Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.
Глава 2.Эмпирическое исследование особенностей воспитания детей младшего школьного возраста в семье
2.1. Диагностика детско-родительских отношений
При проведении эмпирического исследования мы провели на начальном этапе диагностику детско-родительских отношений на примере семьи.
Эмпирическая база: семья из г.Саратова, семья полная, дочери Насте 8 лет, учится в первом классе. Есть двухлетний брат.В последнее время маму Насти очень тревожит поведение дочери, которая перестала ее слушать, часто проявляет агрессивность.
Для диагностики нами был выбран модифицированный вариант методики «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений снимает основные трудности проведения и интерпретации результатов.
Смысл методики заключаются в том, что родители заполняют анкету с начатыми предложениями. Это помогает им сформулировать свои отношения с ребенком, определить и выделить положительные и отрицательные их стороны. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности детско-родительских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка [14].
По результатам методики «Родительское сочинение» становится возможным выявление родительской позиции в семьях школьников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя.
В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация "Мы - взаимодействия"» (Приложение 1).
Протокол сочинения мамы Насти С. Представлен в Приложении 2.
Анализ результатов. При анализе, выяснено, что тип общения с ребенком – конфликтный. Основным характерным отличием образа ребенка при конфликтном типе взаимодействия является то, что он менее дифференцирован, по сравнению с другими типами. Интересно, что при прямой оценке особенностей ребенка родителей в основном волнует развитие определенных способностей (спорт, музыка) и физическое благополучие ребенка (хорошо кушает, здоров, красив). При сравнении своего ребенка с другими детьми большинство родителей говорят о его коммуникативных качествах. Отмечают, что их ребенок лидирует, старается со всеми подружиться, найти общий язык. Та же ситуация наблюдается и в образе идеального ребенка: также представлены категории, связанные с физическим благополучием (будет сильным, будет заниматься спортом), коммуникативными качествами (будет лидером, будет много друзей) и развитием способностей (изучит любую науку). Опасения родителей в будущем связаны с физическим благополучием (здоровье) и послушанием ребенка (будет непослушен, капризен).
2.2.Методики и рекомендации по воспитанию детей в семье
Известные российские педагоги Г. И. Щукина, В. А. Сластенин и Ю. К. Бабанский выделяют такие методы семейного воспитания: убеждение; требование; поощрение; наказание; похвала; подражание: повторение. Эти же формы воспитания выделяет психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в своих работах: «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком», «Большая книга общения с ребенком».
Убеждение. Оно должно быть четким и логичным, сказанным в нужный момент. Опытные родители знают, каким образом можно затронуть сознание, определенные чувства, эмоции ребенка. Не только словом можно убедить, но и примером любимых героев книг и кинофильмов, произведениями искусства, а главное — хорошим примером. В частности, собственный опыт убеждает детей лучше всего.
Требование. Без них воспитание невозможно. Практически у всех детей есть обязанности по дому, которые усложняются в зависимости от возраста. Отец с матерью всегда контролируют их исполнение, помогают, если это необходимо. Требования должны быть озвучены спокойным, категоричным тоном. Родители требуют одно и то же, не отменяя и не изменяя ранее сказанное.
Поощрение. Одобрять, хвалить, показывать свое доверие – это все необходимо чаду во время развития и формирования личности. Умеренное количество замечаний, сказанных одобрительным тоном, стимулирует к новым правильным, хорошим поступкам, действиям.
Похвала. Одобрительные слова необходимы, но их должно быть достаточно, иначе чрезмерная похвала приведет к завышенной самооценке. Похвала должна соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям ребенка. Здесь важным является степень доверия к детям. Если родители доверяют им, следовательно, уважают. Нельзя говорить ребенку, что он не справится, ему что-то не по силам, ему нет доверия – такие слова ослабляют волю, замедляется развитие чувства достоинства.
Наказание. Педагоги рекомендуют: наказания не должны быть частыми и в большом количестве; уважать личность ребенка; учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности; наказывать справедливо, сначала выяснив причины, мотив действия; наказание должно соответствовать отрицательному поступку; всем членам семьи принимать участие в воспитании. Важно заметить: в качестве наказания взрослым нельзя отменять то, что они обещали сделать ранее (сходить всей семьей в парк, кино и т. п.), иначе доверие будет потеряно.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.
По мнению многих ученых, изучение человеческих отношений, стало «проблемой века». Для такой науки как психология проблема взаимоотношений является одной из ключевых. Особенно необходимо выделить взаимоотношения такой возрастной категории как младшие школьники. Изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками приобретает большое значение и актуальность.
Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Именно межличностные отношения играют важнейшую роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие / Т.П. Авдулова, О.В. Гребенникова. - М.: Владос, 2014. - 96 c
2. Акулова, О. В. Образовательная область "Социализация. Игра": моногр. / О.В. Акулова, О.В. Солнцева. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 176 c.
3. Андреева, С.В. Мониторинг социализации воспитанников / - М.: Учитель, 2012. - 112 c.
4. Бабаева, Т. И. Образовательная область "Социализация". Как работать по программе "Детство" / Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 256 c.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011. 398 с
6. Брутман, В.И., Варга, А.Я., Хамитова, И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова// Психологический журнал. – М., 2000. - Т. 21, №2. - С. 79-87.
7. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Методическое пособие ФГОС 15г.: моногр. . - Москва: Высшая школа, 2015. - 652 c.
8. Все о младшем школьнике. Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей. - М.: Вентана-Граф, 2020. - 400 c.
9. Горева О.М., Осипова Л.Б. Семья как фактор влияния на становление личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: www.science-education.ru/121-19607.
10. Дошкольный и младший школьный возраст. Особенности учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://www.cdrspas.ru/deloN3231 (дата обращения: 31.03.2021)
11. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2020. - 128 c.
12. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.
13. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2012. - 116 с.
14. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: Характеристика общения школьников разного возраста; Воспитание в контексте социализации; Религиозные организации и диссоциальное воспитание; старшеклассник и среда: Учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик. - Москва: Мир, 2001. - 320 c.
15. Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21403 (дата обращения: 25.03.2019).
16. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на примере юга Тюменской области) // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2013. - № 2. - С. 204-206.