Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный мир отличается динамикой, в жизни общества постоянно происходят изменения, поэтому одной из наиболее актуальных проблем современности является патриотическое воспитание и формирование ценностного отношения к своей Родине подрастающего поколения.
В настоящее время важной составляющей учебно-воспитательного процесса является формирование ценностного отношения к Родине, формированию межнациональных отношений, чувства гордости и сопричастности к культуре своего народа. Именно возвышающиеся чувства патриотизма способствуют появлению ответственности за судьбу своего народа и Родины в целом, сохранения материальных и духовных ценностей общества. Центральным понятием воспитания на данном этапе можно считать «патриотизм». Что подразумевает любовь к Родине, стремление сохранить и приумножить духовные и материальные ценности своей страны, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга.
Воспитание патриотизма у старших дошкольников является одной из важных задач современного воспитания.
Одной из составляющих патриотизма является любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине.
Старший дошкольный возраст характеризуется высокой восприимчивостью ко всему, что находится за пределами личности ребёнка, именно в этом возрасте дети верят в истинность того, что изучают, осознают, что нравственные нормы являются обязательными и необходимыми для исполнения. На этом возрастном этапе появляется возможность для последовательного и систематического этического, нравственного, патриотического воспитания детей.
Зная все эти особенности и основываясь на психических новообразованиях ребенка, педагог стремится последовательно воспитать чувство патриотизма, ценностного и бережного отношения к стране и наконец, малой родине.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает в программе внеурочной деятельности вовлечение учащихся в разнообразную деятельность, что в свою очередь предполагает большие возможности для формирования и развития у дошкольников представлений о своей малой Родине, а также сформированности основных элементов гражданско-патриотического сознания.
Формирование ценностного отношения к малой родине дошкольников будет успешнее, если рассмотреть его особенности. Такие как:
– реализация комплекса мероприятий по формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности;
– использовать психолого-педагогические приёмы патриотического воспитания – участие детей вместе с родителями в поисково-исследовательской деятельности, направленной на воспитание любви и уважения к малой родине.
Проблема формирования знаний о своей малой родине в старшем дошкольном возрасте рассматривается в трудах таких авторов, как Н.А. Абрамова, Е.Е. Бодурова, Д.В. Григорьев, Н.А. Волкова, Т.В. Волчанская, А.Я. Данилюк, М.О. Есенова, К.В. Зелинский, Н.Б. Крылова, Б.В. Куприянов, В.И. Лутовинов, Н.Н. Морозова, М.Ю. Новицкая, И.А. Пашкович, Р.М. Понтелей и др. Анализируя труды данных авторов, можно сделать вывод о важности воспитания интереса к истории своей малой родины, к ее национальным и культурным особенностям.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания.
Предмет исследования - модель формирования знаний о малой родине у детей.
Цель исследования – выявить особенности формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ путей формирования знаний у детей дошкольного возраста как проблема умственного воспитания;
2) определить особенности формирования знаний о малой родине у детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать средства формирования знаний о малой родине у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования использовались следующие теоретические методы: изучение, анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавателей; поиск информации, сравнение и классификация полученной информации.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводам к главам, заключения, библиографического списка использованных источников литературы и приложений.
Объем работы: 25 страниц печатного текста.
1. Формирование знаний у детей дошкольного возраста как проблема умственного воспитания
Старший дошкольный возраст - самый благоприятный для систематического формирования любви к родному краю, ведь именно в этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире .
Именно в период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-этической основы личности ребенка, развитие его эмоций, ощущения мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире.
Дошкольное учебное заведение выполняет важную роль в воспитании детей, формировании в них любви к родному краю, исторической памяти, духовности, национального характера. Ведь все, что закладывается ребенку в период обучения и воспитания в детском саду определяет в дальнейшем успех процесса формирования личности, его мировоззрения и общего развития.
В основе системы развивающего обучения лежит представление о развитии ребенка как субъекте личной деятельности. А это значит, что главная цель обучения - обеспечить развитие ребенка. Главная задача педагога, изучая личные учебно-познавательные возможности ученика, определить индивидуальную зону ближайшего развития ребенка, помочь формированию еще не сформированных способностей.
Умственное воспитание заключается в обогащении знаний ребенка, развития мыслительних процессов, формировании умения находить, осмысливать, интерпретировать и использовать в соответствии с потребностью информацию. Его успех зависит от характера усваиваемых знаний, от средств и методов, которыми пользуется воспитатель, его умения настраивать ребенка на постоянное интеллектуальное развитие и продуктивную интеллектуальную деятельность. Эти аспекты являются составляющими содержания умственного воспитания.
Содержание умственного воспитания – формирование у детей определенного объема знаний о предметах и явлениях (общественной жизни, природе, человеке и тому подобное), способов мыслительной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать) . Наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не отдельных знаний и умений, а определенной их системы и общих форм умственной деятельности, которые являются основой умственного развития.
Для умственного воспитания важно обеспечить получение ребенком системных знаний - организованных в определенной последовательности и полноте знаний, что позволяет рассматривать и использовать их как единое целое.
Ориентация на систематизацию способствует актуализации предварительно полученных знаний и глубокому пониманию формирующихся. В процессе усвоения систематизированных знаний возможно формирование общей стратегии познавательной деятельности детей - от выделения предмета до установления его связи с другими предметами, наряду с которыми он существует. Впоследствии происходит анализ его отдельных свойств в системе функциональных связей с другими предметами. Следовательно, необходимым элементом содержания умственного
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Н.А. Патриотическое воспитание школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 20.09. 2009 / Н.А. Абрамова. – М.: Изд-во МГУ. 2009. – 56 с.
2. Бодурова, Е.Е. Программа внеурочной деятельности для 2 класса [Текст]: пособие для учителя / Е.Е. Бодурова. – М.: Дрофа, 2011. – 125 с.
3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. –223 с.
4. Волкова, Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников [Текст]: автореферат / Н.А. Волкова. – Ленинград: Изд-во ЛГПУ, 1983. – 151 с.
5. Волчанская, Т.В. Семья как социокультурное пространство гражданско-патриотического воспитания [Текст] / Т.В. Волчанская. – Волгоград: Учитель, 2006. – 164 с.
6. Данилюк, А.Я. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
7. Есенова, М.О. Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника [Текст] / М.О. Есенова // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1217-121
8. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников [Текст] / К.В. Зелинский. – М: Глобус, – 2018. – 111 с.
9. Концепция духовно–нравственного воспитания и развития российских школьников [Электронный ресурс]: городской методический центр, 2018. – Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ (дата обращения 13.05.2018)
10. Крылова, Н.Б. Гражданское образование как новое и хорошо забытое старое [Текст] / Н.Б. Крылова // Народное образование. – 2016. – №1. – С. 48 - 55
11. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы / Б.В. Куприянов // Народное образование. – 2017. – №5. С. 59-62.
12. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодёжи [Текст] / В.И. Лутовинов. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 170 с.
13. Макаев, В.В. Воспитание духовности как педагогическая проблема [Текст] / В.В. Макаев. – Пятигорск: ПГЛУ, 2004. – 228 c.
14. Морозова, Н.Н. Формирование патриотического отношения к малой Родине [Текст]: литературное краеведение / Н.Н. Морозова // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 45 - 48
15. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. – 2019. – № 1. – С. 8-15
16. Новицкая, М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе [Текст]: метод.пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова. – М.: Дрофа, 2010. – 154 с.
17. Абросимова, Г.Н. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности [Текст] / Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004. – 208 с.
18. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание [Текст] / И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2018. – 162 с.
19. Понтелей, Р. М. Как воспитать у детей народные ценности [Текст] / Р.М. Понтелей. – М.: Просвещение, 1993. – 213 с.
20. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. – 2017. – №1. – С. 219-226.
21. Репринцев, А.В. Формирование патриотизма как проблема дошкольного и школьного воспитания [Текст] / А.В. Репринцев // Начальная школа. – 2017. – № 6. – С.84-86
22. Савинова, Л.Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине [Текст] / Л.Ю. Савинова. – С.: Пб, 2003. – 198 c.
23. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 175 с.
24. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды [Текст] / В.П. Тугаринов. – Л.: Ленинградский университет, 1998. – 344 с.
25. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Учпедгиз, 1950. – 668 с.