Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Глобальные изменения в разных сферах жизнедеятельности, динамичность и глубина преобразований окружающей действительности, расширение информационного пространства влияют на рост активности человека в осознании личностно-значимых и мировых процессах. Реальная ситуация существования человека в современном мире требует его качественных изменений. Поэтому актуальной является проблема развития творческих качеств личности, формирования креативности, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Ученые разных стран придают большое значение не только в художественно-эстетическом, но и в общем развитии личности. Накопленные отечественными и иностранными исследователями факты позволяют предположить, что художественно-эстетическая деятельность ребенка положительно влияет на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Таким образом, приобщение к искусству является мощным средством влияния на становление и развитие личности.
Повышение качества эстетического воспитания младших школьников в современных условиях в значительной степени зависит от изучения, обобщения и творческого переосмысления историко-педагогического опыта по названной проблеме и дальнейшего использования его отдельных положений в учебных заведениях.
Существует большое количество форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография стоит на особом месте в этом ряду. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, позволяют гармоничное пластическое развитие в особенности классический танец. Этот вид хореографии обладает возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для гармоничного духовного и физического взросления человека.
Синкретичность танцевального искусства предполалает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и манеры поведения в обществе, знакомит с актерским мастерством; но в то же время сохраняет и развивает здорового гражданина, что особо актуально на сегодняшний день.
Различным аспектам проблемы эстетического воспитания детей посредством танца посвящено историко-педагогические труды Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, Т.В. Пуртуровай, Л.Л. Раздрокиной, Н.П. Сакулиной, И.П. Сметанкиной, Г.Г. Солодовой, А.М. Струнинга, Е.А. Флериной и др.
Учитывая неоспоримую ценность существующих достижений ученых, отметим, что проблема эстетического воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности средствами хореографического искусства еще не нашла достаточного освещения в научной литературе и педагогической практике. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего изучения эстетически-воспитательных возможностей хореографического искусства, определение его сущности, выявления компонентов эстетической воспитанности в процессе хореографической деятельности, а также теоретическому обоснованию педагогических условий и разработке методических рекомендаций по успешному решению проблемы эстетического воспитания школьников средствами хореографии.
Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, а предметом - влияние системы творческих заданий на процесс активизации художественно-эстетических навыков.
Цель исследования: изучить особенности формирования эстетической культуры младших школьников.
Проблема, объект, предмет определили постановку следующих задач:
- рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста
- охарактеризовать сущность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;
- проанализировать методы работы педагогов в процессе развития творческой личности младших школьников средствами эстетического воспитания;
- выявить особенности эстетического воспитания младших школьников средствами хореографического искусства танца.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по школьному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены педагогические условия успешности формирования эстетической культуры.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Список литературы содержит 25 источников.
Объем работы: 27 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1 Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Дети не рождаются добрыми или злыми, смелыми или трусами, любознательными или индиферентными ко всему, что их окружает. В наследство от родителей они получают определенные анатомо-биологические задатки, которые являются основой для их дальнейшего умственного и физического развития. Переданы родителями природные задатки могут развиться в определенные способности лишь при благоприятных условиях целенаправленного учебно-воспитательного воздействия.
Общественные изменения, особенности научно-технического прогресса, эколого-экономические проблемы последних лет существенно повлияли не только на поведенческие характеристики взрослого человека, но и отразились на детском возрасте. Практика работы с детьми, их действия и поведение, исследование проблемы развития младших школьников показали, что ребенок за последние десятилетия очень изменился.
Современный ребенок стала более любознательным, легко поддается обучаемости, может овладеть значительно большей информацией, чем считалось ранее, он стала более пластичным в умственной и физической плоскостях. Это открывает новые перспективы расширения познавательного содержания программы воспитания и обучения. В то же время возможности ребенка не безграничны, они определяются возрастными и психофизиологическими особенностями его развития .
Младший школьный возраст является особенным, сенситивным периодом для умственного развития ребенка. Особенность его заключается в том, что в процессе умственного развития не столько важен объем конкретных знаний, приобретенных ребенком, сколько сформированный познавательный интерес и развитые разговорные действия (умение рассуждать, анализировать, объяснять, обобщать, систематизировать, доказывать, выражать свои мысли). Познавательный интерес становится движущей силой для выявления нового, наблюдения, исследования, изучения всего, что окружает ребенка. Объяснение им неизвестного, исследуемого совершенствует его умственные действия, нацеливает на соответствующие положительные поступки.
Следует подчеркнуть, что дети – исследователи от рождения, от природы, и их интересует все. Детям нравится изучать окружающий мир, познавать и исследовать его. Это так интересно узнать о неизвестных предметах, такие как песок, камни, листья, воздушные шарики, пуговицы, пульт от телевизора, липучка, клей, и др., каждый из которых наделен своими свойствами и возможностями.
Способность исследовать мир и систематизировать подходы к его изучению называют познавательным (гносеологическим) мышлением. Развитие познавательного мышления начинается с любознательности, которая свойственна почти всем детям и которая, к сожалению, проходит с возрастом. Дети прикладывают определенные усилия, чтобы познать мир, получить новые знания. И не всегда могут правильно их объяснить, а тем более – использовать. Поэтому очень важными в работе с детьми является умение воспитателя ставить вопрос об окружающем мире, поощрять и организовывать наблюдения за всем, что окружает ребенка, ставить эксперименты и объяснять их .
Дети младшего школьного возраста характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития. У ребенка уже очерчивается круг элементарных обязанностей (почистить зубы, убрать игрушки, сложить, упорядочить обувь и др.). Меняются взаимоотношения со взрослыми: через
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной источников
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 336 с.
2. Ветлугина Н.А. Общие вопросы художественного творчества ребенка. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2012. – 48 с.
3. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему: Основы педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика,1990. – 200 с.
4. Громов Ю.И. Воспитание танцем / Ю.И. Громов. – СПб.: ГУП, 2004. – 210 с.
5. Кулагина Г.И. Развитие эстетического опыта и основ исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа До и после. – 2010. – №5. – С.37 – 40.
6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания младших школьников / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
7. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 2013. – 96 с.
8. Мильталер Ю. Что такое красота? Введение в эстетику / Ю. Мильтатер. пер. с нем., изд. 2-е, стереотип. – М.: Комкнига, 2007. – 120 с.
9. Педагогический словарь / под ред. Ярмаченка М.Д. – М.: Пед. мнение, 2011. – 514 с.
10. Программа развития детей младшего школьного возраста «Уверенный старт» / Под ред. Б.М. Жебровский. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 155 с.
11. Пуртурова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Т.В. Пуртурова. – М.: Владос, 2003. – 256 с.
12. Раздрокина Л.Л. Танцуйте на здоровье Танцевально-игровые тренинги / Л.Л. Раздрокина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 157 с.
13. Сакулина Н.П. Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью. – В кн.: Умственное воспитание младших школьников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Гардарики, 2012. – 188 с.
14. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугино. – К.: Сов.школа, 2013. – 256 с.
15. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников / И.П. Сметанкина // Начальная школа. – 2003. – №9. – С.48 – 51.
16. Солодова Г.Г. Эстетическое развитие личности / Г.Г. Солодова, Н.А. Климова. Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. –107 с.
17. Струнинг А.М. Развитие творческого воображения младших школьников на занятиях по изобразительной деятельности / А.М. Струнинг. – Обнинск, 2016. – 230 с.
18. Сухомлинский В.А. Эстетическое воспитание и культура чувств // Избранные произведения. – 2019. – №4. – С.8
19. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание младших школьников / Е. А. Флерина. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с.
20. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Высь, 2014. – 167 с.
21. Шанкин Ю.В. Художественно-эстетическое воспитание средствами бального танца // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 1. – С.2
22. Шевчук А. Организация творческих видов деятельности детей // Воспитание. – 2015. – №1. – С.7-9.
23. Чуксин А.Н. Особенности деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом // Культура и образование. – 2013. – № 4. – С.3
24. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / Ю.А. Вакуленко. – М.: Учитель, 2007. – 222 с.
25. Яковлев Е.Г. Эстетика / Е.Г. Яковлев. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2010. – 464 с.