Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В младшем школьном возрасте происходит преимущественно интенсивный процесс усвоения норм языка. Поэтому именно обучение в начальной школе играет огромную роль в развитии и формировании у ребенка грамотных навыков устной речи. Сама работа по развитию детской речи многогранна. К одному из таких направлений можно отнести обогащение словарного запаса ребенка за счет развития его орфоэпически правильной речи. Это означает, что учащимся необходимо совершенствовать свое произношение и слуховую культуру, развивать выразительность речи, формировать хорошую дикцию, совершенствовать культуру живого слова. Федеральный образовательный стандарт начальной школы второго поколения констатирует необходимость формирования правил и норм орфоэпии у младших школьников.
Внимание к орфоэпической стороне речи у школьников определяется рядом факторов, среди которых ведущее место занимают социальные факторы. Грамотная устная речь способствует легкости и быстроте в общении между людьми, придает ей коммуникативное совершенство. Сегодня в обществе расширилась сфера влияния живого, звучащего слова на человека. Эти факторы обусловливают необходимость предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи.
Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания уважения к богатым традициям русского языка не только выходит сегодня на первый план, но и станет важнейшей социальной задачей нашего времени, как социального заказа общества. В то же время велика и эстетическая ценность правильного произношения, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека.
Современные программы по русскому языку для начального уровня требуют работы над орфоэпической стороной речи учащихся на протяжении всего периода обучения. Изучение орфоэпии играет огромную роль в начальной школе, так как в 4-м классе младших школьников ждет Всероссийская контрольная работа (ВПР), в которой первое задание будет по нормам орфоэпии, а именно необходимо будет произнести эти слова и указать в них знак ударения над ударными гласными.
Все вышеперечисленные факторы подтверждают актуальность темы исследования.
Объект исследования – учащиеся начальной школы.
Предмет исследования – умения соблюдать орфоэпические нормы русского языка в процессе написания обучающих диктантов.
Цель исследования – исследовать развитие у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы русского языка в процессе написания обучающих диктантов.
В процессе написания исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) Дать представление об орфоэпии как разделе науки о языке;
2) Проанализировать содержание учебников и программ по русскому языку для начальной школы (раздел «Орфоэпия»);
3) Провести диагностику уровня знаний учащимися четвертого класса орфоэпических норм;
4) Организовать систему занятий, содержащих диктанты, направленных на повышения уровня знаний орфоэпических норм учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: анализ учебно-методической литературы, педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования послужили работы следующих лингвистов и ученых: А.А. Бондаренко, Л.А. Вербицкой, Л.Г. Гвоздинской, О.Я. Гойхман, Л.М. Гончаровой, О.Н. Лапшиной и других.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы русского языка в процессе написания обучающих диктантов
1.1 Орфоэпические нормы: понятие, особенности развития у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы русского языка
Орфоэпия - это отрасль языкознания, изучающая совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически сложившимися и закрепленными в литературном языке [21, с. 75]
Орфоэпия - это раздел языкознания, который изучает нормы литературного произношения слов.
Греческое слово orthoepeia возникло от orthos, что значит «правильный», и epos - «речь». Итак, этот термин обозначает правильную речь. Орфоэпия как лингвистическая наука изучает совокупность норм литературного языка, связанных с правильным звуковым оформлением единиц речи: звуков (гласных и согласных), морфем, слов и отдельных предложений.
Можно определить суть орфоэпии как раздела языкознания, который занимается одной из важнейших сторон культуры речи — установлением и соблюдением норм правильного произношения слов.
Орфоэпия употребляется в двух значениях:
1) Как отрасль науки о языке, которая занимается изучением нормативного литературного произношения, его установлением и обоснованием;
2) Как система единых общепринятых норм произношения в литературном русском языке [4, с. 54]
Орфоэпия - это раздел лингвистики, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. Однако сфера применения понятия "орфоэпия" является спорным вопросом для многих ученых. Некоторые ученые (А. Н. Гвоздев, М. В. Панов, В. В. Иванов, Е. А. Окунцова, Д. Е. Розенталь, Л. А. Вербицкая) определяют орфоэпию как совокупность норм произношения звуков и их сочетаний, а также слов, исключающих произношение акцентологических норм. Другие (Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский, Л. И. Скворцов, Л. Л. Касаткин, Т. Ф. Иванова, К. С. Горбачевич) понимают орфоэпию как совокупность норм произношения и ударения, при этом рассматривая понятие "орфоэпия" в широком смысле. Сабаткоев Р. Б. считает, что второй подход к рассмотрению понятия "орфоэпия" является более приемлемым и подходящим для школы. Сабаткоев обосновывает свою точку зрения следующим образом: "произношение и ударение являются специфическими проявлениями устной речи, взаимосвязанными и взаимообусловленными, обычно не отраженными должным образом в письме; комплексное изучение систем произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать задачи формирования и развития произносительных навыков" [41, с. 336]. Эту точку зрения разделяет и В. В. Львов. Он считает, что "орфоэпия-это совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений" [28, с. 191]. "Среди таких норм выделяют различные произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонематический состав отдельных морфем) и нормы надсегментарной фонетики (ударение и интонация)" [28, с. 191]. Образование вариативных грамматических форм также укладывается в рамки орфоэпии. В своей работе "Русское литературное произношение" Р. И. Аванесов дал полное научное описание понятий "произношение" и "ударение": "Понятие "произношение" включает в себя фонетическую систему языка, состав фонем, их сильные и слабые позиции при определенных фонетических условиях (например, так называемые аканье, оглушение и звон согласных и т. д.)" [3, с. 13]. Понятие "произношение" включает в себя звучание некоторых грамматических форм. Это не аспект фонетической системы, а характеристика
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Проспект, 2012. - 41 с.
2. Аванесов, Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1997.
3. Аванесов, Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974. - с. 17.
4. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос-пресс, 2012. - 374 с.
5. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В.Л. Аношкина. - Ростов-н/Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
6. Архипова Е.В. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Вастелева, А.Д. Дейкина; под ред. Р.Б. Сабаткоева.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
7. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2010. - 89 с.
8. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: пособие для учителя / Г.И. Блинов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 128 с.
9. Булатова О.С. Искусство современного урока / О.С. Булатова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с.
10. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. Е.А. Быстровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 231 с.
11. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации / Н.С. Валгина. - М.: Просвещение, 2010. - 102 с.
12. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
13. Вербицкая, Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976; с.16
14. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. - М.: Просвещение, 2010. - 324 с.
15. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.Е. Елфимова. - М.: Просвещение, 2001. - 78 с
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 476 с.
17. Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 304 с.
18. Иванова Л.Т., Осипов Б.И. Хрестоматия по методики русского языка: Преподавания орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Л.Т. Иванова. - М.: Просвещение, 2005. - 198 с.
19. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы) / Н.Г. Казанский. - М.: Просвещение, 2008. - 342 с.
20. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе / Н.П. Каноныкин. - М.: Просвещение, 2009. - 387 с.
21. Касаткин, Л. Л. Орфоэпема как основная единица орфоэпии. М.,2011
22. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учрежд. средн. проф. образов. / Г.М. Коджаспирова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 352 с.
23. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа / В.С. Кукушин. - Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 376 с.
24. Кулачина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулачина. - М.: Просвещение, 2015. - 438 с.
25. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2010. - 176 с.
26. Ладыженская,Т. А. // Овладение нормами литературного языка с.228- 232.
27. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д.Г. Левитес. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - 288 с.
28. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с.
29. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2009. – 272 с.
30. Матюшкин М.А. Мышление, обучение, творчество / М.А. Матюшкин. - М.: Просвещение, 2009. - 132 с.
31. Немов Р.С. Психология: учеб для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3 кн. - Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. - 496 с.
32. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 3- е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 632 с.
33. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство «Мир и образование», 2015. – 1200 с.
34. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
35. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. - М.: Просвещение, 2012. - 198 с.
36. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.
37. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2012. - 276 с.
38. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе / С.П. Редозубов. - М.: Просвещение, 2008. - 389 с.
39. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах: пособие для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П.Е. Решетников. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 320 с.
40. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь. - М.: Айрис-Пресс, 2002. – 437 c.
41. Сабаткоев, Р.Б. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М., 2007. - с. 336.
42. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека / В.И. Слободчиков. - М.: Школьная пресса, 2010. - 416 с.
43. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учителей, учащихся и родителей / М.А. Ступницкая. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 203 с.
44. Федорова Т.Л. Правила и упражнения по русскому языку для 1-4 классов / Т.Л. Федорова. - М.: ЮНВЕС, 2015. - 320 с.
45. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. акад., 2010. – 366 с.
46. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. - Киев.: Украина, 2002. - 423 с.