Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что сегодня педагогика сталкивается с большими проблемами в развитии детей. К сожалению, современные дошкольники и школьники плохо анализируют литературный текст.
Современный образ жизни и мышления ведет к резкой деградации способности к креативному мышлению. Дети плохо фантазируют и еще хуже анализируют прочитанный материал. Такие особенности мышления детей ведут к тому, что они максимум оказываются способны только поставить очевидные вопросы.
Кроме этого следует сказать, что современная педагогика и психология недостаточно много внимания уделяли вопросам развития мышления у дошкольников и младших школьников. Длительное время в науке бытовала мысль, что способности к литературному творчеству и творческое мышление у детей развиваются поэтапно.
Сегодня такая градация развития оказалась нарушена. Современные компьютеры и доступ к Интернету полностью изменил не только мировоззрение, но и жизненные интересы современных детей. Современные дети искренне считают, что они могут найти в Интернете ответы на любые вопросы.
Нужно признать, что такая модель детского мышления для педагогики является большой проблемой. Если называть вещи своими именами, то неспособность детей к творческому мышлению или литературному мышлению является прямой и явной угрозой для всей системы дальнейшего школьного обучения, образования и развития ребенка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. Понятие «литературное развитие», его цели и задачи
Период начального образования является основополагающим в развитии и становлении личности.
Педагогика и психология признают особую важность раннего детства для формирования личности. По мнению известного советского психолога А. В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие в раннем возрасте, имеют длительное «абсолютное» значение для целостного развития личности, они вносят свой особый и неповторимый вклад в формирование личности человека. «Чувствительность (отзывчивость, восприимчивость) – важнейшая характеристика этого возрастного периода. Дети активно впитывают, впитывают все впечатления от окружающего мира.
Другой известный советский психолог – Н.С. Лейтес говорит: свежесть, острота восприятия младших школьников, направленность их мыслительной деятельности на повторение, внутреннее принятие чужих действий, подражание – вот возрастные условия психического развития в данный момент. Моментальная отзывчивость, легкость пробуждения – важнейшие условия обучения. процесс в этом возрасте. Исходя из этого, психология указывает на огромный потенциал детства. Молодой возраст – самое благоприятное время для развития. Это эпоха интенсивного восприятия, огромных познавательных возможностей.
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения, нравственных, идеологических и политических представлений школьника, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направление общего развития ребенка определяется, прежде всего, характером воспитания. Обучение должно вести к развитию.
Рациональная организация обучения чтению имеет особое значение для развития младших школьников. Наряду с сенсорной формой познания чтение в период начального образования является одним из основных способов познания мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, а также средством его самопознания и развития, будет ли оно формировать не только интерес, но и потребность в чтении книг, зависит от условий жизни. учусь. направленная на формирование личности и основ культуры чтения.
Дети сейчас очень мало читают. Они лишают себя возможности хоть немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать персонажей из сказок, посочувствовать главным героям, попавшим в беду, и посмеяться вместе с добрыми и сатирическими персонажами сказок, былин, басен, сказки, сказки. Вне зависимости от специализации каждый педагог обязан следить за общим развитием ребенка, которое не будет полным, если ему не привить любовь к литературе. Компьютерные игры, уродливые современные мультфильмы, комиксы не должны полностью затмевать художественную литературу в жизни детей.
Концепция литературного развития младших школьников.
Проблемы литературного образования (ЛО) и литературного развития (ЛР) неотделимы друг от друга. Целью любого образования является личностное развитие, поэтому легко понять, что цель ЛО – это ЛР ребенка. Для успешной работы с детьми необходимо понимать этот процесс, его суть, детали и условия.
Литературное развитие (ЛР) сегодня интерпретируется в методологии как трехсторонний процесс, связанный с возрастом и одновременно образовательный, который включает:
1) обучение читателя (обучение восприятию, пониманию и интерпретации произведения искусства в единстве его формы и содержания, оценка его с эстетической точки зрения и выражение своих оценок как вербально, так и невербально);
2) развитие литературного творчества школьников, умения достойно выражаться словами
3) расширение культурного поля ребенка, развитие учащегося как носителя и творца культуры.
ЛР – это процесс, связанный с возрастом, поскольку по мере развития кругозора накапливается опыт чтения, восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это тоже образовательный процесс: характер преподавания обязательно влияет на течение ЛР, и может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя замедлять его. Современная методологическая наука ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьников.
Исход процесса ЛР определил именно Н.Д. Молдавская, одна из первых исследователей этой проблемы: литературное развитие отражает способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами».
В.Г. Маранцман рассматривал ЛР школьников как процесс. Он утверждает, что ЛР осведомлен об общем опыте психического развития ребенка с некоторой задержкой. Изменения в литературном развитии охватывают все аспекты восприятия читателя и наиболее заметны в области эмоций при переходе к следующему этапу литературного развития (Маранцман В.Г. Литературно-речевое развитие школьников в их взаимоотношениях и специфике // Литературно-речевое развитие школьников.- СПб., 1992. – С. 68.). На этапе начальной школы, по мнению В.Г. Маранцмана, у ребенка формируются механизмы общения с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), его воображение и способность эмоционально реагировать на произведения слова. развивать.
Любая деятельность требует от человека определенных задатков и навыков для ее выполнения. Каждый здоровый человек приучен к примитивным занятиям. Но есть занятия, требующие развития не только общих, но и специальных навыков. Процесс ЛР, как мы определили, направлен на развитие таких особых литературных способностей ребенка. Вот почему вопрос о ЛР тесно связан с проблемой литературных способностей.
Литературные способности относятся к категории творческих. Главный критерий творчества – оригинальность результата, его новизна, отличие от ранее созданного. Это значит, что одним из признаков творческой личности будет ваше стремление к оригинальности, новизне, умение отказаться от привычного, устоявшегося.
Психологи считают, что составляющие творческих способностей присущи практически любому, любому нормальному ребенку. Просто нужно уметь их открывать и развивать. Их можно раскрыть только в деятельности. Это означает, что литературные и творческие навыки могут быть выявлены, раскрыты и развиты в литературной и творческой деятельности.
Открытие мира детьми, пишет В.Ф. Асмус, (Асмус В.Ф. одним словом: усвоение языка – это индивидуальный путь, и понимание мира и языка, который его отражает, уникальны для каждого по-своему. Это открытие мира «для себя» происходит как процесс, создающий человека. Активность этого процесса значительно возрастет, если ребенок почувствует потребность действовать, воплощение задуманного.
Основное занятие ребенка на уроке литературы – чтение и понимание прочитанного – по мнению В.Ф. Асмус, творческая деятельность. Творчество читателя, по мнению ученого, также может порождать авторство, и это проявление творческой плодотворности искусства, живущей не только в акте творца, но и в акте восприятия. Восприятие читателя включает в себя как грани творчества, как внутренний процесс понимания искусства «само по себе», так и возможность идентифицировать этот процесс в материальном результате, который может стать открытием для каждого. Следовательно, процесс обучения читателя в силу специфики литературной тематики не может иметь нетворческую направленность и, следовательно, нуждается в методике, направленной на ЛЗ ребенка за счет активизации его творческих способностей.