Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития. Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и, к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.
Актуальность изучения особенностей готовности дошкольников с ЗПР к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введением новых программ, изменением самой структуры преподавания, предъявлением более высоких требований к детям, поступающим в первый класс.
В настоящее время родители стараются отдать своего ребенка, как можно раньше, не учитывая состояние его готовности к школе. Ребенок, не «дозрев», не может включится в учебную деятельность, что приводит к школьной неуспеваемости. Так же отстает и формирование социально- психологической готовности, которая не формируется самостоятельно у детей данной категории, по причине особенностей построения контактов со сверстниками и взрослыми. Подготовка детей к школе охватывает все сферы жизни ребенка. Исследования У.В. Ульенковой выявили, что школьники 6-9 лет с задержкой психического развития, обучающиеся в общеобразовательной школе, не овладевают достаточным уровнем знаний, предусмотренных программой. У детей с ЗПР плохо формируется мотивация к учению, они быстро утомляются и имеют сформированный на низком уровне навык саморегуляции. У этой категории детей отмечается отставание в развитии всех видов мышления, присутствуют существенные нарушения в развитии речи.
В старшем дошкольном возрасте дети с ЗПР характеризуются более низкой способностью к обучению, несформированностью устойчивой мотивации к познанию, также у них наблюдается низкая речевая активность, импульсивность, неадекватная самооценка и сниженная интеллектуальная активность.
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогамиисследователями (Л. Ф. Берцфаи, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. Витцлак, В. Т. Горецкий, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н. И. Непомнящая, С. Штребел, Д. Б. Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, отмечают ряд авторов (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Т. В. Пуртова, Г. Б. Яскевич, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении с взрослыми, сверстниками.
Объект исследования – готовность к обучению в школе дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – игры Воскобовича В.В. в процессе подготоки к обучению в школе.
Цель работы – выявление особенностей готовности к школе дошкольников с ЗПР и формирование данного вида готовности к школе с использованием игр Воскобовича В.В.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы готовности к обучению в школе дошкольников с ЗПР;
- рассмотреть организацию работы по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению в школе с использованием игр Воскобовича В.В.
Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базеМуниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Кузьмоловский детский сад комбинированного вида».
1 Теоретический анализ проблемы готовности к обучению в школе дошкольников с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
Наиболее частым нарушением детского возраста является ЗПР, при котором замедляется развитие психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д.) и в конечном итоге, данные показатели не достигают нормы развития. Из-за ограничения психических и познавательных возможностей, ребенок не может в полной мере справиться с требованиями и задачами, которые предъявляет социум. Задержка психического развития «замечается» чаще всего в подготовительной группе детского сада или в первых классах начальной школы. У детей с ЗПР дольше сохраняется преобладание игровых интересов над учебными, у них недостаточно целенаправленная деятельность, трудно переключаемое внимание, быстрая утомляемость (особенно при выполнении трудных заданий). Все выше перечисленное приводит к школьной неуспеваемости [6]. В основе всего этого лежит нарушение умственной работоспособности. Детей с ЗПР можно условно поделить на две группы (по типу преобладающего психического процесса (возбуждения, торможения)). Возбудимый тип характеризуется излишней импульсивностью, суетливостью, а тормозимый тип определяется медлительностью. Трудности в обучении сочетаются с нарушениями поведения. Нервная система детей с задержкой психического развития, характеризуется незрелостью, по причине этого происходит дисбаланс нервных процессов, в результате разбалансировки ребенок может быть драчлив, агрессивен, раздражителен (если преобладает процесс возбуждения), или будет медлителен (преобладает процесс торможения). В результате исследований, проведенных Т. А. Власовой [4], М. С. Певзнер [11], К. С. Лебединской [9] и др., были выделены четыре типа ЗПР: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.
ЗПР конституционального генеза (гармонический инфантилизм) Инфантилизм –длительное удержание в организме и психике особенностей, которые характерны для более раннего возрастного периода. Данный тип ЗПР в большинстве случаев наследственно обусловлен. Для детей с гармоническим инфантилизмом свойственна незрелость, как психики, так и тела. Незрелость характерна и для эмоционально-волевой сферы, что станет причиной несформированности учебной мотивации, т.е. ребенок будет стремиться выполнять только те действия, которые будут непосредственно связаны с его интересами. Развитие психических функций недостаточно для их возраста (отставание в развитии мыслительных операций, памяти, речи, внимания и т.д.). При условии целенаправленного воздействия педагога (в доступной для ребенка форме– игре) у детей с ЗПР конституционального генеза возможен благоприятный исход.
ЗПР соматогенного генеза. В основном данный тип ЗПР появляется у детей здоровых родителей. ЗПР соматогенного генеза обусловлен соматической ослабленностью: хроническими заболеваниями, аллергией, врожденными и приобретенными пороками развития. Развитие такого ребенка будет зависеть от заболевания, если данную болезнь можно излечить, то ребенок способен самостоятельно «догнать» сверстников, при хроническом заболевании заметно снижается продуктивность всех видов деятельности. У детей отмечается сниженная мотивация к учебной деятельности, они не испытывают интереса к учебе, а также не умеют и не хотят преодолевать, возникающие в учебной деятельности трудности. Дошкольники с ЗПР соматогенного генеза отличаются повышенной утомляемостью, у детей часто возникают головные боли, снижен аппетит.
Данная реакция организма может стать возможностью для избегания ребенком трудных заданий.
ЗПР психогенного происхождения. У данной группы детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм возникает в результате неблагоприятных условий воспитания. На психическое развитие ребенка могут повлиять условия эмоциональной депривации, что приводит к снижению интеллектуальной мотивации, эмоции поверхностны, дети не стремятся вступать в контакт. Данный вид ЗПР, часто встречается у детей из неблагополучных семей (асоциально-попустительских и авторитарно-конфликтных). В асоциально-попустительской семье, ребенок занимается собой сам, у него отсутствует эмоциональная близость с родственниками. Родители, демонстрируя свой асоциальный образ жизни, губят в ребенке интеллектуальную активность. В авторитарно-конфликтной семье, ребенок постоянно находится в ситуациях семейных конфликтов. Стиль воспитания в данной семье: подавление и наказание. Как результат данного стиля воспитания, ребенок становится тревожным, пассивным и зависимым от других. Дети с ЗПР психогенного генеза пассивны в интеллектуальной сфере, их деятельность не продуктивна, внимание неустойчиво. Их поведение может носить агрессивный характер или же напротив покорность и приспособленчество.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Нарушение темпа развития у детей с ЗПР церебрально-органического генеза возникает вследствие повреждения мозговых структур. Причиной данного нарушения является патология беременности, повреждения при рождении, тяжелые заболевания, перенесенные в первые годы жизни. У детей отмечаются явления церебральной астении (повышенная утомляемость, сниженная продуктивность деятельности, снижение памяти и внимания). По показателям продуктивности, мыслительная деятельность приближена к показателям умственно отсталых детей. Так же отмечается незрелость эмоционально волевой сферы. Данные нарушения намного заметнее и тяжелее, чем в типах ЗПР, указанных выше. Обучение детей по общеобразовательной программе не эффективно.
У детей с ЗПР интеллектуальная недостаточность вызвана недостаточностью познавательных процессов. Также у детей страдают все стороны речи (звукопроизношение, лексика, грамматика). Вследствие чего возникают трудности в процессе обучения чтению и письму. Исследования Воронковой В. В и В. Г Петровой доказали, что недоразвитие речи влияет на уровень интеллектуального развития [29]. Восприятие В. И. Белый и П. Б. Шошин выделили следующие особенности восприятия детей с ЗПР:
• По причине нарушения внимания и произвольности, восприятие ребенка с ЗПР недостаточно полное и точное
• Недостаточно организованное и целенаправленное внимание.
• Процессы восприятия и переработки информации замедленны, т.е. для полноценного восприятия ребенку понадобится больше времени
• Аналитическое восприятие снижено.
• Восприятия недостаточно активно. Функция поиска в процессе восприятия нарушена. Ребенок воспринимает все поверхностно.
• Грубое нарушение зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:
1. При ЗПР наблюдается нарушение интегративной деятельности коры головного мозга, больших полушарий, следовательно, нарушена взаимосвязанная работа анализаторных систем, что влияет на системные механизмы восприятия.
2. У детей с ЗПР отмечаются недостатки внимания.
3. В первые годы жизни недостаточно развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, следовательно, ребенок неполноценно получает практический опыт, который необходим для развития восприятия. Память Многочисленные исследования показали, что в дефекте умственной деятельности при ЗПР существенное место принадлежит нарушениям памяти. Также исследования указывают на недостатки в развитии непроизвольной памяти [33]. Основная причина недостаточной продуктивности непроизвольной памяти - сниженная познавательная активность. Т. А. Власова и М. С. Певзнер в своих работах указывают на низкий показатель произвольной памяти у детей с задержкой психического развития, как на одну
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Боген М.М. Ваш ребенок идет в школу. Психологическая и физическая подготовка. Книга для родителей будущего первоклассника. – М.: URSS, 2021. – 190 с.
2. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца // Вопросы психологии: сб. статей. – М. :Междунар. образоват. психол. колледж, 1995. – 144 с.
3. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей /методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов н/Д. : «Феникс», 2007. –154 с.
4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 1973. – 176 с.
5. Воскобович В.В., Вакуленко Л.В. Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2013
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский – М.: Педагогика – Пресс, 2009. – 672 с.
7. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.
8. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 1991. – 152 с.
9. Лебединская К.С. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. 9-е изд., испр. и доп.. – М.: Академия, 2019. – 303 с.
10. Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М. : Педагогика, 2015. — 136 с.
11. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2013. C. 254
12. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 33 с.
13. Троицкая И. Ю. Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям / И. Ю.Троицкая, Ю. В. Макарова // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 715-718.
14. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с ЗПР / У. В. Ульенкова. - М., 2000. – 188 с.
15. Харько Т. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса». – СПб., Детство-Пресс, 2013