Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что при подготовке к школьному обучению воспитатели и родители зачастую забывают о важности творческого развития детей среднего дошкольного возраста, а потому программы ДОУ не всегда включают разделы, направленные на формирование и совершенствование способностей детей заниматься творческой деятельностью.
Театрализованная игра как форма творческой деятельности может позволить затронуть все психические процессы дошкольника, позволить ему самостоятельно развивать свое воображение и фантазию, участвовать в коллективной работе над созданием творческого продукта.
Степень изученности проблемы. Вопросом определения наиболее эффективных принципов и форм проведения театрализаций и театрализованных игр детьми среднего дошкольного возраста занимались такие ученые как А.А. Феоктистова, Б.Ю. Суворов, А.Д. Бородина, Г.В. Васильева и др.
Ученые не пришли к единому мнению, касаемому роли воспитателя в данном процессе и важности театрализаций для творческого развития средних дошкольников в условиях ДОУ.
Большинство научных педагогических концепций сосредоточено на определенных аспектах развития творческих способностей в школьные годы. Дошкольный возраст называют отправной точкой для проявления одаренности, но в теории педагогики и психологии феноменологические предпосылки развития творческих способностей в данном возрасте изучены недостаточно.
Цель работы – теоретически изучить и проанализировать эффективность социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Объект работы – процесс социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
Предмет работы – социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Проанализировать особенности социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему.
2. Рассмотреть понятие и виды театрализации и театрализованных игр, определить роль воспитателя в театрализации и театрализованных играх детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать программу театрализованных игр для детей среднего дошкольного возраста и провести экспериментальную работу по диагностике социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
Методы работы: анализ научно-методической литературы, обобщение, сравнение, хронологический, классификация, синтез, моделирование, наблюдение, тестирование, эксперимент.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования рассмотрены не только общие принципы организации театрализованных игр детей среднего дошкольного возраста, но и структура подготовки представления, его компоненты.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации программы театрализованных игр для детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
База исследования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52. Кыштымского городского округа.
Гипотеза исследования: предполагается, что для развития социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста важно включить в программу такие аспекты как развитие эмпатийных способностей детей, выработка способности к согласованным действиям, тренировка выдержки в конфликтных ситуациях, а также формирование умения объяснять собственные поступки и отвечать за них.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста является приоритетным направлением в развитии образовательной системы, поскольку социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.
Взрослый для ребенка 4–5 лет основной и непререкаемый источник знаний. Общение ребенка со взрослым опережает по уровню своего развития общение ребенка со сверстником. Это свидетельствует о том, что общение со взрослым, задавая «зону ближайшего развития», ведет за собой общение сверстников .
Общение дошкольника 4–5 лет приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном детстве осуществляется переход к внеситуативным формам общения, т.е. выходящим за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Ребенок становится способным общаться по поводу различных предметов и явлений, отсутствующих в зоне восприятия
Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта .
Общение детей среднего дошкольного возраста со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды, оно становится приоритетным. Ребенок осознает, что другие дети «такие же, как он». Это не означает, что он не видел и не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит идентификация себя со сверстниками, это коренным образом меняет отношение к нему.
Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», «параллельно» со сверстником, то в среднем дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство. Дети активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности – игры, труда, занятий и др.) .
Общение со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, во много раз более аффективны, чем при общении со взрослым. Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Ребенок среднего дошкольного возраста одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристархова, И.А., Смолякова, А.С., Федоренко, Т.И. Принципы организации театральных постановок в детском саду [Текст] / И.А. Аристархова, А.С. Смолякова, Т.И. Федоренко // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 4. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 46–50
2. Баринова, С.Е., Комская, И.И., Таганова, О.Д. Творческое развитие дошкольников как направление психолого-педагогической работы в ДОУ [Текст] С.Е. Баринова, И.И. Комская, О.Д. Таганова // Вопросы педагогики. – 2018. – № 8. – С. 23–34
3. Боровкова, Т.И., Велинская, А.А. Театрализация как форма развития воображения дошкольников: психологический аспект исследования [Текст] / Т.И. Боровкова, А.А. Велинская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. – С. 100–108
4. Бородина, А.Д., Хвостова, И.И., Пустырников, П.А. Творческое развитие дошкольников в условиях ДОУ: методы и формы практической работы [Текст] / А.Д. Бородина, И.И. Хвостова, П.А. Пустырникова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольной педагогики». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. – С. 50–64
5. Варфоломеева, А.В., Христенко, И.И., Павлова, А.С. Психологические типы дошкольников и особенности развития их социально-коммуникативной сферы в условиях ДОУ [Текст] / А.В. Варфоломеева, И.И. Христенко, А.С. Павлова // Сборник статей Балтийского государственного университета. Вып. 4. – Калининград: Издательство Балтийского государственного университета, 2019. – С. 54–68
6. Васильева, Г.В., Чертков, И.И., Самойлова, А.П. Театрализация как форма творческой работы в условиях ДОУ [Текст] / Г.В. Васильева, И.И. Чертков, А.П. Самойлова // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 81–92
7. Викторова, Н.Е. Специфика театрализации как формы работы с дошкольниками [Текст] / Н.Е. Викторова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2017. – С. 16–28
8. Гридасова, П.А., Федорова, И.И. Психологические особенности творческой работы дошкольников: научно-методические подходы исследования и классификации [Текст] / П.А. Гридасова, И.И. Федорова // Психологические исследования. – 2018. – № 7. – С. 42–53
9. Гудыменко, С.И., Головина, А.А., Павлова, И.М. Структура и принципы организации театрализаций в ДОУ [Текст] / С.И. Гудыменко, А.А. Головина, И.М. Павлова // Вопросы дошкольного образования. – 2018. – № 6. – С. 32–46
10. Дементьева, М.М. Творческое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Дементьева. – Махачкала: Старт, 2015. – 156 с.
11. Демьяненко, И.И., Фролова, А.Г., Сапунова, Т.И. Театрализации как педагогический метод: история, современное состояние и перспективы развития [Текст] / И.И. Демьяненко, А.Г. Фролова, Т.И. Сапунова. – Томск: Светофор, 2021. – 288 с.
12. Дыбина, О.В. Диагностика социально-коммуникативной компетентности дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина // Психологический портал. – [Электронный ресурс] https://docs.google.com/document/d/1mSVIVAM8b2xr8ohLvsTW7lVcLTuVJBLDUr1LmJYQqvs/edit (Дата обращения: 24.03.2021)
13. Иванов, П.А., Хрулева, С.С., Марченко, О.В. Проблемы организации театральной постановки в детском саду: теоретические и практические аспекты исследования [Текст] / П.А. Иванов, С.С. Хрулева, О.В. Марченко // Вестник Астраханского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 4–12
14. Казанцева, О.А., Фролова, И.С., Панченко, Т.В. Современные аспекты исследования принципов организации театральных постановок в ДОУ: психолого-педагогический аспект исследования [Текст] / О.А. Казанцева, И.С. Фролова, Т.В. Панченко // Материалы научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2019. – С. 23–33
15. Кириченко, М.И., Фадеева, П.А. Принципы и модели театрализации литературных произведений в ДОУ как направление творческого развития дошкольников: методологические основы исследования [Текст] / М.И. Кириченко, П.А. Фадеева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 40–46
16. Клименко, О.А., Федорова, С.И., Палашина, Е.К. Проблемы творческого развития дошкольников на современном этапе: психолого-педагогическое исследование [Текст] / О.А. Клименко, С.И. Федорова, Е.К. Палашина // Государственное регулирование дошкольного образования. – 2020. – № 9. – С. 99–113
17. Коношенко, И.М., Шаврина, Ю.А. Дошкольный возраст [Текст] / И.М. Коношенко, Ю.А. Шаврина. – Вологда: Перекресток, 2018. – 590 с.
18. Крапивина, И.С. Творческое развитие детей в ДОУ [Текст] / И.С. Крапивина. – Сыктывкар: Омега плюс, 2019. – 340 с.
19. Кресс, Н.В. Общение дошкольников и его характеристики [Текст] / Н.В. Кресс. – Махачкала: Рубин, 2020. – 412 с.
20. Курскиева, О.В. Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: методические основы [Текст] / О.В. Курскиева. – Симферополь: Омега, 2020. – 250 с.
21. Ладченко, А.П., Мурашова, Г.В. Модели творческой работы в ДОУ [Текст] / А.П. Ладченко, Г.В. Мурашова. – Хабаровск: Звезда, 2021. – 288 с.
22. Ломаченкова, Ю.Е., Хабарова, С.И. Современные принципы театрализации литературных произведений как форма педагогической работы в ДОУ [Текст] / Ю.Е. Ломаченкова, С.И. Хабарова // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 51–67
23. Москвина, А.А. Дошкольная педагогика [Текст] / А.А. Москвина. – Воронеж: Спектр, 2018. – 460 с.
24. Орловская, О.А., Велигодская, Е.Н., Залеская, Д.О. Театрализованные представления в ДОУ как форма групповой работы старших дошкольников [Текст] / О.А. Орловская, Е.Н. Велигодская, Д.О. Залеская // Сборник статей Курского государственного университета. Вып. 4. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2019. – С. 100–113
25. Прокопенко, Ю.И. Проблема классификации форм творческой работы в ДОУ [Текст] / Ю.И. Прокопенко // Педагогика. – 2016. – № 8. – С. 60–78
26. Семина, Е.К. Общение дошкольников [Текст] / Е.К. Семина. – М.: Форум, 2021. – 340 с.
27. Суворов, Б.Ю. Творческое развитие дошкольников [Текст] / Б.Ю. Суворов. – Хабаровск: Мега, 2015. – 328 с.
28. Феоктистова, А.А. Дошкольный возраст: основные направления исследования [Текст] А.А. Феоктистова. – Омск: Перспектива, 2018. – 560 с.
29. Харитонова, С.И., Мясникова, А.А. Принципы и методы организации театральных постановок в детском саду [Текст] / С.И. Харитонова, А.А. Мясникова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2019. – С. 124–134
30. Чиркова, А.Я. Театрализация литературных произведений [Текст] / А.Я. Чиркова, 2020. – 190 с.
31. Яковлева, С.М., Шилова, А.Е. Коммуникативное развитие дошкольников в ДОУ: научно-методические принципы [Текст] / С.М. Яковлева, А.Е. Шилова. – Воронеж: Спектр, 2018. – 300 с.