Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государством были предприняты попытки организации деятельности местной власти еще в начале 90-х гг. ХХ в. Так с 1990 г. по 1998 г. был создан целый свод законов, определяющих основы организации местного самоуправления и муниципальной службы. В настоящее время в нашей стране одновременно проводится несколько масштабных реформ. Одной из наиболее важных является реформа местного самоуправления. Данная реформа должна решить несколько задач, среди которых повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, и является одной из приоритетных.
Именно данные структуры призваны быть основным средством, позволяющим гражданам реализовать свое конституционное право на участие в управлении местного уровня. Важно, что именно от качественной работы органов местного самоуправления зависит также качество и во многом уровень жизни населения соответствующего муниципального образования. Именно органы местного обеспечивают нормальное течение повседневной жизни на подконтрольной территории.
Вопрос профессионального развития муниципальных служащих – один из главных в системе кадровой политики. В условиях реформирования системы муниципального и государственного управления РФ требование профессионального образования и развития гражданских государственных служащих становится особенно актуальным. Чтобы эффективно управлять изменениями в разных сферах общественной жизни, служащие должны иметь определенный уровень профессиональной, моральной и деловой подготовки.
Эффективность работы любой управляющей структуры и органов самоуправления, в том числе, во многом определяется подбором кадров, их профессиональной подготовкой, деловыми и человеческими качествами, способностью быстро и рационально выполнять свои функциональные обязанности по управлению муниципальным хозяйством. При этом постоянные изменения условий, связанные с продолжающейся реформой местного самоуправления, предъявляют к сотрудникам данных структур дополнительные требования.
На сегодня далеко не все сотрудники органов местного самоуправления отвечают этим повышенным требованиям. Очевидно, что задача по совершенствованию организации деятельности в органах местного самоуправления, повышению качества и расширению масштабов подготовки кадров для работы в этих структурах приобрела первостепенное значение, поскольку ее решение способно резко повысить кадровый потенциал и, как следствие, эффективность работы органов местного самоуправления.
Недостаточность компетентности и профессионализма муниципальных служащих государственного современного аппарата официально признана. Об этом говорит и практика местного управления. Большей части чиновников не достает опыта службы, соответствующих умений и знаний. Часто они не обладают управленческой, социально-экономической, правовой подготовкой, которая необходима для служебной деятельности. Все это обуславливает теоретическую и практическую значимость проблемы, которая носит системный характер, затрагивает все субъекты Российской Федерации и требует реформирования на общегосударственном уровне.
На эффективность профессионального развития муниципальных служащих огромное влияние оказывает состояние кадрового потенциала гражданской муниципальной службы в регионах. Различия в качественных и количественных характеристиках кадров приводят к возникновению специфических проблем в практике управления муниципальной службой на региональном уровне, а также необходимости внедрения новых подходов к управлению профессиональным развитием муниципальных служащих.
Объект курсовой работы – профессиональное развитие муниципальных служащих.
Предмет курсовой работы – проблемы профессионального развития муниципальных служащих. Данные проблемы показаны на примере Администрации Муниципального образования Крымский район Краснодарского края, практика реализации профессионального развития муниципальных служащих которого подвергнута анализу.
Цель курсовой работы – определить основные направления изменения совершенствования организации муниципальной службы.
Задачи курсовой работы:
– раскрыть понятие и значение муниципальной службы и и ее организации;
– рассмотреть нормативную правовую основу профессионального развития муниципальных служащих,
– понять механизмы и инструменты профессионального развития муниципальных служащих,
– на примере Администрации МО Крымский район Краснодарского края провести анализ кадрового состава и профессионального развития муниципальных служащих.
– определить проблемы и направления совершенствования профессионального развития муниципальных служащих Администрации МО «Крымский район Краснодарского края».
При проведении исследования применялись методы эмпирического и теоретического исследования, системный подход, синтез и сравнительный анализ, методы детализации, графические и логические методы обобщения информации.
Теоретическую основу курсовой работы составили работы ученых: И.А. Василенко, Г.В. Атаманчук, А.А. Демина, Ю.В. Гимазовой, И.Б. Дураковой, А.Я. Кибанова, Е.И. Маториной, Н.М. Конина, М.Ф. Мизинцевой, В.П. Орешина, А.С. Сардарян и т.д.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Сущность и значение муниципальной службы
В современном российском государстве важным остается вопрос повышения уровня развития общества и, как следствие, жизнеспособности страны, создание условий для эффективного развития экономики и гражданского общества. Данная проблема напрямую связана с таким важнейшим социальным институтом, как муниципальная служба, такой ее кадровой составляющей, как муниципальные служащие.
Формирование профессионально-личностного потенциала муниципальных служащих, их способность находить творческое управленческое решение в строгих рамках нормативной деятельности для осуществления эффективного управления становится одним из решающих условий повышения доверия населения к власти.
Муниципальная служба является новым видом службы в РФ, так как местное самоуправление как форма публичной власти претерпевает процесс становления и развития, и определяется в российском законодательстве как профессиональная деятельность по обеспечению полномочий муниципальных органов.
Задача местного самоуправления заключается в решении вопросов местного значения, т.е. тех, которые непосредственно связаны с жизнеобеспечением населения конкретного муниципального образования. Местное самоуправление представляет собой уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению, именно на этом уровне наиболее заметны проблемы, возникающие при реализации полномочий органами местного самоуправления.
Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленным законодательством, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. В Российской Федерации в последние годы ярко выражена нацеленность муниципальных служащих на высокий профессионализм и компетентность, продвижение по службе и конкурентоспособность.
Так, на основании последних исследований, успешность и эффективность труда муниципального служащего, приблизительно на 80% зависит от его профессиональной компетентности, т.е. совокупности умений правильно взаимодействовать с другими людьми: гражданами, коллегами по службе, руководством и подчиненными; возможности правильно объяснить ситуацию и оказывать на неё влияние, на основе интуиции определять желания и нужды других людей, знать их слабые и сильные стороны, быть обаятельным и не поддаваться стрессу.
Таким образом, муниципальные служащие должны обладать определенным набором компетенций для успешной профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции являются одним из основных компонентов профессионализма, постоянно расширяющейся системой знаний, которая позволяет выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне. Отметим, что помимо необходимых теоретических знаний, умений и навыков, связанных с должностными полномочиями и функциями муниципальные служащие должны обладать особыми психологическими качествами личности.
Принципы профессионализма кадров государственной службы провозглашался в кадровой государственной политике с создания системы гражданской государственной службы РФ. Постоянно расширялись требования к профессиональному уровню госслужащих, объяснялась необходимость профессионального обучения и развития. В рамках программ развития и реформирования гражданской государственной службы за последние 20 лет предусматривалась реализация и разработка мер, которые направлены на профессиональное развитие служащих, поставлена была задача повышения профессиональной компетентности.
Органами власти накоплен опыт реализации мероприятий по развитию и обучению служащих. Но в управлении профессиональным развитием служащих к настоящему времени не удалось обеспечить соответствующих результатов и качественных изменений.
Эффективность управления государственной службы определяется профессионализмом служащих. В современное время на специалистов гражданской государственной службы возлагается обязанность реализации рыночных преобразований, демократических преобразований в РФ. Следовательно, современный служащий – не только тот, кто документы разрабатывает и потом исполняет их.
На данный счет есть точка зрения Бушуева И.П., что «подготовка кадров имеет 2 аспекта: 1-ый связан с начальной подготовкой, которая нужна для замещения кадрами должностей, а 2-ой – с повышением квалификации должностных лиц».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 29.12.2019).
2. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 29.12.2019).
3. Устав муниципального образования Крымский район [Электронный ресурс]. – URL: https://www.krymsk-region.ru/administratsiya/ustav_munitsipalnogo_obrazovaniya_krymskiy_rayon/ (дата обращения: 29.12.2019).
4. Об утверждении положения о кадровом резерве для замещения должностей руководителей муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий МО Крымский район: Постановление Администрации МО Крымский Район от 14.08.2017 № 1437 [Электронный ресурс]. – URL: http://krymsk-region.ru/_site/files/custom/_______1437______14.08.2017.docx (дата обращения: 29.12.2019).
5. Барабашев А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А.Г. Барабашев, А.В. Климова. – М.: Юрайт, 2018. – 194 с.
6. Бояринова И.В. Диагностика профессиональных компетенций муниципальных служащих / И.В. Бояринова, М.С. Начкебия, Ж.А. Шаповал // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – №4. – С. 32-36.
7. Бушуева И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: дис. … канд. соц. наук. – Нижний Новгород, 2015. – 202 с.
8. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник / И.А. Василенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 494 c.
9. Васильева В.М. Государственное управление и политика: практикум и учебник / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. – М.: Юрайт, 2017. – 441 с.
10. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник / Ю.В. Гимазова, Н.А. Омельченко; под ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2018. – 453 с.
11. Государственное и муниципальное управление: практикум / В.В. Каюков, А.В. Каюков. – Ухта: УГТУ, 2017. – 111 с.
12. Государственное и муниципальное управление: в 2 ч. Часть 1. Государственное управление: практикум и учебник / С.Е. Прокофьев; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. – М.: Юрайт, 2017. – 276 с.
13. Государственное и муниципальное управление: в 2 ч. Часть 1. Государственное управление: учебник и практикум / С.Е. Прокофьев [и др.]; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина, Н.Н. Мусиновой. – М.: Юрайт, 2018. – 276 с.
14. Дурцева А.Г. Управление профессиональным развитием муниципальных служащих / А.В. Дурцева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №24 (353). – С. 44-46.
15. Ерегина А.В. Типологический анализ профессионального развития государственных служащих: содержание, особенности, факторы / А.В. Ерегина // Власть. – 2014. – №12. – С. 137-141.
16. Ильин А.Ю. Эффективная профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих как фактор совершенствования системы взаимодействия общества и власти / А.Ю. Ильин // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. – 2015. – №1 (09). – С. 5-8.
17. О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2018 г. и их планируемых значениях на 3-летний период: Доклад главы МО Крымский район Лесь С.О. [Электронный ресурс]: – URL: https://www.krymsk-region.ru/doklad_glavy/ (дата обращения: 29.12.2019).
18. Переверзева А.А. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих: теоретико-методологические и правовые аспекты / А.А. Переверзева, Ю.Н. Трифонов // Современное общество и власть: электронный научный журнал. – 2016. – №3(9). – С. 404-409.
19. Рябова Т.М. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих / Т.М. Рябова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 216-218.
20. Система государственного управления: учебное пособие / С.Е. Прокофьев [и др.]; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. – М.: Юрайт, 2017. – 101 с.
21. Абакумов И. В. Методы оценки эффективности деятельности госслужащих / И. В. Абакумов // Социально экономические явления и процессы. 2016. № 7. С. 7–8
22. Амелина Е. В. Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект // Молодой ученый. 2017. №10. С. 50-53
23. Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования муниципальной службы в РФ. - СПб.: Питер, 2015. С. 45
24. Башуров, В. Б., Косицин, И. А. Квалификационные требования для замещения должности муниципальной службы Российской Федерации // Вестник ОмЮА. 2017. № 2. С. 74
25. Башуров, В. Б. Квалификационные требования для замещения должности муниципальной службы Российской Федерации [Текст] / В. Б. Башуров, И. А. Косицин // Вестник Омской юридической академии. – 2017. – Том 14, № 2. – С. 82-86
26. Вольфсон Э.Н., Драгунова Н.Е., Арутюнян С.А., Логунова Ю.Е., Дебюрократизация в процессе аттестации муниципальных служащих Российской Федерации // Вестник государственного технического университета. - 2014 год. - №1 (101). - С. 59-63
27. Войтович В. Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие // В. Ю. Войтович — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2013. — 286 с.
28. Гавва Н. С. Особенности формирования кадрового резерва на муниципальной службе в Российской Федерации и зарубежный опыт // Юриспруденция. 2017. № 11. С. 46–48
29. Гришковец А.А. К вопросу о реформе муниципальной службы (организационные аспекты) // Государство и право. - 2017. - № 2. - С.25
30. Муниципальная служба Российской Федерации: нормативно-правовые акты / сост. Граждан В.Д. - М.: КноРус, 2018. С. 63
31. Гаврилкина, Ю. В. Внеконкурсное назначение на должность муниципальной службы: коллизии действующего законодательства // Вестник ПАГС. 2017. № 3 (42).
32. Кеня И.А. Специфика принципов правового регулирования отношений в сфере государственного управления // Российская юстиция. - 2013. - № 4. - C.65-67
33. Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. - М.: Юристъ, 2015. С. 63
34. Официальный сайт ФНС РФ // Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (Дата обращения: 04.05.2019)
35. Слатинов В.Б. Реформирование муниципальной службы в России: институциональные эффекты и ловушки // Россия и современный мир. - 2016. - № 1. - С.79
36. Тэн А. А. Изменения законодательства Российской Федерации в части установления квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 214
37. О муниципальной службе в РФ: федер. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 29.12.2019).