Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Не так давно, отечественная система образования, на первое место ставила задачи качественной передачи знаний, умений и навыков, как основного критерия своей оптимальности. В настоящее время приоритетными становятся иные цели и задачи формирования, образования и воспитания личности. Сегодня к человеку предъявляются новые требования в постоянно меняющемся мире, которые отвечают требованиям этого нового социума. Среди них, одним из наиболее актуальных становится развитие творческого потенциала [1].
В настоящее время постиндустриальная эпоха развития социума актуализирует независимую, творческую активность. Развитие современного общества происходит в условиях всеобщего ускорения, глобализации, применения цифровых технологий.
Развитие науки дополняет современную жизнь технологическими инновациями, что требует от человека рационального подхода к жизни. Система образования, также, значимую роль отводит передаче естественнонаучного, функционального знания, в большинстве своем, прагматичности в подходе к образовательно-воспитательному процессу. Во многом, это обусловлено развитие современного общества и является ответом на социальный запрос и, безусловно, важно, но недостаточно уже потому, что мир многомерен, и развитие человека и личности, также, осуществляется в разных направлениях. «Перегиб» в определенную сторону, несет риск нарушения целостности личности развивающегося человека, ведущий к деформации.
Для полноценного личностного становления необходимо формирование целостного мировосприятия, которое обуславливает качественные изменения сознания и личности, позволяет ей более полно и глубоко понимать окружающий мир и осознавать свое место в нем. Полномерная картина окружающего мира, становится системой координат, в которой личность действует, направляет свою активность, поиск и творчество.
Уже в дошкольном возрасте, ребенок способен «включиться» в многогранную, социально насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения, возможность ощутить ценность человеческого общения, красоту искусства. Именно понимание «языка искусства» формирует утонченные и высоконравственные качества личности, которые способны усвоить и активно воссоздать социальный опыт. Для современного общества характерно изменение мировоззренческих позиций, социальных приоритетов в вопросах образования. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет особое внимание вопросам творческого развития, развития образного мышления, определяет виды и направления деятельности, с ориентацией на новые результаты воспитания и социализации. Творческая активность, в частности, в совместной с воспитателем деятельности, может быть представлена самыми разными направлениями: технология (конструирование, моделирование, лепка и др.), искусство (изобразительная деятельность, литература, музыка и танец, театр и др.), путешествия, спорт и др., может стать вектором разрешения проблемы, которая поставлена в данном исследовании.
Перед образованием и воспитанием, сегодня стоит задача формирования личности, способной проявить авторскую позицию, максимально актуализировать и реализовать свои уникальные индивидуальные творческие способности. Данная задача приоритетна уже на этапе дошкольного образования. Творчество ребенка активно формируется в продуктивной деятельности, конструировании, в приобщении ребенка к различным областям искусства. В дошкольном учреждении педагог стремится действовать с учетом показателей индивидуального развития и учета особенностей каждого ребенка, включая в образовательно-воспитательный процесс формы и методы, оптимальные при их использовании для достижения целей развития творческих способностей.
Процесс развития творческого потенциала в образовательно-воспитательной организации реализуется в контексте взаимодействия ребенка и взрослого, с опорой на мотивы, стремления, увлечения и возможности каждого в социальной ситуации развития. Образование транслирует ценности поддержки инициативы и самостоятельности ребенка в деятельности, выстраивания поддерживающих отношений между детьми и взрослыми, инклюзии в образовательно-воспитательном процессе, для осознания наличия широкого спектра уникальной системы ограничений и возможностей каждой отдельной личности. Применяются интегрированные способы деятельности, для расширения видения возможностей взаимосвязи различных компонентов окружающего мира, расширение творческого видения мира и развития творческих способностей.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013г.), Профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.) отмечается, что образовательная организация должна обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства Актуальность исследования основывается на необходимости развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет такую задачу, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Особенность творческой личности заключается в высокоразвитом воображении, умении создавать новые оригинальные образы и их детали. Л.В. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом», обращенным к обществу [11].
Проблему исследования составляет поиск путей и средств разрешения противоречия, возникающего на основе стремления дошкольника к активной спонтанной деятельности, проявлению воображения, что является обязательным условием развития творческих способностей с одной стороны, и потребностью введения целенаправленного компонента в процесс формирования творческих способностей со стороны взрослого в современной системе образования.
Проблема исследования обусловлена:
потребностью и наличием официальных задач современного образования по развитию и воспитанию всесторонне развитой личности при высоком количестве занятий естественно-научного/общеобразовательного цикла уже дошкольной программе в ущерб занятиям эстетического направления (музыка, изобразительное искусство, литература);
потребностью развития творческих способностей дошкольника, как необходимого компонента гармонично развитой личности в рамках построения цивилизованного общества, основанного на гуманных принципах.
Актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Организация воспитателем творческого развития детей старшего дошкольного возраста в совместной образовательной деятельности».
Объект исследования: творческие способности старших дошкольников.
Предмет исследования: организация воспитателем творческого развития детей старшего дошкольного возраста в совместной образовательной деятельности.
Цель исследования: изучение организации воспитателем творческого развития детей старшего дошкольного возраста в совместной образовательной деятельности.
Задачи исследования:
рассмотреть развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста как педагогическую проблему;
отразить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
выделить критерии оценки развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: технологии, методики.
провести опытно-экспериментальную работу по исследованию развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на эмпирическом уровне.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование, сюжетно-ролевая игра.
Экспериментальная база исследования: ….
Научная новизна и практическая значимость работы: в исследовании разработаны прикладные материалы, методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, которая может быть применима в практической и обучающей деятельности.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема
Творчество как психолого-педагогический феномен достаточно «привлекательная» для научного анализа категория. В трудах отечественных и зарубежных авторов, феномен творчества определялся, в качестве процесса преобразований (по Дж. Гилфорду, У. Торренсу), как базовая человеческая способность к самосохранению или саморазвитию (А. Бергсон, В. Штерн); как процесс саморегуляции (поступательный путь от ситуации, характеризующейся известной мерой напряжения, к ситуации, характеризующейся структурной гармонией (В. Келлер, М. Вертгеймер, К. Дункер) и т.д.
Проблема творческой активности, способности к творчеству была изучена такими авторами, как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Я.А. Пономарев, А.А. Леонтьев, В.В. Петухов, В.А. Петровский, Д.Б. Богоявленская, В.Т. Кудрявцев и др.
Известными представителями научного анализа творческого процесса, творчества, креативности в зарубежной науке, являются: Дж. Гилфорду, У. Торренс – авторы, создавшие методики исследования и оценки творческих способностей, творчества.
В.Т. Кудрявцев разрабатывал концепцию «самоценности творчества» ребенка, обосновывал важность освоения ребенком средств и методов реализации творческого потенциала, существующих в каждой культуре (художественная деятельность, изучение литературы (сказки), конструирование и т.д.). На основе освоения данных средств воплощения творческого потенциала, ребенок выстраивает их основе, собственные, авторские средства и ориентировки в меняющихся событиях. Помимо развития определенных способностей – музыкальных, художественно-эстетических, моторных умений и т.д. Это помогает усвоению всего того, что позволяет делать собственный выбор и принимать решения, основанные на авторском выборе, формирует концепты личностной идентичности и способности брать на себя ответственность.
Дошкольное детство представляет собой период активного развития познавательных и творческих способностей (Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, В.А., Синельников, Р.В. Овчарова, О.М. Дьяченко, В.В. Брофман и др.).
Л.С. Выготский, подчеркивал в своем исследовании творчества ребенка, что творчество – «неизбежный» удел каждого, в той или иной мере, это обязательный «спутник» развития ребенка. Дети находятся в процессе воображения, которое, в свою очередь, сопровождает творческий процесс[12]. Детский рисунок, автор рассматривал, как пример творческого воплощения, и универсального социального знака, а овладение рисованием как средство культурного развития. Автор подчеркивал, что в освоении сложившимися в культурно-историческом отношении, знаковыми системами, имеет большое значение подражание. Данные системы не являются врожденными, но ребенок включается в процесс их освоения совершенно спонтанно и естественно при условии развития в социуме. Дети активно учатся, подражая взрослым, «присваивая», интериоризируя культурный опыт в процессе деятельности. Для дошкольного возраста – игровой, продуктивной, учебной, трудовой и др., деятельности. Итогом, как отмечал автор в своей концепции онтогенеза, становится тот факт, что любая функция в культурном развитии ребенка, представляется в онтогенезе дважды – как интерпсихическая категория, на уровне социального взаимодействия, а позднее на психологическом уровне, как категория интрапсихическая, ставшая компонентом внутренней структуры ребенка[14].
А.В.Запорожец подчеркивал значимость использования игровой деятельности и продуктивных видов деятельности дошкольников для развития познавательных процессов, логического и образного мышления и др. В своей теории амплификации автор настаивал на необходимости целенаправленного формирования деятельности ребенка в таком ключе, чтобы она трансформировалась в детскую самостоятельную деятельность, которая есть творчество. В рамках данного подхода, любая деятельность ребенка, превращается из инструмента воспитания и образования в инструмент саморазвития и творческого выражения субъекта этой деятельности – ребенка.
В отечественной психолого-педагогической школе исследования творчества (Л. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.В. Менджерицкая, В.В. Давыдов), одним из наиболее значимых факторов развития творческих способностей становится развитие воображения. Так, Л.С. Выготский, указывал, что процесс создания нового требует внутреннего прихода в равновесие процессов мышления, воображения, спонтанности и произвольного действия. В этом случае воображение проходит определенный путь – от накопления впечатлений реальности, через их обработку к стадии созревания и создания новых продуктов воображения, которые оформляются в реальные материальные продукты творчества. Данные продукты также оказывают влияние на восприятие, воображение, личность ребенка[13].
О.М. Дьяченко указывал, что воображение, как процесс, уникально тем, что в его контексте происходит актуализация свойств определённого объекта или явления посредством другого объекта или явления, меняя, таким образом, форму представления реальности. Творческая функция воображения находится в прямой зависимости от полноты наполненности опыта личности. Ведь именно индивидуальный опыт – материал для работы воображения. Творчество обеспечивается развитием воображения и находится в зависимости от него [19].
В рамках отечественной школы психологии и педагогики (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова), дошкольное детство рассматривается, как этап, актуальный для развития познавательных процессов и, в частности, для развития абстрактного, образного мышления, воображения, восприятия. Л.А. Венгер обосновал концепцию развития у детей познавательных и творческих способностей на основе овладения средствами наглядного пространственного и наглядного условно-символического моделирования действительности. Согласно автору, ребенок овладевает определенными формами опосредствования действительности, которые положительным образом влияют на развитие познавательных способностей[15]. Автор выделял среди данных форм опосредствования игру, рисование, конструирование, лепку и т.д. Когда ребенок создает модель в продуктивной деятельности, главным является тот факт, что на уровне мышления и воображения, представления, происходит замещение реальных объектов, абстрактными моделями, для дальнейшего их использования в решении познавательных и творческих задач. При обучении здесь осуществляется переход от материальных объектов (палочки для счета), к внутренним (число), при построении эквивалентных им представлений.
Создание нового продукта, помимо активизации знаний, работы памяти, активизации логического мышления, процессов анализа и синтеза, обобщения и т.д. предполагает работу воображения, представления, интуиции. Все эти процессы, активизируются благодаря работе образного мышления.
В исследование Л.А.Сатаровой [39], автор доказывает, что изобразительное искусство является базовым основанием развития образного мышления, является эффективной деятельностью для его развития и оптимизации. Развитие образного мышления, автор проводит в рамках разработанной педагогической системы, составными компонентами которой являются занятия по изучению истории и биографии авторов художественных произведений, учебные занятия по изобразительному искусству, на которых дети создают собственные проекты на основе литературного, народного творчества; проекты на искусствоведческие темы и др.
Вопросы педагогического потенциала искусства в целом и изобразительного искусства в частности, неоднократно поднимались исследователями в самых разных областях науки (в философии, искусствоведении, этике, эстетике, педагогике и психологии и др.)
И.И.Левкина, в своей работе по исследованию потенциала изобразительного искусства в педагогической работе, рассматривает его, как сочетание воспитательных и образовательных средств, заключенных в изобразительном искусстве, в художественном наследии, котрые возможно использовать для формирования гармоничной, гуманной и творческой личности [27].
Исследования авторов (Н.Б. Берхина, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского), доказывают, что базовой основой всестороннего развития личности посредством искусства, служит его потенциал нравственно-эстетического развития. Восприятие искусства предполагает эмоциональное «прочувствование» предмета искусства, и изобразительного искусства, в частности. Только на основе собственного переживания, «причастившись» произведения изобразительного искусства, символов, художественных образов передаваемых картиной/скульптурой, личность способна оценить данное произведение. Берхин Н.Б., отмечает, что переживание чувства (радости, восхищения, сострадания), отношения, вызванного произведением искусства становится достаточным условием правомерности оценочного суждения индивида относительно данного произведения. Здесь важно именно чувственное переживание от воспринятого образа, одного лишь понятия, усвоения и осмысления произведения искусства недостаточно для того, чтобы включить его в свой «внутренний
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрианова Г.А., Хуторской А.В., Кулешова Г.М. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
2. Акуненок, Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования / Т. С. Акуненок // Дошкольное образование. – 2010. № 18.
3. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л.И.Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
4. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
5. Берхин Н.Б. Специфика искусства (Психологический аспект) / Н.Б. Берхин. – М.: Знание, 1984. – 62 с.
6. Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста // Изд-во Успехи современного формирования. - 2010. - №6 – С. 85 - 88.
7. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2010. — № 125. – С.176-189 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-shkolnikov-4-5-klassov (дата обращения: 24.11.2020).
8. Бурчик О. В. Групповая сказкотерапия в личностно-ориентированном воспитание детей / О.В. Бурчик / / Вестник Житомирского государственного университета имени И. Франка. – Житомир, 2005. – № 25. – С. 203-205.
9. Брушлинский А.В., Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии. – 1999. – № 5. – С. 110–121.
10. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А. В. Вараксина // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 700-703.
11. Выготский Л.С., Психология искусства / Общ. ред. В. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1968.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.:Союз.,1997. – 96 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. – СПб.: Питер (Мастера психологии), 2019. – 432 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с.
15. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Коллективная монография / Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
16. Гайнетдина Д.М., Явгильдина З.М., Ефимова Л.П. Педагогический потенциал изобразительного искусства в развитии готовности подростков к проектной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/158PVN315.pdf (доступ свободный).
17. Голоюс Е.А. Психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок дошкольников / Е.А.Голоюс. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.— Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. — Саратов, 2019. — 236 с.
18. Гудошникова А.П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников / А.П. Гудошникова //Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). – М.: Буки-Веди, 2017. – VI, 210 с.
19. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
20. Жарова Т.В., Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: дис. … канд. психол. наук/ Т.В. Жарова; Институт развития дошкольного образования РАО. – М., 2006. – 160 с.
21. Жукова, Р. А. Нестандартные занятия. Старшая группа [Текст] / Р. А. Жукова. – Волгоград: Корифей, 2010. – 96 с
22. Знаков В.В. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (Сборник)/ В.В.Знаков, А.Л. Журавлёв (отв. ред.) // М.: Институт психологии РАН, 2018. — 2216 с.
23. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
24. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
25. Климакова Ю.В., Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки»: дис. канд. психол. наук / Ю.В. Климакова; Институт развития дошкольного образования и семейного воспитания РАО. – М., 2000. – 198 с.
26. Кошелева Е.С. Педагогические условия раннего развития творческих способностей у детей в процессе эстетического воспитания в детской школе искусств. – : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кошелева Елена Сергеевна; [Место защиты: Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта]. - Калининград, 2017. - 23 с.
27. Левкина Л.И. Педагогический потенциал русского изобразительного искусства второй половины 19-начала 20 вв.: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Левкина Лилия Ивановна. – Н. Новгород, 2001. – 227 с.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
29. Маттис О. И. Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры / О.И.Матис // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — vi, 210 с.
30. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
31. Мулова Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) / Г.В.Мулова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – С. 109-115.
32. Нестерова Т.В. Графический образ в изобразительном творчестве детей Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена, 2008. – С.43-48
33. Неустроева Е.А. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики (дошкольный и младший школьный возраст). – Дисс. канд.психол. наук. – МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2014.
34. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. – 155 с.
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
36. Овчарова Р.В. Истоки трудного детства / Р. В. Овчарова ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. - Москва : МПСУ, 2014. - 248 с.
37. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
38. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
39. Сатарова Л.А. Формирование образного мышления школьников средствами изобразительного искусства: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Сатарова Лариса Алексеевна. - Астрахань, 2006.
40. Сатарова Л.А. Формирование образного мышления школьников средствами изобразительного искусства: автореферат дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Сатарова Лариса Алексеевна. – Астрахань, 2006. – 336 с.
41. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. - 206 с.
42. Савенкова Т.Д. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.Д.Савенкова. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Московский городской педагогический университет. — Москва, 2019. — 233 с.
43. Селиванова Т.А., Психологические условия гармонизации переживаний ребенка (в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников): дис. … канд. психол. наук/ Т.А. Селиванова; Ин- ститут развития дошкольного образования РАО. – М., 2005.
44. Синельников, В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии / В. Синельников. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10.
45. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 330 с.
46. Суворова О.В. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды / О.В.Суворова, Л.А. Споткай // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 727-731
47. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Венгера Л.А. – М.: ИНТОР, 1996. – 128 с.
48. Слободчиков В. И. "Дошкольное образование - полигон для культурных проб ребенка" / В. И. Слободчиков // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 12-15 :
49. Созина Е.К., Теория символа и практика анализа. – Екатеринбург, 1998.
50. Художественное творчество и ребенок / Под ред. проф. Н. А. Ветлугиной ; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1972. - 287 с.
51. Цыбуля В.И. Функции символа в психотерапии / В.И. Цыбуля // Консультативная психология и психотерапия / Ред. Ф.Е. Василюк. – 2012. – № 2 (73). – С. 158-173