Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данном исследовании, связана с тем, что обучение истории – очень важный и сложный процесс, который требует максимальной включенности педагога и выраженной мотивации школьников, которая должна формироваться учителем за счет применения не только традиционных средств обучения, но и различных креативных проектов, которые смогут заинтересовать школьников и привить им любовь к данной школьной дисциплине.
Преподавание истории в школе входит в цикл гуманитарных дисциплин, которые важны для общего развития школьника, построения в его сознании алгоритма научного исследования, логики изучения процессов и явлений в их взаимосвязи. Исторические знания входят в состав ВПР и ЕГЭ, но чаще всего история представлена как предмет для сдачи по выбору, что, кстати, является ошибкой для построения системы контроля знаний в в современной общеобразовательной школе.
Степень изученности проблемы. Существует целый ряд исследований, посвященных организации занятий и методике преподавания истории в общеобразовательной школе, выявляются достоинства и недостатки существующих программ, раскрываются основные методы обучения и т.п. Однако при анализе научной литературы не обнаружено ни одного исследования, которое было бы посвящено субъективному восприятию учащимися уроков истории, их удовлетворенности применением тех или иных методов обучения в рамках данной дисциплины. Это еще раз подтверждает актуальность проводимого исследования в данной курсовой работе.
Цель исследования – проанализировать методику преподавания истории, дать характеристику личностных результатов освоения программы по истории, а также выявить основные способы оценивания достижения личностных результатов в рамках освоения данной учебной дисциплины.
Объект исследования – учащиеся 6 класса.
Предмет исследования – преподавание истории в 6 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать специфику преподавания истории в общеобразовательной школе.
2. Перечислить основные формы занятий в процессе преподавания истории в общеобразовательной школе.
3. Выявить традиционные и альтернативные формы контроля усвоения знаний по истории в общеобразовательной школе.
4. Проанализировать роль изучения истории в развитии школьников.
5. Провести анализ программы преподавания истории в 6 классе и формы проводимых занятий.
6. Оценить личностные достижения в освоении программы по истории учащихся 6 класса.
7. Выявить в ходе проведения специального опроса удовлетворенность учащихся 6 класса преподаванием истории в школе.
8. Определить в результате интервью с учителем педагогические трудности в обучении истории учащихся 6 классов.
База исследования: исследование освоения программы по истории было проведено в 6 «А» классе Государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа № 124 с углубленным изучением английского языка» Выборгского района Санкт-Петербурга.
Гипотеза исследования: предполагается, что качество программы обучения истории в 6 классе напрямую связано с достижением школьниками личностных результатов и мотивацией освоения данной учебной дисциплины.
Методы исследования: анализ научной литературы и образовательных программ, синтез, обобщение, сравнительный, хронологический, историографический, классификация, наблюдение, опрос, интервью, тестирование.
Теоретическая значимость исследования связана с подбором научной литературы, посвященной проблеме преподавания истории в общеобразовательной школе, выявлением основных проблем, существующих в современной образовательной практике в данной сфере. Полученные теоретические данные обобщены и доступны для применения в ходе дальнейших научных исследований на подобную тему.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением удовлетворенности учащихся 6 класса преподаванием истории в школе, а также педагогических трудностей в процессе преподавания данной дисциплины школьникам данной возрастной категории. Для этого составлены специальные опросники, которые могут быть полезны для проведения похожих исследований, посвященных другим дисциплинам.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений, включающих в себя опросники для практической части работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕЕ ОСВОЕНИЯ
1.1. Специфика преподавания истории в общеобразовательной школе
Как указывают источники, концепция модернизации образования ставит целью педагогического процесса, чтобы образование могло выступать основным фактором гуманизации социально-экономических отношений, формирования новых мировоззрений подрастающей личности. На сегодняшний день развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора .
Существующий на сегодняшний день образовательный стандарт по истории ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призвана решать школьная дисциплина «история».
В процессе преподавания истории каждый учитель должен работать в соответствии с образовательным стандартом, но при в ходе обучения школьников истории он сталкивается с серьезными проблемами, которые заключаются в следующем :
1. Ограничение количества часов. В рамках базовой учебной программы количество часов, затрачиваемых на изучение истории в средней школе, сократилось, что привело к тому, что некоторые темы учитель просто не успевает доходчиво объяснять ученикам.
2. Увеличение объема изучаемого материала. Эта проблема возникла в связи с переводом модели изучения истории из линейной системы в концентрическую.
3. Проблема распределения учебного времени на усвоение фактического материала, теоретических знаний и практических занятий. Педагог стремится, с одной стороны, сохранить фундаментальный характер исторического образования, а с другой – внедрить компетентностный подход в преподавание истории.
4. Проблема подготовки школьников к итоговой аттестации. Введение единого государственного экзамена (противоречие между «познавательным» подходом, отраженным в заданиях ЕГЭ, и требованиями стандарта).
В связи с перечисленными проблемами перед учителем истории встает важный вопрос: как организовать грамотно и эффективно выстроить обучение для достижения цели и решения задач, поставленных в образовательном стандарте по истории. Кроме того, введение единого государственного экзамена по истории сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах .
Как указывают исследования, решить современные цели и задачи в преподавании истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя ищут наиболее оптимальные методы обучения. Как показывает опыт работы некоторых педагогов в старших классах, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание следует уделять не только содержанию обучения, но и формам и методам работы с учащимися. Наиболее действенным методом в данном случае исследователи называют модульную технологию обучения .
При этом, как отмечают исследователи, одним из главных условий реализации эффективной модульной технологии обучения является рост внутренней мотивации к обучению, связанной с предоставлением школьнику возможности для саморазвития и самореализации в соответствии с его интересами и склонностями. На подготовительном этапе модульного обучения учителю важно правильно организовать обучение. Наиболее эффективно проведение уроков истории на основе внедрения принципов проблемного обучения .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, С.М., Кутейникова, И.С., Миронова, Г.А. Организация исследования эффективных методов школьного обучения: обзор научных статей / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23.
2. Агибалова, Е.В., Донской, Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – М.: Просвещение, 2016. – 289 с.
3. Андреева, В.С., Смирнова, А.О. Изучение истории и обществознания в школе / В.С. Андреева, А.О. Смирнова. – Казань: Меридиан, 2018. – 250 с.
4. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Обучение школьников истории: проблемы и перспективы / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Педагогическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52.
5. Владимиров, Н.С., Корнеев, Е.М. Организация изучения истории в школе. Цели. Задачи. Особенности проведения занятий / Н.С. Владимиров, Е.М. Корнеев. – Воронеж: Альянс, 2017. – 300 с.
6. Головина, А.П., Залеская, И.М., Густова, И.Т. Принципы применения различных форм обучения школьников: история и современность / А.П. Головина, И.М. Залеская, И.Т. Густова // Вопросы образования. – 2020. – № 10. – С. 55–67.
7. Дмитриев, П.И., Тимофеев, Г.С. Проблемы изучения истории в школе / П.И. Дмитриев, Г.С. Тимофеев. – Мурманск: Полярные зори, 2021. – 260 с.
8. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Проблемы изучения истории в школе / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2019. – С. 124–135.
9. Жилина, Е.Ю. Современные программы изучения истории в средней школе. Особенности реализации / Е.Ю. Жилина. – Волгоград: Пламя, 2019. – 170 с.
10. Лебедев, О.М., Носов, М.С. Современные программы изучения гуманитарных дисциплин. Достоинства и недостатки / О.М. Лебедев, М.С. Носов. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 236 с.
11. Медведева, Н.А. Петрова, М.С. Изучение истории в школе. Роль. Место. Задачи / Н.А. Медведева, М.С. Петрова. – Казань: Пальмира, 2018. – 230 с.
12. Пархоменко, К.Ф., Найденов, Е.А., Самохвалова, Е.Е. Изучение истории в школе как предмет научного педагогического исследования / К.Ф. Пархоменко, Е.А. Найденов, Е.Е. Самохвалова // Вопросы педагогики и психологии. – 2019. – № 10. – С. 103–116.
13. Пилецкая, С.В., Оноприенко, А.В., Родионова, Г.В. Проблемы изучения истории в средней школе / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного социального поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123.
14. Пономарева, Л.В., Васильева, О.В. Современные методы изучения истории. Технологии. Эффективность. Результат / Л.В. Пономарева, О.В. Васильева. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 190 с.
15. Рабочая программа по истории Средних веков. 6 класс // NS Portal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/09/12/rabochaya-programma-po-istorii-srednih-vekov-6-klass (Дата обращения: 08.04.2021)
16. Радунская, Е.А., Гаврикова, С.М. Роль и значение изучения истории в современной школе: российский и зарубежный опыт / Е.А. Радунская, С.М. Гаврикова // Образовательные технологии в России и за рубежом. – 2021. – № 1. – С. 42–60.
17. Торбенко, А.А., Соколова, И.С., Щедрина, И.Г. Обучение истории как явление и процесс / А.А. Торбенко, И.С. Соколова, И.Г. Щедрина // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – С. 44–58.
18. Утина, И.В., Проводина, Г.П. Современные технологии обучения. Плюсы и минусы / И.В. Утина, Г.П. Проводина. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 398 с.
19. Фадеева, А.Ю. Изучение истории в школе / А.Ю. Фадеева. – Омск: СпецЛит, 2018. – 320 с.
20. Черников, С.И. Методы проведения уроков в школе / С.И. Черников. – Таганрог: Перекресток, 2020. – 360 с.
21. Яковлева, А.С. Принципы эффективной реализации программ по истории в общеобразовательной школе / А.С. Яковлева // Педагогические исследования. – 2021. – № 1. – С. 30–42.