Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Наша жизнь тесно связана с современными технологиями, и с развитием общества и научно-техническим прогрессом, должна развиваться и образовательная система. Именно поэтому происходит активное совершенствование учебного процесса, все чаще появляются новые подходы и сейчас использование современных технологий перестает быть желанным и все чаще становится обязательным. В таких условиях возникло понятие так называемого «смешанного обучения», включающего в себя технологию «перевернутого класса», или «flipped classroom».
Суть технологии «перевернутого класса» заключается в перевороте привычного нам учебного процесса. По классической модели обучения, роль преподавателя заключается в том, чтобы на занятии объяснить теоретический материал, а практическую часть оставить на самостоятельную проработку. «Flipped classroom» переворачивает процесс обучения - теперь ученик теоретический материал прорабатывать самостоятельно, а во время занятия проводятся виды деятельности, направлены на обсуждение материала, обеспечение обратной связи и активизацию уже приобретенных знаний, которые без практической проработки остаются «пассивным багажом».
Сегодня интеграция такой технологии является как никогда актуальной и создает множество преимуществ, как для преподавателей, так и для учеников. Прежде всего, в отличие от других методов смешанного обучения, интеграция метода «flipped classroom» не требует приобретение дополнительных технических средств. Основным преимуществом «перевернутого класса» является то, что такой подход позволяет тратить большую часть времени в классе для выполнения практических заданий, воспроизведения реальных коммуникативных ситуаций и проведения ролевых игр. При этом преподавателю легче отметить типичные для той или иной темы ошибки и научить учеников как их избежать.
Благодаря применению современных технологий, использование данного подхода повышает мотивацию и заинтересованность учащихся. Более того, усваивая теоретический материал самостоятельно дома, каждый из них может работать в удобном для себя темпе и просматривать информацию необходимую количество раз и без ограничений временными рамками. В то же время, это облегчает и работу преподавателя, ведь в интернете уже существует много полезных аудио-и видеоматериалов. Важным для учащихся аспектом является и то, что просмотр или прослушивание аудио и видео лекций занимает гораздо меньше времени, чем выполнение практических упражнений.
Объектом исследования выступает начальное образование.
Предмет исследования: технология «перевернутый класс» как средство развития младших школьников.
Целью курсовой работы является - на основе анализа психолого-педагогической литературы определить возможности технологии «перевернутый класс».
Задачи курсового исследования:
- рассмотреть историю развития педагогических технологий;
- дать характеристику видов педагогических технологий;
- охарактеризовать сущность технологии «Перевернутый класс»;
- выявить условия реализации технологии «Перевернутый класс»;
- изучить возможности технологии «Перевернутый класс» при работе с детьми младшего школьного возраста.
Методы исследования – изучение психолого-педагогической литературы. При освещении объекта исследования используется как структурно-функциональный, так и системный подход.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Общий объем работы: 25 страницы печатного текста. Список использованных источников содержит 18 наименований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
1.1 История развития педагогических технологий
Термин «педагогическая технология» появился в образовании сравнительно недавно, его использовал в 1886 году англичанин Джеймс Салли. Однако дискуссия о том, существует ли в природе педагогическая технология как своеобразный инструмент обучения и воспитания, которым может овладеть каждый учитель, продолжается и по сей день. В нем были изложены две фундаментальные позиции. Сторонники одной из них убеждены, что воспитание и обучение - это творческие процессы, интуитивное понимание мира другого человека и соответствующее влияние на этот мир, в то время как их противники утверждают, что педагогический процесс является инструментальным. Его цель - воспитать человека с заданными свойствами .
Одним из первых идею технологизации учебного процесса опубликовал выдающийся чешский гуманист, мыслитель, педагог и общественный деятель Ян Амос Коменский, утверждавший, что школа - это мастерская, «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель, по его мнению, в педагогическом процессе использует те же средства для воспитания и образования детей, что и работники типографии, создавая книгу. Технология учебного процесса, по убеждениям Я.-А. Коменского, должна гарантировать положительный результат обучения. Функционально это должна быть своего рода дидактическая машина, которая при правильном использовании дала бы ожидаемый результат. Для этого необходимо четко очертить цели, умело выбрать средства и установить строгие правила их использования.
Выдающийся французский философ и педагог Жан-Жак Руссо считал бесплатное образование основой развития личности, ради которой «ребенок живет в радости, самостоятельно чувствуя, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания».
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци считал создание «механизма воспитания» насущной задачей педагогики, которая позволит каждому подготовленному педагогу, приложившему немало усилий, воспитать любого ребенка. В педагогической науке особый интерес представляет эволюция понятия «педагогическая технология», анализ которой позволяет прогнозировать современные технологические тенденции в образовании. Это хорошо видно на примере научных исследований в школе.
Трансформация термина - от «технологии в мире к технологии образования», а затем к «педагогической технологии» - соответствует изменению его содержания, охватывающему пять периодов .
Первый период (1940-1950) характеризуется появлением в школах различных технических средств получения информации (от записи и воспроизведения звука до проекции изображения), объединенных понятием «аудиовизуальные средства». Это магнитофоны, телевизоры, вертушки, проекторы, имевшие бытовое назначение. Термин «технология в образовании» означал использование технологии в учебном процессе.
Второй период (1950-1960 гг.) ознаменован появлением и использованием технологического подхода, теоретической основой которого стала идея программируемого обучения. Аудиовизуальные средства были разработаны специально для образовательных целей: средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, языковые лаборатории, тренажеры и т. д. В отличие от термина «технология в образовании», который был тождествен понятию ТСО, «технология образования» понималась как научно-педагогическое описание «совокупности средств и методов» педагогического процесса. В 60-е годы специалисты в области программированного обучения нашли общий научный язык в рамках новой дисциплины - педагогической технологии.
Третий период (1960-1970). Характеризуется следующими особенностями:
1. Расширяется база педагогической технологии. Помимо аудиовизуального образования и программированного обучения, рассматриваются основы информатики, теории телекоммуникаций, педагогической квалиметрии, системного анализа и новые достижения психолого-педагогической науки:
а) новые результаты в психологии обучения;
б) теория управления познавательной деятельностью учащегося;
в) научные формы организации обучения в школе;
г) научная организация работы учителя.
Меняется методологическая основа педагогической технологии, происходит переход от вербального к аудиовизуальному обучению.
3. Ведется активная подготовка профессиональных педагогов-технологов. Становится реальностью производство таких серийных ТСО: видеомагнитофон, карусельный рамный проектор, полиэкран, электронная доска, рельсовая система для крепления схем, доска для письма фломастером, синхронизаторы звука и изображения и т. д. В этот период технология образовательного процесса разрабатывается на основе системного подхода, и исследователи понимают педагогическую технологию как процесс изучения, разработки и использования принципов оптимизации образовательной деятельности на основе достижений науки и техники.
Четвертый период (1970-1980 гг.) характеризуется эволюцией понятия «педагогическая технология». Его характерными чертами являются создание компьютерных классов для дисплейных занятий, увеличение количества и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айдарова Л. И. Младший школьник / Л. И. Айдарова. - М.: Педагогика, 2019. - 399 с.
2. Абрамова Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология / Я.К.Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - №17. - С. 115-119.
3. Басалгина Т.Ю. Технология «Перевернутый класс» при изучении специальных дисциплин / Т.Ю. Басалгина // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы V краевой заочной научно-практической конференции (г. Пермь, 17 октября 2014 года). – С. 173–175.
4. Богоряд Н.В. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения / Н.В.Богоряд, Т.Б. Лысунец // В мире научных открытий. - 2017. - №3(51). - С. 76-81.
5. Дичковская И. М. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / И. М.Дичковская. – К.: Академвидав, 2015. – 778 с.
6. Мирошникова Н. Н. «Перевернутый класс» – инновационная модель в обучении / Н. Н. Мирошникова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
7. Крылова А. С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение» / А. С. Крылова // Academy. – 2016. - № 1(4). – С.12-18.
8. Кузьминская О. Г. Перевернутое обучение: практический аспект / О. Г. Кузьминская // Информационные технологии в образовании. – 2016. - №1. – С. 86-98.
9. Курвитс М. Модель «Перевернутый класс». Что переворачиваем? / М. Курвитс, Ю. Курвитс // Управление школой. – 2014. – № 7/8. – С. 38-40.
10. Образовательные технологии: Учеб.-метод. пособ. / Под ред. А. Н. пехоты. - Ко.: А. С. К., 2016. – 44 с.
11. Попадюк С. С. Методологические основы использования образовательной концепции «перевернутое обучение» / С. С.Попадюк, М. А. Скуратовская // Педагогические науки. 2017. - №76(3). – С.149-154.
12. Приходькина Н. Использование технологии «перевернутого обучения» в профессиональной деятельности преподавателей / Н.Приходькина // Научный вестник университета. Серия «Педагогика. Социальная работа». – 2020. - №30. – С.141-144.
13. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. - М.: Высь, 2013. – 169 с.
14. Смешанное и корпоративное обучение («СКО-2007»): Труды Всероссийского научно-методического симпозиума / под общ. ред. Грекова А. А. - Ростов н/Д, 2017. – 155 с.
15. Тихонова Н. В. Технология «перевернутый класс»: потенциал и проблемы внедрения / Н. В.Тихонова // Казанский педагогический журнал. – 2018. №2. –С.74-78.
16. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876 (дата обращения: 28.03.2021).
17. Научная статья «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения. - Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876 (дата обращения: 28.03.2021).
18. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876 (дата обращения 28.03.2021).