Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1 Мыслительная деятельность дошкольников с различными латеральными предпочтениями: теоретические основы 5
1.1 Проблемы функциональной асимметрии мозга в современных исследованиях 5
1.2 Понятие и сущность мыслительной деятельности 10
2 Организация и методы исследования 17
2.1 Организация исследования 17
2.2 Методы и методики исследования 18
3 Результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей мыслительной деятельности дошкольников с различными латеральными предпочтениями 22
3.1 Количественные показатели 22
3.2 Результаты качественного анализа 26
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложение А 34
Приложение Б 36
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, начало XXI столетия ознаменовано заметным расширением спектра идей, воззрений, взглядов на проблему умственного развития. Но при этом порой имеет место недооценка дошкольного периода в качестве первоначальной ступени умственного развития индивида. Во-вторых, именно дошкольный возраст как нельзя лучше подходит для умственного развития детей, при том, как возрастной период 5-7 лет наиболее значим для развития способности ребенка к логическому мышлению, а также осмыслению дошкольником причинно-следственных связей. В-третьих, в современной литературе психолого-педагогической имеет место немало противоречий в отношении познавательных и психологических особенностей с различными видами латеральных предпочтений, в том числе, специфики их мыслительной сферы. При этом особое значение приобретает именно проблема леворукости в возрастном аспекте. Только в 1980-е гг. начали появляться отдельные данные о вреде переучивания левшей и приучения их пользоваться правой рукой в качестве ведущей для выполнения им повседневной деятельности (например, это работы М. М. Безруких, А. П. Чуприкова). Было выявлено, что так называемое «традиционное» переучивание в детском возрасте способно привести к декстрастрессу, оказывающий весьма негативное влияние на детскую психику в целом.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Особенности мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с различными видами латеральных предпочтений» актуальным.
Целью работы является выявление особенностей мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с различными видами латеральных предпочтений. Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- рассмотреть проблемы функциональной асимметрии мозга в современных исследованиях;
- описать понятие и сущность мыслительной деятельности;
- составить программу эмпирического исследования;
- провести диагностику детей выборки по подобранному комплексу диагностических методик;
- проанализировать и интерпретировать полученные результаты для определения особенностей мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с различными видами латеральных предпочтений.
Объект исследования – дошкольники с различными видами латеральных предпочтений.
Предмет исследования – мыслительная деятельность у старших дошкольников с различными видами латеральных предпочтений.
Гипотеза исследования: у старших дошкольников с различными видами латеральных предпочтений процесс мыслительной деятельности происходит по-разному, поэтому можно наблюдать различия в показателях мыслительной деятельности.
Методы исследования.
1.Теоретические методы: теоретические: анализ документных источников, метод сравнения и сопоставления, метод табличного предоставления данных, синтез полученной информации.
2.Эмпирические методы: метод наблюдения, тестовые пробы на левшество, тест «Нелепицы», тест «Лишний предмет» и тест «Аналогии».
3.Методы математической статистики – U-критерий Манна-Уитни.
База исследования: исследование проводилось на основе МДОУ детский сад № 123 в двух старших группах. Общая численность респондентов составила 54 ребенка.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения.
1 Мыслительная деятельность дошкольников с различными латеральными предпочтениями: теоретические основы
1.1 Проблемы функциональной асимметрии мозга в современных исследованиях
С точки зрения и классических, и современных представлений вопрос относительно организации функциональной межполушарной асимметрии у разных специалистов вызывает заметный интерес. В первую очередь необходимо указать, что в качестве одного из ведущих принципов функционирования полушарий головного мозга выступает именно асимметрия. При этом имеющая место неравнозначность левой и правой гемисфер мозга человека, одновременно сочетаясь с феноменом преобладая одной из них, оказывает влияние на особенности построения и восприятия человеком картины мира, а также характер его реагирования и поведения1.
Проблема межполушарной асимметрии человека изучалась в первую очередь как проблема процесса функциональной специфичности полушарий. Такого рода представления базируются на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, которая была формулирована А.Р. Лурия2.
В соответствии с классическим представлениям, передние отделы левого полушария головного мозга призваны обеспечивать анализ как причинно-следственных связей, так и целенаправленную деятельность, а также формирование высоко упорядоченного однозначно понимаемого контекста, где связи между элементами не формируют внутренних противоречий, и который обеспечивает также последовательный логический анализ. В качестве общего свойства всех структур правого полушария выступает целостность – то есть целостность восприятия поведения, которая не подчиняется простым алгоритмам. При этом правые передние отделы головного мозга обеспечивают формирование многозначного контекста, что создает гармоничную интеграцию индивида в мире и творчество3.
Невзирая на сложившиеся представления о специализации полушарий, в соответствии с которыми высокая концентрация и вербализация внимания, а также абстрагирование неизменно сопровождаются активацией левой гемисферы, при том, как реализация конкретно-образного мышления, а также эмоциональная деятельность – сопровождается относительно большей активацией правой гемисферы4. Тем не менее, функциональная специфичность полушарий абсолютного характера не носит. В этом случае значение имеют именно межполушарные когерентные связи, которые изменяются определенным образом при осуществлении мыслительной деятельности, и претерпевающие определенные перестройки в случаях очаговых поражениях мозга различной локализации5.
В исследовании М.Н. Русаловой было наглядно показано, что в процесс распознавания эмоций в речи были вовлечены оба полушария. Также и результаты, которые были получены в клинике локальных поражений мозга, позволяют заключить, что за понимание эмоционального выражения речи человека отвечают не только височные области правой гемисферы, но также и речевые центры в левой гемисфере. Существенное увеличение в передних отделах левого полушария головного мозга когерентности в гамма-диапазоне, который отражает когнитивные процессы, говорит о более активном включении вербально-логических процессов при осуществлении процесса опознания и способно быть тем фактором, который затрудняет
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Агаджанян, Н.А. Этический аспект адаптационной физиологии и заболеваемости населения / Н.А. Агаджанян, И.И. Макарова // Экология человека. – 2014. – № 3. – С. 3-13.
2. Антропова, Л.К. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека Л.К. Антропова / О.О. Андроникова, В.Ю. Куликова // Медицина и образование в Сибири. – 2011. – № 3. – С. 54 – 57.
3. Болдырева, Г.Н. Исследование генеза патологических паттернов ЭЭГ при опухолевом и травматическом поражении мозга человека / Г.Н. Болдырева, Е.В. Шарова, Ю.М. Коптелов и др. // Физиология человека. – 2005. – Т. 31. – № 1. – С. 24-32.
4. Жаворонкова, Л.А. Особенности межполушарной асимметрии ЭЭГ правшей и левшей как отражение взаимодействия коры и регуляторных систем мозга / Л.А. Жаворонкова // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия. – М.: Науч. мир, 2014. – С. 287-292.
5. Кабанов, Ю.Н. Успешность спортивной деятельности и функциональная асимметрия головного мозга / Ю.Н. Кабанов // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3. – С. 194-201.
6. Князев, А.М. Обучение и развитие личности: учеб. пособие / А.М. Князев. – М.: РАГС, 2015. – 184 с.
7. Кожевников, С.П. Изменение параметров межполушарной асимметрии при моделировании агрессивного поведения / С.П. Кожевников, И.В. Проничев // Журн. высшей нервной деятельности. – 2012. – Т. 62. – № 1. – С. 5-11.
8. Куликов, В.Ю. Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации / В.Ю. Куликов, Антропова Л.К., Козлова Л.А. // Медицина и образование в Сибири. -2010. – № 5. – С. 76 – 79.
9. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М.: Наука, 1969. – 468 с.
10. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 288 с.
11. Ротенберг, В. Межполушарная асимметрия, ее функция и онтогенез / В. Ротенберг // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. – М.: Науч. мир, 2017. – С. 164-184.
12. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М., 2008. – 142 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2016. 712 с.
14. Русалова, М.Н. Электрофизиологические показатели распознавания эмоций в речи / М.Н. Русалова, О.О. Кислова, Л.В. Образцова // Успехи физиологических наук. – 2010. – Т. 42. – № 2. – С. 57-82.
15. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. – М.: Смысл, 2014. – 414 с.
16. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие / Л.М. Семенюк. – М.: И-т практич. психологии, 2016. – 304 с.
17. Фокин, В.Ф. Сосудистая реактивность, вызванная когнитивной нагрузкой, у больных дисциркуляторной энцефалопатией / В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева, В.И. Клопов, М.М. Танашян // Асимметрия. – 2014. – Т. 8. – № 3. – С. 4-22.
18. Фокин, В.Ф. Стационарная и динамическая организация функциональной межполушарной асимметрии / В.Ф. Фокин, А.И. Боравова, Н.С. Галкина и др. // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. – М.: Науч. мир, 2009. – С. 389-428.
19. Фокин, В.Ф. Эволюционный аспект центрально-периферической организации функциональной межполушарной асимметрии / В.Ф. Фокин // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия / под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. – М.: Науч. мир, 2014. – С. 47-79.
20. Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие / Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов. – М.: МГТА, 2001. – 302 с.
21. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации Н.И. Чуприкова. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2007. – 480 с.
22. Шелопухо, О. Левша и правша / О. Шелопухо. – М., 2011. – С. 121–129.
23. Яфаева, В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников / В.Г. Яфаева. -Уфа: ИРО РБ 2017. – 64 с.