Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Книга на протяжении всей жизни человечества занимала и занимает важное место. Из книги мы берем нужную информацию. С книгой в руках мы проводим свой досуг. Очень часто мы прибегаем к книгам во время учебы. Получается, что книги нам нужны.
Книга всегда являлась источником знаний, инструментом развития цивилизации, и конечно, средством саморазвития. Для многих людей, книга становится другом и советчиком в их жизни.
Чтение как один из важнейших видов речевой деятельности тесно связано как с произношением, так и с пониманием речи, зависит от качества прочтенных книг. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.
В связи с увеличением развития различных технологий современная молодежь чаще всего обращается к интернет-источникам, где можно в свободном доступе найти информацию, нежели к книгам. Так почему же современная молодежь в этом не заинтересована?
Существует множество причин. Во-первых, есть и другие информационные источники, с помощью которых можно намного быстрее найти нужную информацию. Много сил мы тратим на учебу, а на чтение книг не хватает ни сил, ни времени. Это вторая причина. В-третьих, у современной молодежи другие увлечения. Нам интереснее будет посидеть за компьютером, сходить в кафе, прогуляться с друзьями. Во всех этих причинах есть свои минусы, нужно задуматься, что лучше для тебя.
Что касается мнения ученых, то книга - это нечто особенное, можно сказать, даже святое. Книга играет не только образовательную роль. Дружба с книгой начинается с раннего детства. В детстве нам читают сказки не просто для того, чтобы иллюзиями украсить мир, нет. Родители уверены, что сказки закладывают фундамент наших понятий и убеждений. С малых лет они учат нас отличать хорошие поступки от плохих, добро от зла, верить в лучшее и никогда не сдаваться, ведь, читая сказки, мы всегда стремимся походить чем-то на любимых героев. С возрастом человеку свойственно менять взгляды на жизнь, на те или иные события, происходящие с ними или совсем с незнакомыми ему людьми.
К сожалению, современная молодежь пренебрегает чтением. Этот один из факторов, ведущих к медленной, но верной деградации. И к великому огорчению, с каждым днём количество читающих подростков неумолимо уменьшается.
Объект исследования: чтение подростков и молодежи.
Предмет исследования: читательские интересы современных молодых людей.
Цель исследования: изучить проблемы чтения художественной литературы в молодежной среде.
При проведении исследования использовались следующие методы:
1. теоретический анализ литературы;
2. сравнительный анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы чтения в молодежной среде
1.1. Роль чтения в жизни современной молодежи
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня отмечается низкая роль чтения в жизни современного российского общества и этому уделяется значительное внимание, в том числе на государственном уровне. Так, 2015 год указом президента РФ Владимира Путина был объявлен годом литературы в России.
В связи с этим, по данной теме проводились и проводятся социологические исследования, в том числе и всероссийские. Например, исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2013 году. Согласно опросу, проведенному в последних числах февраля 2013-го года, в РФ наблюдается возвращение интереса к чтению. Российский читатель в 2013 году читает больше, нежели два года назад. Однако, до уровня 1990-х годов всё равно еще далеко.
Согласно результатам исследования, жители России прочитывают порядка 4,23 книги за три месяца. В 90-х же годах этот показатель имел величину – 5,14 книг на читательскую душу. Наибольший процент среди читающих россиян – пожилые люди, которые прочитывают за указанный период – 4,48 книги.
Самый малый процент читающих жителей России – люди в возрасте 25-34 лет – 4,05 книг. 77% россиян в последние три месяца вообще не покупали книг. Это значение, однако, не относится к учебной литературе. [2]
Мало кто осознает всю горечь ситуации. Многие подростки не могут наладить общение, оказавшись в незнакомом обществе, хотя все из них без труда общались в компании друзей. Всё потому, что уровень развития их речевой культуры недостаточен. Подростки не могут начать разговор, слова не приходят на ум. А всё почему? Да потому что из-за недостатка чтения у молодежи практически не развивается словарный запас.
Совершенно очевидно, что читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий. Читающие люди пишут намного грамотнее, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они, элементарно, более мягко и доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе легче и приятней. Ещё одна трудность состоит в том, что родители, не понимая всей серьезности этой плачевной ситуации, разрешают их детям целый день проводить у компьютера или телевизора, думая, что они, таким образом, развиваются. Но это совсем не так, а наоборот: уровень культуры речи понижается. Все мы обращаемся к книгам и именно там ищем ответы на многие вопросы, хотя сами этого не замечаем. Все хотят углублять свои знания, познавать что-то, ведь ценится не молодость, а мудрая старость. Если до старости ничего не узнать, то можно считать, что и жизнь прожил зря. На наш взгляд, нужно срочно искать решение этой проблемы. Ведь нынешняя молодежь - это будущее нашей страны.
В данный же период времени информация находится в открытом доступе семь дней в неделю. Для того чтобы что-либо найти половине населения 3емли не нужно просто выйти в интернет. Количество доступных ресурсов дают человеку определенную свободу выбора. А их разновидность решает проблему этого самого выбора. Перед человеком стоит задача тщательной фильтрации, а также анализа огромного количества информации.
В ХХI веке, когда избыток информационного мусора даёт о себе знать, мы сталкиваемся с ещё одной глобальной проблемой.
Молодёжь, да и более старшие представители общества, совершенно не способны, а иногда умышленно не хотят, фильтровать поступающую и воспринимаемую информацию, а так, как количество информации с каждым годом растёт, наступает время полной дезодаптации человека в современном обществе. В связи с этим наблюдаются массовые психические расстройства у представителей молодого поколения. Со всех сторон нас окружает информация: билборды, реклама в транспорте (даже в лифте), интернет, журналы, но так как психика молодых людей неустойчива — ответной реакцией организма на перегруженность информационным мусором становиться замкнутость, изоляция, отчуждение, девиантное поведен
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – Москва : Академический проект, 2001. – 672 с.
2. Аскарова В.Я., Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии [Электрон. ресурс] / В. Я. Аскарова, Н.К. Сафронова. – Электрон. дан. – Москва : Методисты, 2005. - Режим доступа: http://metodisty.narod.ru/vsd05.htm. - Загл. с экрана.
3. Библиотечное обслуживание: Теория и методика : учебник / Московский гос. ун-т культуры; под ред. А. Я. Айзенберга. — Москва : МГУК, 1996. — 200 с.
4. Бодрова H.A. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы / Н.А. Бодрова. – Куйбышев : издательство КГУ, 1967. – 212 с.
5. Бородина В. А. Библиотечное обслуживание : учебно-методическое пособие: 100 выпусков. Вып. 7 / В. А. Бородина. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. — 165 с. — (Библиотекарь и время. XXI век).
6. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий : учебно-практическое пособие / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. — Санкт-Петербург: Профессия, 2004. — 304 с. — (Библиотека).
7. Варганова Г. В. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / Г.В. Варганова. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 38 с.
8. Внеклассная работа. Читательские интересы старшеклассников (По Маранцману В.Г.). // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literatura_10kl_Metod/11.html - Загл. с экрана
9. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Выготский Л.С. Психология развития человека. - Москва : Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 540 с.
10. Голубева Е.И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала ХХI века / Е.И. Голубева // Homo legens - Человек читающий. – Москва, 2006. – С.18-22
11. Граник Г.Г. Изучение читательской позиции школьников / Г.Г. Граник // Вопр. психологии. - 1994. - N: 5. – С. 54-59
12. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования / Н.В. Громыко // Вопросы философии. - 2002. - № 2. – С. 112-116
13. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов / С.А. Гуревич - Москва: Просвещение, 1984. – 64 с.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / О.Б. Дарвиш. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
15. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность : лекции. Вып. 2 / М. Я. Дворкина. — Москва: Московский государственный университет культуры и искусств: Профиздат, 2000. — 46 с. — (Современная библиотека. Вып. 2).
16. Дейнеко И. Привлечение детей к систематическому чтению в школьной библиотеке/ И. Дейнеко //Библиотека в школе: прил. к газ. "Первое сентября".-2003.-N 18. - С. 15-17
17. Детская литература / Под ред. Е. О. Путиловой. - Москва: «Академия», 2008. – 240 с.
18. Джежелей О.В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения / О.В. Джежелей. – Москва: Академия, 1975. – 254 с.
19. Кле М. Психология подростка. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/kle_psih.php - Загл. с экрана
20. Книга и чтение в жизни небольших городов. Москва: Книга, 1973. – 210 с.
21. Книга, чтение, библиотека в жизни населения Республики Саха (Якутия). Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001. – 124 с.
22. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. Москва: Просвещение, 1980. – 240 с.
23. Кондратьева О.Н. Читающее юношество и будущее России (Обзор деятельности региональных юношеских и детско-юношеских библиотек России по отчётам за 2007 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/rgub_4.php Загл. с экрана
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 4-е изд-е / И.Ю. Кулагина - Москва: «УРАО», 1998. – 128 с.
25. Лебедева, Е.И. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе / Е.И. Лебедева // Журнал практического психолога. – 2006. – № 2. – С. 25-29
26. Локтева Н. Ф. Формирование и развитие читательского интереса на уроках литературы.// repsh.alexrono.ru/index9.files/intkonferenzia.doc Загл. с экрана
27. Малахова Н.Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков / Н.Г. Малахова // Homo legens - Человек читающий. - Москва: Школьная библиотека, 2006. – 25 с.
28. Материалы исследований, сделанных сотрудниками Псковской областной библиотеки для детей и юношества им.В.А.Каверина. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kaverin.ru/methodical/issl - Загл. с экрана
29. Матлина, С. Г. Публичная библиотека: Пути инновационного развития / С. Г. Матлина. — Санкт-Петербург: Профессия, 2009. — 376 с.
30. Мишлимович М.Я. Анализ и интерпретация эпических произведений в школе / М.Я. Мишлимович. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. – 68 с.
31. Обнорская О.А. Почему мои дети любят читать / О.Обнорская // Нач. шк.- 2000.- № 2. – С. 54-58
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 134 с.
33. Прихожан А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан. – Москва: Академия, 1990. – 354 с.
34. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Под ред. Т.Д. Полозовой Москва: МГИК, 1992. – 108 с.
35. Самохина М.М. О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека (по результатам социологических исследований последних лет). - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=321 - Загл. с экрана
36. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – Москва: Академия, 2001. – 210 с.
37. Синотина Е.В. Читательские интересы ярославских старшеклассников. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/34_4/ - Загл. с экрана
38. Собкин B.C. Изучение круга чтения у старшеклассников / В.С. Собкин // Вопросы психологии. - 1994. - N:5. – С. 64-68
39. Собкин В.С. Система ценностных ориентации в художественной культуре у старшеклассников / В.С. Собкин // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. – Москва: Академия, 1979. – 120 с.
40. Собкин В.С. Литература в художественно-творческом развитии школьников / В.С. Собкин, Е.П. Крупник // Роль искусства в развитии способностей школьников. - Москва, 1985. – 104 с.
41. Собкин В.С., Писарский П.С. Круг чтения художественной литературы у старшеклассников. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/krug-chteniya-khudozhestvennoi-literatury-u-starsheklassnikov - Загл. с экрана
42. Столяров, Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность : [полн. курс лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе канд. минимума] / Ю. Н. Столяров. — Орел: [Орлов. гос. ин-т искусств и культуры], 2007. — 266 с.
43. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Москва: Педагогика, 1990. – 240 с.
44. Чернявская Н.Л. Формирование нового пространства чтения в мегаполисе / Н.Л. Чернявская // История и культура городов России: от традиции к модернизации. - Омск, 2006. – 128 с.
45. Чертов В.Ф. Развитие читательских интересов школьников (из опыта организации внеклассного чтения в школах Алтайского края): Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения в процессе изучения литературы в школе / В.Ф. Чертов. Москва: МГПИ, 1984. – 214 с.
46. Чудинова В.П. Подростки и медиа в контексте социокультурных изменений / В.П. Чудинова // Мир подростка и подросток в мире: Материалы региональной научно-практической конференции. - Иваново, 2003. – С. 54-59
47. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детскомвозрасте / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. труды. – Москва: Академия, 2009. – 248 с.
48. Юрасова Е.Н. Психотерапевтические функции чтения: роль метафор и символов в психическом развитии подростков // Психологические и педагогические аспекты деятельности библиотек в процессе формирования личности подростков и юношества / Е.Н. Юрасова: Материалы научно-практической конференции. - Ярославль, 2000. – с. 64-71.