Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Спортсмен отлично подготовлен к выступлению, плодотворные тренировки, но на соревнованиях происходит не что иное, как полная несобранность: глупые ошибки, отсутствие техники и как итог — поражение. Любые соревнования являются стрессом для спортсмена. Боязнь сильного соперника вызывает неуверенность в себе, а это, в свою очередь, ведет к закрепощению мышц, к ограничению деятельности, а порой и к полной бездеятельности. На сегодняшний день, спорт стал борьбой нервов. И победил тот, у кого они крепче. Не все спортсмены пребывают в одинаковом физическом и психологическом состоянии перед стартом.
Этот период называется предстартовым или стартовым состоянием — реакция спортсмена, которая сопровождается усилением и мобилизацией всех вегетативных функций, наступающая перед началом соревнований. Оно связано с особенностями переживания своего будущего участия в соревнованиях и проявляется по-разному. У спортсменов из-за индивидуально-психологических особенностей, опыта выступлений, состояния перед стартом имеют различную интенсивность. Важной особенностью этих состояний является уровень эмоционального возбуждения, который может способствовать повышению или же снижению результативности.
Предстартовое состояние может наступать задолго до самих соревнований, но наступает неизбежно.
У кого-то это возникает за несколько недель, дней или же в последние минуты перед выходом. На деле же это проявляется в настройке спортсмена на состязание. Мысли и разговоры о предстоящем мероприятии вызывают изменения физиологических функций, которые сопровождают действия во время соревнований и отсутствуют, когда организм находится в полном покое. Всем уже известны разновидности эмоций, характеризующих это состояние: полная или боевая готовность, стартовая лихорадка и стартовая апатия.
В настоящее время для нейтрализации психоэмоционального напряжения у спортсменов перед состязаниями используются методы аутогенной тренировки, медитации, целенаправленной релаксации, самогипноза и т.д. Однако их эффективность во многом зависит от индивидуального психоэмоцонального профиля спортсмена, уровня его внушаемости, умения сосредоточится и, даже, уровня интеллекта. Это обуславливает необходимость создания новых технологий в сфере самоуправления психоэмоциональным состоянием спортсмена в условиях предстартовой стрессовой ситуации.
Спортивная деятельность, особенно соревновательная, требует от человека большой отдачи сил, в том числе эмоциональных. В условиях современной жизни, с её темпом, образовательной нагрузкой, обилием информации, значительно возрастает нагрузка на психику индивида. Спортсмены высших категорий регулярно сталкиваются с этой проблемой, что говорить о юных спортсменах. Высокий уровень подготовки многих спортсменов, отягощает и без того серьезную конкуренцию. В подобных условиях мы не можем переоценить важность психологической готовности спортсмена.
Не вызывает сомнения, что те эмоции и чувства, которые сопровождают спортсмена перед ответственным стартом, влияют на финальный результат. Умение управлять собственным эмоциональным состоянием, ценный навык, овладев которым, спортсмен создаст фундамент для серьезных достижений.
Цель исследования определить психологические методы борьбы со стрессом в силовых видах спорта.
Объект исследования стресс в силовых видах спорта.
Предмет исследования психологические методы борьбы со стрессом в силовых видах спорта.
Задачи
1. Изучение и анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по теме стресса.
2. Терминологический анализ понятий предстартовые состояния и психоэмоциональные состояния.
3. Рассмотреть методы борьбы со стрессом в силовых видах спорта.
4. Разработать рекомендации.
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты понятия стресс
1.1. Особенности проявления и возникновения стресса.
Со стрессом в своей жизни сталкивается каждый человек, ведь это такое состояние организма, которое возникает при воздействии на человека определённых негативных, или даже позитивных факторов, ведущих к различного рода переменам в их жизни. Во время данного нарушения организм вырабатывает адреналин, необходимый для того, чтобы преодолеть возникшую проблему, поэтому небольшое количество стрессов требуется нашему телу – они позволяют нам двигаться вперёд и самосовершенствоваться. Однако длительное негативное воздействие становится причиной развития различных нарушений в организме и даже может вызвать хронический стресс, который опасен своими побочными явлениями.[16, с. 17-20]
Как уже было сказано выше, такое расстройство может возникнуть как от чрезмерного воздействия негативных факторов, и в этом случае оно носит название дистресс, так и от воздействия позитивных факторов – в таком случае развивается эустресс. По своей сути любые события в жизни, могут являться стрессовым фактором. Однако реакция каждого человека индивидуальна и зависит от его нервной системы. Для одних людей психоэмоциональный стресс может стать причиной развития серьёзных психосоматических нарушений в организме, а для других он пройдёт бесследно, став лишь стимулом к усовершенствованию себя и своей жизни. [2].
Существуют разные виды стресса. Как уже было сказано выше, по характеру различают дистресс и эустресс.
Позитивная форма обычно не оказывает негативного влияния на состояние здоровья и психическую сферу человека, тогда как негативная способна надолго выбить человека из седла и оставить после себя незаживающие раны. Также виды стресса различаются по характеру воздействия определённых факторов, и могут быть: температурными; нервно-психическими (наиболее распространённый вид); пищевыми; световыми, а также вызванными другим раздражителями. Кроме того, выделяют такие виды стрессов, как возникшие из-за экстремальных социальных условий или же развившиеся вследствие критических психологических событий. К первому виду относятся расстройства, которые возникают вследствие военных действий, стихийных бедствий, нападений бандитов и т. д.
Ко второму виду можно отнести те расстройства, которые возникают как следствие различных социальных проблем, например, сдачи экзамена, развода, смерти родственника и т. д. Также отдельно стоит выделить следующие виды стресса — психологические и биологические. Психологическое расстройство или психоэмоциональный стресс возникает вследствие реакции нервной системы человека на реальный или вымышленный негативный фактор. Биологическое нарушение возникает на фоне реально существующей угрозы. [14, с. 235]
Поэтому главным критерием, позволяющим определить вид расстройства, является вопрос: Наносит ли то или иное воздействие реальный вред организму?. Если ответ да, значит, это биологическое расстройство, если нет — психоэмоциональное. Знание этих разновидностей позволяет понять, как снять стресс и не допустить его неблагоприятного влияния на здоровье человека. Также различают посттравматический стресс, то есть нарушение, развивающееся после перенесённых травм или пережитых критическ
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое тестирование в 2 т.– Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.
2. Антохин А.В., Родионов В.А. Использование ментальных образов в подготовке фехтовальщиков с помощью сопряженных психофизических воздействий // Ментальная тренировка в спорте: Материалы к психологическому симпозиуму в рамках международной конференции Олимпийское движение и социальные процессы. – М., ВНИИФК, 1997. – С.8.
3. Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В.,Невзоров П.В. Патент РФ на изобретение №2373965 Способ гармонизации психоэмоционального состояния человека – выдан 27.11.2009. – по заявке №2008117272
4. Бальсевич В.К. Актуальные проблемы физической активности человека // Проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и развития массовой физической культуры. – Л., 1983. – С. 26-32.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А.Бодров. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. – 1995. – 136 с.
6. Гиссен Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 192 с.
7. Дрижика А.Г. Индивидуализация совершенствования спортивного мастерства. - Ростов-на-Дону: изд-во РПГУ, 1997. - 150 с.
8. Жбанков О.В. Лебяжьев А.Н. Компьютеризованная система как средство управления психофизическим состоянием спортсмена // Теория и практика физической культуры. – 1995. - № 2. – С. 46 –48.
9. Игнатьева В.А., Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И. Инновационный метод психологического контроля спортивной деятельности гандболисток высокой квалификации / Журнал Спортивный психолог. – М. – 2012 №1 (25). – С.48.
10. Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах: автореф. дисс. … доктора пед. наук. – М., 1996. – 47 с.
11. Карданов В.А. Формирование состояния готовности к поединку в зависимости от индивидуальных особенностей кикбоксеров-юниоров: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 24 с.
12. Кашин А.П. О комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1971. - 23 с.
13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964.
14. Лобзин B.C., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. -Л.: Медицина, 1986.
15. Львов В.К., Сальников В.А. Индивидуальность в манере ведения поединка и особенности нейродинамики у боксеров // Бокс: Ежегодник. - М.; Физкультура и спорт, 1983. - С.57.
16. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – СПб: Сова, М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 192 с.
17. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серо¬ва Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Про-свещение, 1990.
18. Матова М.А. О регуляции психических состояний спорт¬сменов перед соревнованиями // Материалы научной конфе¬ренции психологов спорта социалистических стран. - М.: ГЦОЛИФК, 1970.
19. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и психологические свойства нервной системы. - Казань: Казанский гос, университет. - 1974. - 246 с
20. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. -М.: ФиС, 1983.
21. Психодиагностика [Электронный ресурс]. – URL: http://www.self-master-lab.ru/testing/psiho.html (дата обращения: 23.06.2016)
22. Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.
23. Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.self-master-lab.ru/psiho.html (дата обращения: 23.06.2016)
24. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте // Физкультура и спорт. - М., 1969. - 88 с.