Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В условиях современной глобализации мировая политика и международная финансовая система оказываются глубоко переплетены и тесно взаимосвязаны. С одной стороны, финансовые институты нередко используются развитыми государствами и наднациональными союзами как инструменты достижения политических целей, в том числе как средства политического давления на другие страны и целые регионы. С другой стороны, сами финансовые институты, в том числе международные, часто играют роль политических акторов, которые преследуют свои собственные цели и навязывают эти цели (например, цели финансового и экономического подчинения) отдельным политическим партиям, правительствам и целым государствам. Как следствие, разделение между финансовыми и политическими акторами во многих случаях становится относительным и динамичным, а деньги и заёмные финансовые средства из «слуги» превращаются в «хозяина», диктующего свою волю и свои цели. Иными словами, финансовая сфера и сфера политическая тесно взаимодействуют и влияют друг на друга.
Источниковая база исследования представлена учредительными документами МВФ, а также официальными документами этой организации о проводившихся в ней реформах.
Объектом исследования в данной работе являются международные финансовые институты (МВФ).
Предметом исследования является роль МВФ в глобальном политическом управлении, в частности, в поддержании стабильного развития мировой экономической системы и отдельных стран.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить роль и место МВФ в сфере глобального управления, а также определить характерные черты и особенности функционирования этих международных финансовых институтов как акторов мировой политики.
1. Международный валютный фонд: история создания, цели деятельности, инструменты кредитования
1.1 История и цель создания МВФ
Международный валютный фонд выступает в качестве международной валютно-финансовой Организации в качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций. Штаб-квартира МВФ расположена в Вашингтоне, США. Международный Валютный Фонд (МВФ) – это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на базе консультаций его членов и представления им кредитов.
Кроме того, МВФ является международной организацией, которая была создана в 1944 году. Она направлена на то, чтобы оказывать содействие странам по вопросам кооперации обмена валют. Помимо того, МВФ предоставляет краткосрочные кредиты и практически определяет кредитоспособность отдельных стран [1, c.52].
МВФ является международной валютно-финансовой организацией, содействующей кроме валютного сотрудничества, развитию международной торговли за счет:
1) Регулирования валютных курсов и обеспечения контроля за их соблюдением,
2) Обеспечением контроля над многосторонней системой платежей,
3) Устранения валютных ограничений,
4) Предоставления кредитных ресурсов государствам-членам при валютных затруднениях, которые связаны с неуравновешенностью платежных балансов [2, c.31].
МВФ – это организация 184 стран, которая работает на то, чтобы ускорить мировое монетарное взаимодействие и обеспечить монетарную стабильность, продвинуть международную торговлю и оказать содействие высокой степени занятости и стабильному экономическому росту и снизить нищету.
Оценить роль Фонда в системе международных отношений можно неоднозначно. Многие ученые и политики постоянно спорят по данному вопросу.
Деятельность Фонда часто сопровождается крупными финансовыми и политическими скандалами, а значит, учитывая прошлый опыт, цели и задачи Фонда постоянно менялись. На сегодняшний день они находятся на стадии переосмысления и реформирования.
Действия МВФ часто критикуют различные политики и ученые. Причин множество, однако, чаще всего напоминают о проамериканском характере действий МВФ, а также о неэффективности его рекомендаций для того, чтобы выйти из кризисных ситуаций.
1.2 Эволюция функций МВФ в мировой системе
В задачи Международного валютного фонда, согласно его уставу, входят следующие обязательства:
• способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере;
• способствовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и тем самым обеспечивать и поддерживать высокий уровень занятости и реальных доходов, а также развитие производственных ресурсов всех стран-членов;
• способствовать стабильности валюты, поддерживать упорядоченный режим обменных курсов между странами-членами и избегать использования девальвации валюты для получения конкурентного преимущества;
• содействовать созданию многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также снятию валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
• путем временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении надлежащих гарантий, чтобы создать для них состояние доверия, тем самым обеспечивая возможность исправления дисбалансов в их платежных балансах, не прибегая к мерам, которые могут нанести ущерб национальному или международному благополучию ;
• сократить продолжительность дисбалансов во внешнем платежном балансе государств-членов, а также уменьшить масштаб этих дисбалансов. В уставе отражено стремление учредителей исключить повторение периода финансовой нестабильности, безработицы, нарушения международных экономических отношений.
Международный банк реконструкции и развития, кредитное учреждение, основной целью которого было оказание долгосрочной помощи в восстановлении стран, экономика которых была разрушена в результате войны, а также помощь колониям в развитии и модернизации своих экономик, был призван помочь МВФ в решении его задач. Согласно уставу, целями МБРР являются:
• содействие в реконструкции и развитии территорий государств-членов;
• содействие в привлечении иностранных инвестиций;
• содействие долгосрочному сбалансированному развитию
международная торговля, помощь в повышении производительности, уровня жизни и условий труда на территории стран-участниц;
• организация выдачи кредитов таким образом, чтобы обеспечить приоритетность реализации наиболее полезных и актуальных проектов;
• проведение операций с должным учетом влияния международных инвестиций на бизнес-среду на территории стран-участниц, а также содействие плавному переходу от военной экономики к экономике мирного времени в первые послевоенные годы.
Итак, с одной стороны, в рамках Бреттон-Вудской системы идея о необходимости создания институтов глобального политического управления, способных регулировать платежные балансы стран, координировать кредитную деятельность, а также развивать и осуществлять экономическое развитие. программы были наконец реализованы. Закончился активный протекционизм и начался период либерализации мирохозяйственных отношений. Однако новые международные финансовые институты, наряду с экономической повесткой дня, имели ярко выраженную политическую повестку дня, которая определяла специфику их подходов к регулированию мировой экономики. Политическая повестка заключалась в резком укреплении позиций США в мировой политике, в развитии различных инструментов политического влияния и политического давления со стороны наиболее развитых западных государств на менее развитые страны или страны, находящиеся в сложной финансово-экономической ситуации. Либерализация, проведенная этими участниками, была не просто техническим средством, направленным исключительно на предотвращение новых экономических потрясений, таких как кризис 1929-1933 годов. (хотя именно желание предотвратить такие потрясения, как показано выше, привело к формированию в мировом сообществе желания создавать эти институты). Скорее, это была «либерализация по правилам», выгодная основателям глобальных финансовых институтов. Этот и ряд других факторов определили специфику функционирования МВФ и Всемирного банка, которые в разные периоды по-разному проявляли себя как субъекты, решающие проблемы мировой экономики.
Ключевым бенефициаром новой системы глобального политического управления, несомненно, были Соединенные Штаты, которые обладали, хотя и не абсолютным большинством голосов во вновь сформированных структурах (однако, достаточным для определения стратегического курса их развития и блокирования нежелательных инициатив). но очень мощное неформальное политическое влияние. По словам Ф. Шурманна, создание