Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что познание окружающего мира ребенком начинается с самого рождения. Сначала малыш осваивает мир, заручившись поддержкой взрослых, обеспечивающих уход за ним и положительные эмоции. Получение и переработка информации происходит в результате действия целого комплекса познавательных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, а также мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования. Все они находятся в постоянном развитии. Важнейшей задачей педагога является всемерное стимулирование и обогащение способностей детей анализировать, комбинировать, преобразовывать, рассуждать и делать выводы, планировать познавательную деятельность.
Уже в раннем возрасте дети начинают проявлять интерес к различным предметам. Среди интересов ребенка дошкольного возраста значительное место занимает коллекционирование.
Сколько всего нужного и не очень они несут к себе домой с прогулки. И если кто-то из детей в детстве проявляет интерес к собирательству, то родители и другие взрослые могут помочь ему в коллекционировании, тем самым развивая разного рода способности. Главное, чтобы ребенок сам захотел создать свою коллекцию, а миссия взрослых - помочь направить его энергию и усилия в нужное русло.
Коллекция (от лат. Collectio - сбор) - систематизированное собирание предметов, которые объединяются по определенным признакам, характеризуются внутренней целостностью и принадлежат конкретном владельцу - частному лицу, организации и тому подобное.
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Коллекционирование является одним из первых увлечений человека – люди всегда собирали предметы различной формы, назначения, культуры.
Актуальность коллекционирования заключается в том, что это одно из доступных, понятных направлений особенно для детей дошкольного возраста. Дети имеют возможность собирать (а в последующем и коллекционировать, находить отличия по разным признакам (классифицировать) и дополнять постоянно свои коллекции.
Цель данной работы – обобщить практический материал по развитию познавательной активности у детей старшего возраста путём коллекционирования.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие познавательной активности;
• Охарактеризовать коллекционирование как деятельность;
• Проанализировать опыт организации работы по коллекционированию с дошкольниками.
Объект исследования: познавательное развитие дошкольников.
Предмет исследования: коллекционирование как способ развития познавательной активности.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, из трех пунктов, заключения и списка использованной литературы.
1. Коллекционирование: понятие и виды
Рассмотрение возможностей коллекционирования как средства формирования познавательной активности детей требует уточнения понятий «коллекционирование», «коллекция», «коллекционер», структурных компонентов и этапов коллекционирования как познавательно-исследовательской деятельности.
Определение понятия «коллекционирование» требует обращение к словарю С.И. Ожегова [14]. Это деятельность, в основе чего лежит собирание, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов.
Для уточнения данного понятия в образовательном процессе, обратимся к педагогическому пособию авторов Е.А. Сидякина, М.А. Дружинина, Е.В. Панченко, которые рассматривают коллекционирование, как форму работы с детьми, основанную на взаимодействии в системе «педагог-ребенок-родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющей присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ» [19].
Определяя понятие «коллекция», обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова. Коллекция – систематизированное собрание каких-нибудь предметов [14].
В различных исследованиях роль коллекционирования рассматривается по-разному. Ранее она рассматривается, как деятельность взрослого. В дальнейшем его стали рассматривать как метод обучения. Так в исследованиях Н.В. Рыжовой имеется интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций [18].
Создание коллекции предполагает решение поисковых задач. Тогда коллекционирование рассматривается как деятельность исследовательского характера. В связи с этим для нас интересны работы исследователей, которые выделяют коллекционирование, как возможность развития исследовательских умений.
В исследованиях Н.М. Короткова выделяет цель исследовательской деятельности взрослого с детьми в направлении «Коллекционирование», которая заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов [8].
Рассмотрим возможную организацию различных видов коллекционирования. В исследованиях педагогов-психологов рассматривается по видам (разновидностям) детской деятельности: коллекции из собранных предметов; предметов, сделанных своими руками; смешанный. Так же коллекции могут различать по тематике (содержанию деятельности). Может быть тематическая – коллекция объединена одной темой. Или смешанная, где коллекция имеет экспонаты на разную тематику.
По продолжительности выполнения может быть закрытая (краткосрочная) или открытая (долгосрочная). По составу участников может быть групповой, парной и коллективной [19].
Используя коллекционирование в образовательной деятельности необходимо руководствоваться основными принципами его организации.
Рассмотрим некоторые из них.
Эмоциональная вовлеченность взрослого в деятельность. Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо использовать оригинальные, интересные детям, экспонаты (материалы), которые могут вызвать неподдельный удивление и любопытство.
Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно сформировать умение у детей ставить цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
Необходимо учитывать безоценочность. Любая оценка взрослого может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации.
Своеобразие коллекционирования детей дошкольного возраста определено возрастными возможностями: собирательство значимо для самого ребенка, эмоционально окрашено, связано с субкультурой (активизируется и бытует в детском сообществе), ситуативно, динамично и в определенной мере непостоянно, носит черты «ориентировки» (познакомиться с чем-либо, удовлетворить интерес), основано на опыте пробования, соединено с другими видами деятельности (игрой, творчеством, поиском).
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.
Во-первых: собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.
Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
В-третьих: показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению.
В четвертых: Коллекционирование, как любое хобби, украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Рассмотрим особенности подготовки и создания коллекции. Данная деятельность включает: определение темы коллекции, подготовку материалов и оборудования, подготовку помещения, подготовку участников (дети, родители).
Выделим правила выбора темы для коллекции. Она должна быть интересна ребенку и увлекать его. Тема должна быть выполнима, адаптирована, и решение ее должно принести реальную пользу участникам.
Она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
При планировании деятельности по созданию коллекции педагог определяет тему, формулирует образовательные задачи. Учитывая тему будущей коллекции и особенности участников, педагог продумывает стимульный и дидактический материал, определяет педагогический инструментарий, продумывает особенности организации пространства (размещение экспонатов, способы пространственного размещения и предъявления материалов для деятельности), определяет способ подведения итогов коллекционирования и необходимые для этого материалы. Создание коллекции строится в соответствии с алгоритмом, который определяет последовательность данной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного воспитания. 2015. № 8. С.192-195.
2. Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника. Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. педагог. гос. ун-та им. В.М. Шукшина, 2017. – 163 с.
3. Дыбина О.В. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: научно-методич. пособие / О.В. Дыбина. – Тольятти: ТГУ, 2019. – 114 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2018. – №5. – С. 34–42.
5. Каспарова Ю. Даешь коллекцию! Создаем домашний музей // Мама и малыш. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / / www.2mm .ru /dosug _malysh/672/daesh-kollekciyusozdaem-domashniy-muzey.
6. Корепанова И.А., Журкова Е.А. Коллекционирование – феномен культурный и психологический // Культурно-историческая психология. -2017. №4. С. 32-38.
7. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2017. – 208 с.
8. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду [Текст] / Т.А. Короткова // «Дошкольное воспитание», 2016. – N3 – С. 12.
9. Котляр А.А., Журкова Е.А. Феномен коллекционирования в школьных возрастах // Психологическая наука и образование. 2017. № 5. С. 168-174.
10. Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2017. С. 79-102.
11. Культурные практики детства: Опыт организации / Под ред. А.В. Бояринцевой, Н.Б. Крыловой. М., 2019.
12. Мокеева С. В., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 28. С. 209–211.
13. Николаева А.Н., Попова Л.В. Коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2017. Т.6. С. 242-245.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. [Текст] / С.И. Ожегов – М. : изд. Азбуковник. – 2017. – 304 с.
15. Осорина M.S. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2011. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.syntone.ru/ libra ry/books/content/3428.html?current_book_page=all.
16. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников для работы с детьми 5–7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозайка-Синтез, 2018. – 64 с.
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // Российская газета. Федеральный выпуск №6241 (265).
18. Рыжова, Н. Как стать коллекционером [Текст] / Н. Рыжова // Игра и дети. – № 4. – 2014. – 56 с.
19. Сидякина, Е.А. Коллекционирование как интегрированная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Сидякина, М.А. Дружинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 11 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 390 с.
20. Сидякина, Е.А. Коллекционирование как интегрированная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Сидякина, М.А. Дружинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 11 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. – 390 с.
21. Таньчук Р. Искусство коллекционирования, коллекционирования как форма культуральной активности. Харьков : Гуманитарный центр, 2016. 372 с.
22. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И.Д. Фрумин // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2013. – С. 33–56.
23. Хасан Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания / Б.И. Хасан // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – 2015. – С. 23–32.
24. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2016. – №2. – С. 58–62.
25. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика. 2018