Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменения в общественном сознании, произошедшие во второй половине ХХ века и связанные с переходом от «культуры полезности» к «культуре достоинства», определили актуальность разработки новой, гуманной реабилитационной философии, направленной на социальную реабилитацию человека с физическими, сенсорными или психическими ограничениями и ориентированной на комплексное и всестороннее развитие его личности. Это, в свою очередь, определяет выбор в качестве системообразующего фактора социальной реабилитации, внедрения технологий личностного развития, поскольку они, в отличие от авторитарных и дидактоцентрических технологий, ставят личность ребенка в центр всей школьной образовательной системы (с целью разностороннего, свободного и творческого развития) и характеризуются антропоцентризмом, гуманизмом и психотерапевтической направленностью.
Основой надежд на интеграцию детей с нарушением интеллекта в общество и образовательное пространство России является эффективный современный мировой опыт теоретического и практического решения проблем социализации таких детей. На сегодняшний день установлено, что для детей данной категории наиболее эффективным реабилитационным воспитательным средством является сочетание психолого-педагогической и медико-социальной помощи и коррекционно-развивающей направленности воспитания (а также важность раннего, адекватного и интенсивного вмешательства в развитие детей).
Глава 1 Особенности детей с нарушением интеллекта
1.1 Понятие о личности детей с нарушением интеллекта
При правильном воспитании ребенка с нарушением интеллекта в специальных учреждениях он может стать личностью, способной адекватно реагировать на окружающую среду, самостоятельно жить и работать. Однако воспитывать таких детей, формировать их личность в нужном направлении достаточно сложно.
Для правильного воспитания детей с нарушениями интеллекта педагогу необходимо иметь представление об их особенностях, затрудняющих формирование личности. Ряд особенностей детей с нарушением интеллекта обусловлен нарушением высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной активности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д. Эти особенности, в свою очередь, вызывают определенную инертность, вялость, снижение активности и работоспособности. Некоторые дети с нарушением интеллекта демонстрируют изоляцию и отсутствие контакта .
Следует помнить, что основные компоненты структуры личности детей с нарушениями интеллекта такие же, как и у их нормальных сверстников. Направленность личности детей с нарушением интеллекта включает в себя систему мотивов, потребностей и интересов. В связи с этим следует отметить, что из-за неразвитости интеллекта их потребности элементарны и слабо регулируются сознанием. В частности, это выражается в преобладании элементарных органических потребностей (пища, сон и т. д.).
Неразвитость высших культурных потребностей определяет своеобразие интересов и мотивационной сферы детей с нарушением интеллекта.
Такие дети обладают определенными особенностями и структурной единицей личности, как система саморегуляции (самоуправления). Эта система должна обеспечивать способность контролировать себя в процессе выполнения умственной и практической деятельности .
Врожденная слабость регуляторной функции мышления у детей часто определяет их некритическое отношение к собственным и чужим поступкам и поступкам. Дети с нарушением интеллекта не могут критически оценивать свои способности, склонности и результаты собственного труда.
1.2 Особенности направленности личности детей с нарушениями интеллекта
Направленность личности является основным психологическим свойством, определяющим целевые установки, содержание деятельности и поведения человека. Ориентация включает в себя совокупность взаимодействующих мотивов, потребностей и интересов – это система мотивов, проявляющихся в избирательности отношений и активности личности.
В каждой конкретной деятельности существуют ведущие и второстепенные мотивы. В процессе деятельности ведущий мотив может меняться. Изменение ведущего мотива означает изменение позиции индивида по отношению к цели деятельности. У обычных детей, даже в дошкольном возрасте, мотивы опосредуются сознательно поставленной целью, происходит подчинение одних мотивов другим. В школьном возрасте этот процесс совершенствуется, мотивов становится больше, их содержание становится другим, повышается их осознанность. Дети с нарушением интеллекта характеризуются низким уровнем осознания мотивов, быстрой изменчивостью, неустойчивостью ведущих мотивов, что объясняется сильной зависимостью мотива от ситуации, сложностью процесса опосредования мотивов, связанной с невозможностью постановки и реализации цели, нарушением смыслообразования мотивов, при котором мотивом остается только то, что известно и не имеет значения.
Мотивы детей с нарушением интеллекта бедны смыслом. Формирование широких социальных мотивов особенно затруднено, так как здесь необходим высокий уровень обобщения. Когда они сознательны, они проявляются в форме поведенческих мотивов. Это мотивирующие силы психической деятельности и действий индивида. У нормального ребенка при правильном воспитании одновременно развиваются все виды потребностей, а также количество и потребности познавательного характера .
У детей с нарушением интеллекта слабо развита любознательность, отсутствует потребность в приобретении знаний, практически отсутствует выраженная мотивация к различным видам деятельности. В то же время у них все еще есть адекватные органические потребности. Однако с годами мотивирующая сила последних возрастает.
Духовные потребности развиваются в них медленно. Такая дисгармония в развитии потребностей определяет и неполное развитие определенных личностных качеств. Потребности определяют интересы каждого индивида. Интерес - это эмоционально-когнитивное отношение к объекту или действию, которое побуждает к познанию непосредственно, независимо от других мотивов. Исходя только из этого, следует отметить, что у детей с нарушением интеллекта поздно и трудно формируются высшие духовные интересы .
Познавательные интересы - это одна из разновидностей духовных интересов. Первоначальное проявление познавательного интереса следует отнести к стремлению умственно отсталого ребенка ближе познать предмет. Этот интерес неустойчив, ситуативен.
Устойчивый, личностный интерес характеризуется когнитивной устойчивой направленностью. Для его возникновения у детей с нарушением интеллекта необходима специальная длительная и кропотливая работа. В ходе специальных исследований было установлено постепенное формирование познавательных интересов у детей с нарушениями интеллекта. На первом этапе интерес тесно связан с любопытством, вызванным внешними факторами: использованием нового и интересного материала, играми, красочной наглядностью.
На втором этапе возникает интерес к процессу занятий: письму, решению примеров, чтению и т. д. В нем преобладают внешние факторы. Однако интерес поддерживается выполнением учебных заданий.
На третьем этапе интерес проявляется непосредственно к содержанию изучаемого материала. Есть желание и умение применять полученные знания на практике. Ребенок уже становится активным участником развития интереса.
Глава 2 Теоретические аспекты изучения особенностей выявления дошкольников с нарушениями интеллекта
2.1 Современные проблемы психологической диагностики нарушений интеллекта у детей
Психологическая диагностика нарушений интеллектуального развития у детей всегда была актуальной проблемой для специалистов, работающих в области специальной и клинической психологии. Однако, диагностировав задержку или отставание в интеллектуальном развитии, воспитатели, учителя и родители неизбежно сталкивались с вопросом о том, как, насколько это возможно, исправить это явление.
Психологическая коррекция интеллектуального развития детей - это, пожалуй, самая сложная проблема в психологической коррекции вообще. Во-первых, психологическая коррекция принципиально отличается от детской психотерапии тем, что ее цели и задачи направлены как прямо, так и косвенно на интеллектуальное развитие ребенка, в то время как психотерапия работает с эмоциональным и личностным развитием ребенка .
Всем известно, что для детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями многие методы детской психотерапии недоступны, так как требуют развитого воображения, детальных речевых формулировок и т.д.
Второй проблемой психологической коррекции нарушений развития ребенка является необходимость создания таких психологических условий для ребенка, при которых он способен максимально реализовать свои интеллектуальные возможности. Для любого ребенка существует возможность трудностей в реализации и демонстрации своих интеллектуальных способностей, возникающие в конкретной ситуации. Например, процедура тестирования, требование учителя или воспитателя давать быстрые или подробные ответы, частое порицание и переживание неудач и неуспехов, насмешки окружающих детей или членов семьи.
Вопрос психологической коррекции интеллектуальных нарушений всегда должен решаться в контексте психологической коррекции всей структуры расстройства развития ребенка. При обсуждении психологической коррекции развития детей специалисты обычно акцентируют внимание на двух возможных целях: это нормализация хода развития ребенка и компенсация дефекта развития.
В 70-е годы сложность школьных программ в нашей стране привела к тому, что большая группа детей не могла справиться с массовой школьной программой с первого класса. Изучение состава отстающих школьников показало, что у этих детей имеется небольшая органическая недостаточность мозговых структур, что создает предпосылки для возникновения умственной отсталости.
Комплексное изучение специалистами детей с задержкой психического развития выявило некоторое недоразвитие практически всех высших психических функций, а также отсутствие личностной мотивации к обучению. Однако дети с нарушением интеллекта также отличались от детей с диагностированной легкой степенью умственной отсталости, показывая гораздо лучшие результаты в различных интеллектуальных тестах .
2.2 Коррекция нарушений интеллектуального развития у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - это период наиболее интенсивного формирования интеллектуального развития и личности ребенка в целом . Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в дальнейшем реализовать его в полной мере не представляется возможным. Особенно это касается детей с нарушенным интеллектом.
С точки зрения непрофессионала, дошкольники с нарушенным интеллектом не так уж сильно отличаются от своих сверстников. Родители часто не придают значения тому, что их ребенок позже начал самостоятельно ходить и действовать с предметами, что несколько задерживает его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и только потом становятся проблемой при выполнении заданий учебного типа.
К старшему дошкольному возрасту у такого ребенка возникают явные трудности в освоении программы детского сада: дети пассивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Их уровень интеллектуального развития ниже, чем у большинства сверстников.
Детей с различными формами умственной отсталости можно встретить во всех типах дошкольных образовательных учреждений, практически во всех общеобразовательных группах. При этом одной из основных задач педагога-психолога является создание условий, способствующих решению проблем личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер данной категории детей.
В связи с этим разработана и успешно реализуется программа коррекционного развития, целью которой является социально-психологическая реабилитация (наращивание потенциала) и адаптация (реализация накопленного потенциала) в обществе дошкольников с нарушениями интеллекта .
Программа основана на осознании детьми защитных реакций, последствий своих действий, формировании социально правильного поведения в различных ситуациях общения и умении применять различные методы психологической защиты на практике. В то же время основная функция психологической защиты заключается в сохранении положительного образа «Я», в защите сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний, в снижении тревожности и повышении самооценки.
Разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением интеллекта может рассматриваться как одно из приоритетных направлений педагогики.
Заключение
В диагностике нарушений интеллекта нельзя ограничиваться только установлением факта общего умственного недоразвития ребенка, поэтому цель состоит в том, чтобы сформулировать исчерпывающий диагноз, отражающий прежде всего:
1. оценку степени выраженности интеллектуального дефекта и его особенностей;
2. клинико-психологическую характеристику структуры дефекта;
3. наличие коморбидных расстройств;
4. этиологические факторы;
5. степень адаптации к окружающей среде;
6. социально-психологические факторы, участвующие в формировании
клиники заболевания и его социальной адаптации
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андрющенко Н. Взаимодействие игровой и учебной деятельности / Н. Андрющенко // Дефектология. - 2017. - № 1. - С.38-40.
2. Ануфриев А.Ф. Исследование мышления у детей / А.Ф. Ануфриев, С. Костромина - СПб.: Знания. - 2011. - 127с.
3. Васенков Г.В. Педагогические аспекты обучения детей с нарушениями интеллекта / Г.В. Васенков // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 2. - С.13-17.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: Издательский центр «Академия», 1993. - 304 с.
5. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Л.С. Выготский - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 201 с.
6. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / ГовардГарднер; [пер. с англ. А. Свирид; под. ред. Э. Крайникова]. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2017. - 512 с.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Джон Гилфорд // Психология мышления: статьи [под. ред. А. М. Матюшкина]. - М.:Прогресс, 1965. – 456с.
8. Дьяченко О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 184 с.
9. Илюшенко А.С. Обучение детей с нарушениями интеллекта / А.С. Илюшенко, И.А. Астафьев // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2018. - № 12. - С.60-63.
10. Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Белкина Н.А. - Свердловск: 2010. - 108 с.
11. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
12. Костровский Г.И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. / Г.И. Костровский // Вопросы психологии. - 2016. - № 11. - С.32-37.
13. Крамаренко В. Ю. Интеллект человека / В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитин, Г.Г. Андреев. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2010. – 184 с.
14. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Жан Пиаже; [пер. с франц. А. М. Пятигорского]. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
15. Практический интеллект / [Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж., Хорвард Дж. А. и др.]; под. общ. ред. Р. Дж. Стернберга; пер. с англ. К. Щукин, Ю. Буткевич. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
16. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещения, 2015. - 149 с.
17. Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.А. Карабанова, И.А. Коробейников, В.З. Кантор // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2019. - № 36. - С.5
18. Синев В.М. Психология умственно отсталого ребенка: учебник. / В.М. Синев, Н.П. Матвеева, А.П. Хохлина. - Спб.: Знания, 2008. – 347 с.
19. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта / Н.Д. Соколова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 179 с.
20. Яковлева С.Д. Зависимость памяти и внимания от состояния высших нервных процессов у детей с нарушением интеллекта / С.Д. Яковлева // Дефектология: Науч.- метод. журн. - 2016. - № 2. - С.35-39.
21. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2014. - 312 с.