Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что микропредприятия обладает большей мобильностью к постоянно изменяющимся условиям рыночной экономик, находится ближе к потребителю и способен удовлетворять их потребности. Все это приводит к необходимости понять роль предпринимательства в экономике страны, определить какое место оно занимает в современных рыночных условиях, а также каков его потенциал. Эффективная деятельность предпринимателей имеет практическую значимость для рыночной экономики, следовательно, государство заинтересовано в поддержке и развитии микропредприятий.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение мероприятий направленных на повышение эффективности регулирования микропредприятий.
1. Понятие и сущность микропредприятий
1.1. Определение микропредприятий
Микропредприятия на данный момент считается одним из базовых сегментов рыночной экономики, от степени результативности существования которого непосредственно зависят темпы экономического роста и структура валового национального продукта.
Развитие микропредприятий активизирует перестройку структуры экономики, дает большую свободу рыночного выбора, создает новые рабочие места, способствует быстрой окупаемости затрат, чутко реагирует на любое изменение спроса со стороны потребителя. Микропредприятия поддерживает обеспечение насыщения рынка товарами и услугами, помогает преодолеть отраслевой и региональный монополизм, расширить конкуренцию, внедрить достижения научно-технического прогресса, укрепить экономическую базу в селах и небольших городах.
Карпович О.Г. определяет более узкий смысл микропредприятий и представляет его как частное, коммерческое предприятие. Оно должно отвечать определенным государством, на законодательном и нормативном уровне, требованиям и критериям .
1.2 Особенность деятельности микропредприятий
К субъектам микропредприятий (МБ) - относят организации и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые соответствуют определенным критериям микропредприятий и которые включены в единый реестр таких субъектов. В федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2020) «О развитии микропредприятий в Российской Федерации» рассмотрены критерии определения микропредприятий (таблица 1.1).
Вклад в экономику субъектами малого предпринимательства (СМП) является важнейшей составляющей развития государства. Государственная поддержка микропредприятий существует в странах Америки, Европы и в некоторых странах Азии.
2. Микропредприятия в развитии экономики России
2.1 Роль микропредприятий в развитии экономики России
Заниматься малым бизнесом очень удобно, ведь в таком случае можно вести упрощенную систему бухгалтерского учета, следовательно, и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Так же на некоторых малых предприятиях нельзя проводить неплановые проверки (кроме ФНС, ПФР или ФСС). По состоянию на 01.01.2021 г. насчитывается 5 813 278 МБ (рисунок 2.1).
2.2 Государственная поддержка микропредприятий
Рыночная экономика представляет собой экономику предпринимательской деятельности, и прогресс одного из ключевых ее секторов – микропредприятий , считается государственной задачей. Имеется положительная роль микропредприятий . Шаги, которые сделаны в его развитии, имеют конструктивные результаты.
Гражданское общество создается с прогрессом демократии, формированием нормативно-правового государства, рыночной экономики. В связи с этим микропредприятия считается ключевым фактором создания гражданского общества. Роль страны в развитии микропредприятий должна определяться в формировании комфортных условий для организации новых и развития работы уже имеющихся малых и средних компаний. Однако, несмотря на то, что нормативно-правовая основа для развития бизнеса сформирована, немало нормативно-правовых актов, которые связаны с налогами, страховыми взносами, ростом тарифов на них вступают в явное противоречие.
На первом месте среди причин, существенного торможения в развитии микропредприятий считается отсутствие гибкости в налоговой политике, особенно по отношению к начинающим предпринимателям. Так, к примеру, вместо уменьшения тарифов на страховые взносы с 1 января 2013 года произошло почти двойное повышение. Для индивидуальных предпринимателей страховые взносы составили 32 479 руб. в год вместо 14 300 руб., что заставило десятки тысяч малых предпринимателей к отказу от собственного дела.
Из любых четырех организаторов «своего дела» в России через полгода остается один. Высокие ставки по банковским кредитам, помноженные на предпринимательские риски и серьезную налоговую нагрузку, влияют на микропредприятия. Это, в свою очередь, приводит к негативным показателям в общественно-политической сфере, о которой говорилось выше. На наш взгляд, более широкое использование «налоговых каникул» в том числе дифференцированные ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость позволит начинающему малому предпринимательству развиваться, и в дальнейшем стать стабильными высоко платежеспособными налогоплательщиками. В данной ситуации, конечно, важна государственная воля, которая проявлена, в первую очередь, в нормативно-правовом регулировании, направленном как на экономические результаты в перспективе развития микропредприятий , так и на прогресс его социально-экономического и политического аспекта.
Следует отметить, что в последние годы усилилась государственная поддержка субъектов малого предпринимательства.
Это, частности, проявляется в следующем:
‒ Государственные компании обязаны приобретать у субъектов малого предпринимательства 18 % товаров, услуг и работ из всего необходимого количества.
‒ Принят закон введение моратории на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года на проверки микропредприятий.
‒ Создана Государственная корпорация по поддержке субъектов малого предпринимательства на базе Агентства кредитных гарантий.
Малое предпринимательство играет значительную роль в экономике развитых стран, тогда как в экономике РФ основополагающее место занимает, все же, крупный бизнес, являясь основным источником пополнения бюджета. В России обычным является тот факт, что субъект малого предпринимательства работает в сфере торговли или услуг, не связанных с внедрением новых технологий.
3. Перспективы развития микропредприятий в условиях финансового кризиса
3.1 Влияние финансового кризиса на развитие микропредприятий
Проведем анализ исследованных в предыдущей главе показателей на основе данных Росстат за 2018–2020 гг. Число субъектов микропредприятий в расчете на 10 тыс. чел. населения представлены в таблице 3.1.
На протяжении исследуемого периода наблюдается тенденция снижения числа субъектов предпринимательства с 242,7 тыс. в 2018 году до 238,3 тыс. Снижение составило 98,2% по отношению к начальному значению. На территории Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения численности населения с 146 545 тыс. чел. в 2018 году до 146 880 тыс. чел. в 2020 году. При этом, показатель числа субъектов микропредприятий в расчете на 10 тыс. чел. снижается. В 2018 году на каждые 10 000 населения приходилось 16,6 субъектов предпринимательства, в 2019 году данный показатель увеличился до 17,5 предприятий, а к 2020 году снизился на 2,0% и составил 16,2.
3.2 Перспективы развития микропредприятий в условиях финансового кризиса
Правильное эффективное государственное регулирование экономики, рыночная экономика и рыночные отношения — это дополняющие и объединяющие друг друга процессы. Сегодняшняя реальность показывает, что свободная от какого-либо вмешательства, от каких-либо ограничений рыночная экономика бывает только в теориях и такая модель пока нигде не испытана. Считаем, что, хотя рыночной системе присущи специфические регулирующие механизмы и элементы, иногда она создает непредвиденные ситуации и различные серьезные проблемы. Поэтому, если они не будут продуманно и целесообразно регулироваться государством, то это может привести к нарушению социального равновесия и установленных правил, так как рынок не может сам по себе создавать и последовательно развивать устойчивую экономическую инфраструктурную систему.
Модель влияния государства на экономическую деятельность должна быть выбрана в соответствии с требованиями времени и экономического развития. Эта модель должна учитывать взаимосвязь принципов либерализма и материализма в управленческом механизме. В результате усилится роль государства в управлении экономикой РФ. Особо надо отметить, что сбалансированность спроса и предложения должна устанавливаться государством, чтобы обеспечивалась сбалансированность рынка (товарного, трудового и рынка капитала) и цен. Сбалансированность будет способствовать устойчивости доходов населения и препятствовать росту инфляции. В РФ правительство не регулирует сбалансированность спроса и предложения. Наличие высокого уровня монополизма в РФ является уже общепризнанным фактом. Принятие в стране социально направленной модели экономического развития предусматривает усиление роли государственного регулирования .
Роль государства в управлении экономикой страны без вмешательства в экономические процессы, происходящие в обществе, обосновываются следующим: "...в обществе всегда бывают такие виды деятельности, которые нельзя оценивать только с аспекта прибыльности общества. Решение таких проблем, как оборона страны, защита окружающей среды, строительство автомагистралей, устранение последствий природных катаклизмов, развитие фундаментальных наук и образования и т.д. может быть реализовано только государством. Наряду с этим, экономике присуще циклическое развитие, одной из фаз которого являются кризисы. Государство, вмешиваясь в экономику, смягчает отрицательные последствия кризиса и ускоряет выход из него" .
3.3 Микропредприятия в ситуации COVID-19
К началу 2021 года можно ожидать реальных последствий для жизни людей во всех странах: с низким, ниже среднего, выше среднего и высоким уровнями дохода. С учетом все более широкого распространения проблемы нехватки продовольствия на местном уровне имеющиеся запасы, скорее всего, сократились. Дорогостоящие товары, такие как фрукты и овощи, мясо, рыба и молочные продукты, хотя и являются сейчас легкодоступными, как правило, в большей степени подвержены влиянию логистических проблем , поскольку их производство является трудоемким, а сами эти продукты — скоропортящимися. Отслеживание данных о движении различных видов продовольственных товаров в режиме реального времени позволяет снизить степень неопределенности и ограничить любые панические действия стран по борьбе с внешними или внутренними препятствиями для торговли.
Во многих странах цены на продукты питания растут в городах , где сосредоточена основная масса потребителей, даже при их снижении в сельских районах, где продовольствие производится, складируется, сортируется и распределяется и откуда оно доставляется на городские и полугородские рынки. Такой дисбаланс возникает из-за отсутствия возможностей для увязки предложения продовольствия в сельских районах со спросом в городах и странах, импортирующих продукты питания. В местах, где эти процессы являются трудоемкими или где наблюдается высокая концентрация людей, как правило, возникают проблемы, связанные со страхом в отношении чрезмерных контактов и отсутствием мер по защите работников сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Когда молоко и молочные продукты, фрукты и овощи, мясо и рыба не доходят до оптовых и розничных рынков, фермеры, скотоводы, рыбаки и торговцы несут большие потери в доходах. В связи с этим сокращается объем ресурсов для подготовки к посадочным работам, вылову рыбы или разведению и убою скота в следующем сезоне. Кроме того, значительное количество продуктов питания, которые доходят до розничных торговцев и потребителей, просто выбрасывается ввиду закрытия ресторанов и накопления потребителями запасов из-за страха лишиться доступа к магазинам розничной торговли.
Некоторые потенциальные сбои можно избежать. Опыт борьбы со вспышкой болезни, вызванной вирусом Эбола, в 2014 году показал, что принятие ограничительных мер приводит к сбоям в подготовке сельскохозяйственной продукции и ее поставке на рынки. Снижение спроса на скоропортящиеся продукты привело к резкому сокращению доходов мелких семейных фермерских хозяйств и других мелких производителей. Это, в свою очередь, затруднило доступ производителей к производственным ресурсам и нарушило процесс производства. Кризис в области здравоохранения превратился в кризис средств к существованию и кризис в области занятости, после чего перерос в продовольственный кризис. Во избежание повторения подобной ситуации правительства должны отнести услуги в области продовольственного обеспечения и питания к числу жизненно важных, обеспечивать безопасность продуктов питания и оказывать помощь в деятельности, связанной со сбытом или хранением продуктов питания, или принимать иные меры для защиты доходов и доступа к продовольствию.
С учетом необходимости оперативного принятия мер для предотвращения дальнейшего распространения или усугубления возникшей чрезвычайной ситуации Генеральный секретарь объявил о начале осуществления Глобального плана гуманитарного реагирования на пандемию COVID-19. Объем ресурсов, необходимых для осуществления этого плана, который был обновлен в мае, увеличился с 2,01 млрд долл. США до 6,7 млрд долл. США. Это значительное увеличение объясняется ростом гуманитарных потребностей и получением более точного представления о них, прежде всего в связи с расширением масштабов чрезвычайной ситуации в области продовольственной безопасности, а также включением еще десяти стран в число тех, кому требуется первоочередное внимание, по итогам анализа их уязвимости в условиях пандемии и их потенциала реагирования на местном уровне.
Заключение
Итак, после проведенного исследования по теме работы можно сказать, что ее цель достигнута. Сделаем следующие выводы.
1. Главным преимуществом микропредприятий является то, что он способен быстро и гибко адаптироваться или перестраиваться к внешним и внутренним условиям хозяйствования, более приспособлен к кризисным периодам экономики государства. Микропредприятия стабилизирует и преобразовывает социально–экономическую структуру общества, создает среду для конкуренции и развития рыночных отношений.
2. Формы предпринимательства могут быть классифицированы на: малые, средние и крупномасштабные. Формы деятельности без образования юридического лица называются индивидуальные, то есть – индивидуальное предпринимательство. В таких формах деятельности капитал предпринимателя не берется из его личного имущества. То есть в случае возникновения просроченной задолженности индивидуальный предприниматель отвечает своим личным имуществом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые материалы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации // www.consultant.ru
2. Налоговый кодекс Российской Федерации // www.consultant.ru
Специальная литература
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента : учебное пособие / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 306 с.
4. Балтина А. Финансовый менеджмент в секторе государственного управления : учебное пособие / А. Балтина. –Оренбург : ОГУ, 2019. – 173 с.
5. Басовский Л.Е. Экономический анализ/ Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский. – М.: Инфра–М, 2020. – 416 с.
6. Бурмакина Н.И. Формирование, учет объекта недвижимости и регистрация прав на недвижимое имущество / Н.И. Бурмакина ; Российский государственный университет правосудия. – Москва : РГУП, 2020. – 104 с.
7. Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник. Практикум / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – 7–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2019. – 448 с.
8. Закирова О.В. Управление финансовыми потоками и бюджетирование на предприятии / О.В. Закирова, Е.Е. Гамова ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар–Ола : ПГТУ, 2020. – 156 с.
9. Запунная В.А. Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник / В.А. Запунная, О.В. Девяткин, Н.Б. Акуленко, С.Б. Баурина. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2020. – 777 с.
10. Карпович О.Г. Финансовый менеджмент : учебник / О.Г. Карпович, А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова ; под общ. ред. О.Г. Карповича. –Москва :Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 396 с.
11. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: конспект лекций с задачами и тестами : учебное пособие / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2020. – 559 с.
12. Костин И.Б. Экономика организации (предприятия) / И.Б. Костин, Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2020. – 292 с.
13. Левкин Г.Г. Организация производства / Г.Г. Левкин. – Москва ; Берлин : Директ–Медиа, 2020. – 141 с.
14. Меньшикова М.А. Экономическая устойчивость предприятия :[16+] / М.А. Меньшикова ; Технологический университет, Кафедра экономики. – Москва ; Берлин : Директ–Медиа, 2020. – 36 с.
15. Паламарчук А.С. Экономика предприятия: учебник / А.С. Паламарчук. – М.: ИНФРА–М, 2020. – 458 с.
16. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат.сб./ Росстат. – М., 2019. – 511 с.
17. Россия в цифрах. 2020: Крат. стат.сб./ Росстат. – М., 2020. – 522 с.
18. Россия в цифрах. 2020: Крат. стат.сб./ Росстат. – М., 2020. – 549 с.
19. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для ср. спец. учеб. заведений / Н.А. Сафронов. – 2–е изд., с изм. – М.: Магистр, 2020. – 256 с.
20. Фальцман В.К. Интенсивный курс МВА: Учеб. пособие / В.К. Фальцман, Э.Н. Крылатых. – М.: Инфра–М, 2020. – 544 с.
21. Хасянова С.Ю. Совершенствование банковского регулирования и надзора в России на основе международных принципов / С.Ю. Хасянова. – М.: Юрайт, 2018. –234 с.
22. Швандар В.А. Экономика организаций (предприятий) / В.А. Швандар, В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2020. – 608 с.
23. Шелухина Е.А. Финансовый учет (продвинутый уровень) : учебное пособие / Е.А. Шелухина. –Ставрополь : СКФУ, 2019. – 350 с.
Интернет-ресурсы
24. Министерство экономического развития РФ // economy.gov.ru