Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Структура интеллекта подразделяется на несколько уровней, среди которых могут выделяться лингвистический интеллект, логико-математический интеллект, музыкальный, социальный интеллект и т.д.
Явление социального интеллекта получает в современном кросс-культурном и социальном пространстве особенное рассмотрение так как повышается уровень исследований вопросов управления человеческими ресурсами в тех или иных сферахпрофессиональной деятельности человека.
В сравнении с концом ХХ века, когда по проблеме социального интеллекта существовало только несколько публикаций, в первой половине XXI века проведены исследования как в зарубежной, так и в отечественной психологии по проблеме диагностики и особенностей развития социального интеллекта. На понимание категории социального интеллекта на современном этапе, кроме утвержденного взгляда о значимости социальных эмоций, а также познавательных процессов для данного феномена, также значительное влияние оказали и культурные, социально-экономические особенности современного общества.
Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект обеспечивает правильную оценку текущей ситуации в общении, и, как следствие, адекватное и успешное социальное взаимодействие личности, что наиболее выражено в подростковом возрасте.
Подростковый возраст, период между детством и взрослой жизнью, обусловлен необходимостью приобретать определенных навыки знаний, в процессе получения которых развивается психика и менталитет подростка, от формирования склада мышления до высшей ступени развития психики – социального интеллекта.
Непосредственная актуальность настоящего исследования определяется необходимостью в получении знаний о механизмах успешного социального взаимодействия подростков между собой.
Подростковый возраст как период становления личности, имеет множество противоречий между высоким уровнем развития интеллекта и психологической культуры и часто встречающимися трудностями в понимании отношений между детьми в подростковом возрасте, социальной ситуации, в адаптации к обществу. В частности, понимание процесса общения и поведения подростков, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особый умственный потенциал - социальный интеллект, где эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей.
Целью данной работы является рассмотрение социального интеллекта подростков.
Задачи:
- описать феномен социального интеллекта в исследованиях зарубежных авторов;
- рассмотреть социальный интеллект в понимании зарубежных авторов;
- проанализировать онтогенез социального интеллекта;
- описать динамику личностных изменений в подростковом возрасте;
- охарактеризовать гендерные особенности социального интеллекта в подростковом возрасте.
Объект исследования – социальный интеллект. Предмет исследования – особенности социального интеллекта в подростковом возрасте.
Глава 1 Теоретические аспекты социального интеллекта
1. 1 Феномен социального интеллекта в исследованиях зарубежных авторов
Под социальным интеллектом следует понимать комплекс способностей личности определить собственное эмоциональное состояние, распознать эмоциональные состояния окружающих, а также предпринять конкретные действия по использованию полученных знаний с целью разрешения тех или иных вопросов, конфликтов, противоречий, возникающих в профессиональной, межличностной, внутриличностной коммуникативной среде, как определяет данное явление Е.А. Сергиенко .
Несмотря на то, что на современном этапе развития науки явление социального интеллекта является достаточно разработанным, все еще остаются некоторые аспекты, получающие двойственную оценку.
Е. Л. Торндайк обосновал явление социального коэффициента в структуре личности впервые в своей докторской диссертации в ХХ в.
Социальный интеллект стал одним из первых этапов в продвижении научного обоснования теории о данном явлении в структуре личности. В 1928 году данный автор в рамках собрания ассоциации психологов презентовал обновленный тест на измерение социального интеллекта, который содержал перечень вопросов с целью определения уровня развитости коэффициента социального интеллекта.
Таким образом, были заложены научные и методологические основания для закрепления модели социального интеллекта Торндайка, который подразделил интеллект на абстрактный, механический и социальный.
Социальный интеллект понимался Э. Торндайком как способность управлять человеческими взаимоотношениями, оказывать влияние на окружающих людей.
В дальнейшем исследования социального интеллекта были расширены уже после завершения Второй мировой войны.
Структура модели социального интеллекта в зарубежной психологии (Р.Л. Торндайк, М. Салливен) представлена 15 способностями:
1. Способность самоуважения. Под данной способностью следует понимать умение понимать, осознавать и ценить собственную личность, понимать и определять границы своих возможностей, положительные и отрицательные стороны, принимать себя с учетом достоинств и недостатков.
2. Способность эмоциональной осознанности. Под данной способностью следует понимать умение личности видеть и распознавать те или иные эмоциональные реакции в текущий момент, разграничивать их и видеть условия, причины возникновения данных эмоциональных реакций.
3. Способность ассертивност, или самовыражения. Данная способность выражается в умении доступно, ясно выражать собственные чувства, эмоции и мысли, умение мобилизации своей эмоциональной энергии, проявления твердости собственных убеждений, отстаивания собственной точки зрения.
4. Способность к независимости. Умение личности полагаться на собственные силы и возможности, сохранять эмоциональную независимость от состояния окружающих и их поступков.
5. Способность к эмпатии. Способность человека распознавать, осознавать, понимать эмоциональные состояния и чувства окружающих людей.
6. Способность к принятию социальной ответственности. Умение осознавать себя как члена определенной социальной группы, осуществлять конструктивное взаимодействие с ними, проявлять заботу, внимание, брать ответственность за собственные поступки перед другими людьми.
7. Способность к межличностным взаимоотношениям. Способность осуществления конструктивного коммуникативного взаимодействия за счет вербальных и невербальных средств общения с другими людьми, умение устанавливать, а также поддерживать взаимовыгодные взаимоотношения, опираясь на чувства эмоциональной близости. Умение испытывать свободу и комфорт в условиях социальных контактов.
8. Способность к стрессоустойчивости. Умение эффективно управлять собственным эмоциональным состоянием, отыскивать выход из сложившейся ситуации.
9. Способность к контролю импульсов. Умение сдерживать собственные эмоции, избегать соблазнов.
10. Способность к оценке окружающей действительности. Умение сопоставлять собственные мысли и чувства с показателями, компонентами, аспектами объективной внешней действительности.
11. Способность к гибкости. Умение личности осуществлять коррекцию собственных чувств, мыслей, представлений и поведения на основании требований постоянно изменяющейся ситуации.
12. Способность к решению проблем. Умение установления и формулирования проблемы с последующей способностью разработки и принятия потенциально эффективного решения.
13. Способность к самоактуализации. Умение постановки целей и направления собственной деятельности для их достижения, для реализации собственного личностного потенциала.
14. Способность к оптимистическому восприятию. Умение хранить надежду, а также позитивное восприятие в условиях даже сложных обстоятельств.
15. Способность к счастью, благополучию. Умение испытывать удовлетворенность собственными достижениями, достижениями окружающих и жизнью в целом.
Разрабатывая модель социального интеллекта, зарубежные авторы исследовали ранние публикации Ч. Дарвина о значимости эмоциональной экспрессии для целей выживания и адаптации. Идеи, высказанные Ч. Дарвином, позволили расформировать такое видение социального интеллекта, в котором как эмоции, так и социальные качества способствовали бы более успешной адаптации личности в условиях окружающего социокультурного пространства.
Кроме этого, значительное воздействие на зарубежную модель социального интеллекта оказали также труды Дж. П. Гилфорда о значимости иррациональных и когнитивных факторов, которые в комплексе представляют явление интеллектуального поведения личности.
Разработанная модель социального интеллекта в зарубежной психологии, таким образом, опирается на следующие ключевые способности личности:
-способность осознавать, понимать и выражать эмоции и чувства;
-способность осознавать, понимать и видеть зависимость между обстоятельствами и эмоциональными реакциями окружающих;
-способность управлять и контролировать собственные эмоции;
-способность приспосабливаться к изменениям, адаптироваться и разрешать проблемы, связанные с внутриличностным генезисом (собственные аффекты), и с особенностями окружающих людей (объективные аффекты);
-способность вырабатывать позитивные эмоции и поддерживать объективный уровень самомотивации к деятельности.
С позиций зарубежной модели социального интеллекта под ним следует понимать кросс-культурную секцию, в которой эмоциональные и социальные умения личности соединяются друг с другом, объединяясь в навыки и способности, позволяющие личности определить, насколько эффективно она самовыражает себя в деятельности, вступает в межличностные связи с окружающими, справляется с ежедневными вызовами и потребностями.
Эмоциональные и социальные компетенции, таким образом, умения и навыки, способности, непосредственно связанные со значимостью самоактуализации личности, формируют пятнадцать компонентов модели,
Фрагмент для ознакомления
3
1) Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: /Л. И. Божович. Под ред. Д.И.Фельдщтейна.М. 2018
2) Бодалев, А. А. Об одаренности человека как субъекта общения [Текст] / А. А. Бодалев // Психология. –1999. –No 1. –С. 24—29.
3) Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы // автореферат канд. псих.наук / А.В. Воронина. - Иркутск, 2018
4) Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природыэмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. –1968. –No 2. –С.157-159
5) Гусев, С. И. Психолого-педагогическая диагностика в социально-культурной рекреации [Текст] / С. И. Гусев. –Кемерово: Кемеровский гос. ин-т культуры, 2018. –147 с.
6) Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов. –Л., 1985. –167 с.
7) Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е. А. Климов. –М.: Знание, 2018. –447 с.
8) Кокотайло К. А., Социально-эмоциональные аспекты развития личности девочек-подростков, обучающихся в закрытых ведомственных образовательных организациях // Психология обучения. — 2017. — № 12. — С. 50-69 :
9) Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции и взаимоотношение [Текст] / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1. –СПб., 2018. –С. 48–61.
10) Развитие социально-эмоционального интеллекта: практики психолого-педагогической работы: материалы конференции Петербургского международного образовательного форума [Текст]. –СПб.: КультИнформПресс, 2018. –61 с
11) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2 [Текст] / С. Л. Рубинштейн. –М.: Педагогика, 1989. –436 с.
12) Сергиенко, Е. А. Модель психического в онтогенезе человека [Текст] / Е. А. Сергиенко. –М.: Институт психологии РАН, ИП РАН, 2018. –700 с.
13) Сеткова, Н. А. Взаимосвязь самореализации и социального интеллекта у представителей профессии типа «Человек-Человек» [Текст] / Н. А. Сеткова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –2018. –No4. –С. 288-293.
14) Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.:МПСИ, -2018 г.
15) Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] / О. К. Тихомиров. –M.: Изд-во МГУ, 2018. –425 c.
16) Ульянова В. П., Влияние личностной системы норм подростков на формирование социального интеллекта // Психология обучения. — 2011. — N 9. — С. 100-104.
17) Ясюкова Л. А., Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2010. — N 3 (60). — С. 150-164.